Top.Mail.Ru
Москва - 100,9 FM

Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

* Поделиться

Апостол Павел. Мозаика

2 Кор., 192 зач., XI, 5-21.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Поступая тем или иным образом, верующие люди призваны ориентироваться на евангельские заповеди. Но всегда ли знания заповедей достаточно? Ответ на этот вопрос прикровенно звучит в отрывке из 11-й главы 2-го послания апостола Павла к коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 11.

Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов:

хотя я и невежда в слове, но не в познании. Впрочем мы во всем совершенно известны вам.

Согрешил ли я тем, что унижал себя, чтобы возвысить вас, потому что безмездно проповедовал вам Евангелие Божие?

8 Другим церквам я причинял издержки, получая от них содержание для служения вам; и, будучи у вас, хотя терпел недостаток, никому не докучал,

9 ибо недостаток мой восполнили братия, пришедшие из Македонии; да и во всем я старался и постараюсь не быть вам в тягость.

10 По истине Христовой во мне скажу, что похвала сия не отнимется у меня в странах Ахаии.

11 Почему же так поступаю? Потому ли, что не люблю вас? Богу известно! Но как поступаю, так и буду поступать,

12 чтобы не дать повода ищущим повода, дабы они, чем хвалятся, в том оказались такими же, как и мы.

13 Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых.

14 И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света,

15 а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их.

16 Еще скажу: не почти кто-нибудь меня неразумным; а если не так, то примите меня, хотя как неразумного, чтобы и мне сколько-нибудь похвалиться.

17 Что скажу, то скажу не в Господе, но как бы в неразумии при такой отважности на похвалу.

18 Как многие хвалятся по плоти, то и я буду хвалиться.

19 Ибо вы, люди разумные, охотно терпите неразумных:

20 вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо.

21 К стыду говорю, что на это у нас недоставало сил. А если кто смеет хвалиться чем-либо, то (скажу по неразумию) смею и я.

Чтение из послания апостола Павла к коринфянам, которое мы сейчас услышали, может показаться запутанным и сложным для понимания, что отчасти верно. Причина в том, что оно является отрывком большой речи апостола Павла, в которой он объясняется с некоторыми членами коринфской общины по поводу своего поведения. Обстоятельства этого дела настолько далеки от нас, что, кажется, не могут быть для нас ни важны, ни даже интересны, что, однако, на самом деле не верно. Действительно, в каких-то деталях и подробностях речь, которую мы услышали может заинтересовать лишь специалистов, исследующих библейские тексты, но в своей главной мысли, в своей интенции, она оказывается важна для каждого из нас.

О чём говорит апостол? Он отказывался от помощи коринфян, чтобы никто из них не подумал, что он делает это ради прибыли. При этом он же спокойно получал поддержку от учеников из Македонии. Первым он старался не быть в тягость, в то время как вторые терпели издержки. Выглядит это, мягко говоря, странно. Впрочем, только на первый взгляд. Сам Павел дальше объясняет, что не хотел давать повода к возмущению тем, кто такой повод искал. Иными словами, в общине Коринфа были люди, настроенные к апостолу враждебно. Чтобы не провоцировать их подозрений и не нарушить и без того сложных взаимоотношений, Павел отказывался от любой их помощи. В то же время, братия из Македонии были простыми и искренними, ни в чём не подозревающими его людьми, поэтому их помощь он принимал спокойно.

В Ветхом Завете была заповедь о том, что трудящийся достоин пропитания, но в разных условиях апостол применял её по-разному. И мы должны поступать так всегда. Заповеди — это неизменные ориентиры в нашей нравственной жизни, но ландшафт нашей жизни разный, и, как говорилось в фильме Андрея Тарковского «Сталкер», (здесь прямой путь — не самый короткий. Поэтому важно не просто применять евангельские заповеди, но думать о том, как не изменяя им, сделать так, чтобы все получили пользу.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем