В то лето я работал воспитателем в детском православном лагере. В окружении живописной природы, дружного коллектива педагогов, психологов, вожатых-семинаристов и священников. А главное — в окружении детей, которые и были тогда нашей общей главной заботой.
Среди приехавших ребят было не мало тех, кому дома не доставало внимания и любви. Некоторые из таких, проявляя сильный характер, становились в своей среде неформальными лидерами. Они осложняли работу воспитателей, священнослужителей и жизнь лагеря в целом. До одного случая. Который многое изменил.
Однажды в лагерь кто-то привёз гитару, и вечерами мы пели в узком дружеском кругу. Послушать старших приходили и подростки.
Исполнял и я свои авторские песни. Одна из них называлась «О самой высокой любви». Пелось в ней о подлинной истории, которую я услышал от участника тех событий.
В одной из «горячих точек» на территории бывшей Союзной республики — в Средней Азии экипаж военного вертолёта выполнял сложные боевые задачи. В них входило и спасение небольших групп наших пограничников и десантников, которые преграждали путь боевикам-наёмникам через границы в горах Памира.
В экипаже была медсестра. Она оказывала необходимую помощь раненым бойцам.
Во время одного из таких боевых вылетов вертолёт, не заглушая двигателя, приземлился высоко в горах на маленьком пятачке земли, чтобы забрать ребят. Неожиданно в этот момент с криками о помощи на борт устремилось несколько женщин с детьми. Это были жители крошечного горного селения, расположенного рядом. Узнав о приближении большого отряда бандитов, они увидели своё спасение на борту боевого вертолёта. Вскоре все они оказались внутри него вместе с бойцами и их раненными товарищами.
Командир начал подъём. Но все попытки оторвать машину от земли были тщетными, слишком тяжёлым, оказался её вес. Борт только подпрыгивал на месте и не мог взлететь. Казалось, время остановилось, а гибель людей неотвратима.
И вдруг вертолёт, словно облегчённо вздохнув, оторвался от земли и стал удаляться. Набирая скорость, уходил от своих преследователей всё дальше... Это было спасение.
В эти страшные мгновения с борта кто-то заметил на площадке внизу — одинокую фигурку. Она становилась меньше и меньше. Это была медсестра — Светлана Соколова. Девушка в минуту общей смертельной опасности незаметно открыла дверь и выпрыгнула с борта вниз на землю, позволив взлететь надрывающемуся, ревущему вертолёту. Судьба ее осталось не известной. А вот память о христианском поступке живет.
Наши трудные подростки слушали эту песню про подвиг юной девушки молча. После их словно подменили. Они ходили за мной буквально по пятам с просьбой спеть песню снова. Ещё и ещё. Подвиг совершенный практически их ровесницей, подвиг, показавший христианскую любовь так просто и непостижимо, что-то зацепил в сердцах мальчишек. И я наблюдал тем летом рождение чего-то хорошего, доброго, светлого в душах наших воспитанников.
Автор: Сергей Кубасов
Все выпуски программы Частное мнение
«За все грехи человеческие каюсь перед Тобой»
За все грехи человеческие каюсь перед Тобой, Господи Многомилостивый.
Посмотри, семя всех грехов в крови моей! Усердием своим и милостью Твоею, сна не ведая, искореняю злое семя сие. Чтобы не плевелы, а пшеницу приносила нива Господня.
Каюсь за всех обременённых, изнемогающих под тяжестью бремени своего и не умеющих принести заботы свои Тебе. Немощному человеку и малое бремя невыносимо, для Тебя же горы бед, словно комок снега, брошенный в печку раскалённую.
Каюсь за всех болящих, ибо болезнь — плод греха. Из души, очищенной покаянием, вместе с грехом и болезнь исчезает, и Ты в неё вселяешься, Здоровье Вечное.
Каюсь за всех неверующих, которые, от неверия своего, обременяющих себя и ближних болезнями и заботами.
За всех хулящих Тебя каюсь, не знают они, что хулят Хозяина, что питает и одевает их.
Каюсь за всех человекоубийц, отнимающих чужие жизни ради сохранения своей. Прости им Многомилостивый, ибо не ведают, что творят. Не ведают они, что одна жизнь и один человек во вселенной. Вот и режут они половину сердца, чтобы другую сохранить. Ах, как мертвы те, кто отрезает полсердца для себя.
За клятвопреступников каюсь, ибо они суть самоубийцы.
За всех грабящих братьев своих и собирающих богатство бесполезное, плачу и воздыхаю, ибо похоронили они душу свою и не имеют с чем предстать пред лице Божие.
Всех гордых и надменных оплакиваю, ибо перед Тобою они — нищие с пустой сумою.
Плачу и воздыхаю за всех пьяниц и чревоугодников, ибо стали рабами рабов своих.
Каюсь за всех прелюбодеев, ибо предали они доверие Духа Святого, их избравшего для создания жизни. Они же, служение жизни обратили в разрушение её.
За всех многоглаголющих каюсь, Господи, ибо дар Твой — дар слова, превратили они в песок, ничего не стоящий.
За всех разрушителей очагов и мира ближних своих каюсь и воздыхаю, ибо проклятие навлекают на себя и народ свой.
За все уста лживые, за все глаза солгавшие, за все сердца гневливые, за все утробы ненасытные, за все умы злонамеренные, за всякую волю злую, за все помыслы недобрые, за все воспоминания лютые — каюсь, плачу и воздыхаю.
За всю историю рода человеческого от Адама и до меня грешного каюсь, ибо вся история — в крови моей. Ибо я в Адаме и Адам во мне.
За всех великих и малых, что не трепещут перед величием Твоим, плачу и вопию: «Владыко Многомилостивый, помилуй и спаси мя».
«Избави мя, Господи, от всех воспоминаний»
Избави мя, Господи, от всех воспоминаний, от всех, кроме одного. Ибо от воспоминаний делаюсь старым и немощным. Воспоминания убивают моё сегодня. Они душат мой день сегодняшний днём прошедшим и ослабляют надежду мою на будущее, легионы воспоминаний шепчут мне на ухо — будет только то, что было.
А я не хочу, чтобы было только то, что уже было. Я не хочу и Ты, Господи, не хочешь, чтобы будущее было повторением прошлого. Пусть будет небывалое, будет то, чего свет не видел ещё. Слишком драгоценно солнце, чтобы освещать бесконечные повторения.
Проторённые дороги соблазняют путника. Долго земное ходило по земле. Наскучили земле ходоки, из колена в колено, во все времена одни и те же.
Избави мя, Господи, от всех воспоминаний, от всех, кроме одного.
Воспоминание единственное сохрани и освежи во мне. Сохрани и освежи в сердце моём воспоминание о той славе, в которой я ходил, когда был с Тобой и в Тебе, прежде времени и обмана его.
Когда и я был гармонично троичен во святом единстве, подобно Тебе в вечности.
Когда и моя душа была в согласии с разумом и Жизнью.
Когда и моя душа была девственной утробой, разум мой — девственной мудростью, а жизнь — духовной силой и святостью.
Когда и я был свет, и не было тьмы во мне.
Когда и я был блаженство и мир, и не было во мне муки сомнений.
Когда я знал Тебя, как и Ты знаешь меня, и не был смешан с тьмою.
Когда и я не имел ни границ, ни ближнего, ни деления на «я» и «Ты».
Сие воспоминание не отнимай у меня, обнови его, Родителе мой.
Хотя открывает оно пропасть, по дну которой я влачусь, уничижённый и униженный.
Хотя и разлучает меня оно с друзьями и радостями земными, и сметает все преграды между Вчера, Сегодня и Завтра.
Хотя отчуждает меня от самого себя и делает безумцем в очах спутников моих.
Воистину, не мило мне ни с кем, кроме Тебя, не мило ни одно воспоминание, кроме воспоминания о Тебе.
Милостивый Родитель мой, избавь меня от всех воспоминаний, кроме одного.
Борис Кустодиев. «Летний праздник»
— Здравствуйте, Андрей Борисович!
— Рад вас видеть, Маргарита Константиновна! Когда узнал, что вы в эти дни тоже в Астрахани, то решил — почему бы нам с вами вместе не посетить Дом-музей Бориса Михайловича Кустодиева.
— Отличное решение! К тому же, на улице с утра моросит — прогуляться мы всё равно бы не смогли. Знаете, как только осень с дождями и слякотью вступает в свои права, я начинаю тосковать о лете...
— Тогда эта картина наверняка поднимет вам настроение. Посмотрите только — Борис Кустодиев, «Летний праздник».
— Сколько зелени и красок! Вы правы, Андрей Борисович, полотно просто излучает радость. Впрочем, таково свойство всех работ Кустодиева. Очень верно сказал про него художник Александр Бенуа: «Счастливый, щедрый, праздничный талант!».
— Кустодиев и сам часто говорил, что единственный сюжет всех его картин — это любовь к жизни.
— При этом живописец много лет был прикован к инвалидной коляске. Из-за опухоли спинного мозга у него отнялись ноги. А руки болели так, что порой он с трудом мог держать кисть. Но всё же работал, превозмогая страдание.
— Картину «Летний праздник» Кустодиев написал в 1923 году. Как раз незадолго до этого ему сделали третью по счёту, самую сложную операцию. Врачи считали, что Борис Михайлович может её не перенести. А он не только перенёс, но и сохранил невероятное жизнелюбие. Об этом можно судить по самой картине.
— Действительно, она вся дышит светом и радостью.
— Кстати, в марте 1924 года работа побывала в Нью-Йорке, на Выставке русского искусства. А в 1926-м экспонировалась в Японии. Зарубежная пресса тогда писала о том, что на этом полотне перед зрителями открылась русская душа во всей её широте и красоте.
— Верно подмечено! Ведь на картине изображены традиционные русские гулянья в один из самых любимых праздников на Руси — День Святой Троицы. В народе говорили, что в этот день вся земля — именинница. По традиции, после торжественной праздничной Литургии прихожане отправлялись на гулянья. Собирались семьями, с друзьями, трапезничали прямо на траве.
— Этот момент и запечатлел на картине Борис Кустодиев. Жители маленького городка только что вышли из храма. И расположились рядом, на лужайке. Барышни в воздушных белых платьях сидят на пригорке.
— Вокруг сочная летняя зелень. По небу плывут облака, но погода ясная и тёплая. Люди нарядные, с улыбками на лицах. Одним словом — торжество.
— Интересно, что Кустодиев не подразумевал какую-то конкретную местность. На своём полотне он воплотил собирательный образ старой, патриархальной Руси, которую так любил. В каждом городе на Троицу можно было наблюдать подобную картину.
— До революции, разумеется. После 1917 года большевики, увы, старательно выкорчёвывали из народного сознания и веру, и традиции...
— Но такие, как Борис Михайлович Кустодиев, не давали людям забыть свои корни. Художник не боялся в годы узаконенного безбожия писать и выставлять картины, в которых торжествовал русский, православный дух.
— Дочь Бориса Михайловича рассказывала, как однажды живописцу намекнули, что он мог бы очень легко эмигрировать из страны советов. Поехать с выставкой за рубеж и попросту оттуда не вернуться. Кустодиев даже побледнел от таких слов. И заявил: «Я русский, и как бы трудно нам всем здесь ни было, никогда не покину свою Родину!».
— Мне кажется, картина «Летний праздник» — это и есть признание художника в любви к родной земле. Такое радостное полотно! Посмотришь на него в самый хмурый день — и на душе станет светло.
Картину Бориса Кустодиева «Летний праздник» можно увидеть в доме-музее Кустодиева в Астрахани
Все выпуски программы: Краски России