В течение Великого Поста на богослужениях в храме читают покаянную молитву Ефрема Сирина. Первые годы своего воцерковления я никак не могла понять почему же её называют главной молитвой Четыредесятницы.
Звучит она так: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков Аминь».
Когда я в самом начале поста услышала эту молитву, появилась бодрость духа! Желание меняться к лучшему. И непременно исполнить все, о чем говорилось в молитве. Правда, некоторые слова я не до конца понимала. Но решила, что впереди ещё целый месяц. Вот и буду изучать. Такой оптимистичный был настрой.
Но стоило только выйти из храма, вернуться в привычный ритм жизни, как забылись мои благие намерения. Да и текст молитвы тоже.
Прошёл месяц. Время пролетело незаметно. Наступила последняя неделя Великого поста. Я вновь пришла в храм и услышала слова той самой покаянной молитвы. Но теперь для меня они звучали иначе. Каждое слово будто резало по живому, обличало. Напомнило и указало на те самые больные места, которые я так и не начала лечить. «А ведь осталась всего неделя до Пасхи, а я так и не понимаю значения некоторых слов молитвы Ефрема Сирина. Что же такое грех любоначалия и как выглядит смиренномудрие?»
В этот же вечер открыла молитвослов, затем статьи в интернете и стала вчитываться в смысл написанного. Узнала, что любоначалием называют греховное состояние, страстное желание властвовать над другими. Смиренномудрие же — это состояние, в котором человек с миром в душе относится ко всему происходящему.
Я исследовала строки молитвы и открывала для себя всё более глубокие смыслы. Впервые задумалась над тем, что праздность — корень многих грехов. Она сбивает с молитвенного и духовного настроя. В таком состоянии легко впасть в уныние. А в нём уже тяжело видеть свои грехи. В этих коротких словах святой Ефрем Сирин показал насколько все страсти связаны друг с другом и какие добродетели помогают их преодолеть.
Тогда впервые я задумалась над тем, что молитва Ефрема Сирина — это не просто главная молитва поста, это как краткая подсказка, нравственное напоминание о том, как надо вести себя, которую нужно всегда носить с собой. Простая и короткая молитва. Актуальная в любое время года.
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение
19 сентября. О скромности и тщеславии
В 10-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш».
О скромности и тщеславии, — протоиерей Михаил Самохин.
Протоиерей Артемий Владимиров. «И душа с душою говорит»
«И душа с душою говорит. Энциклопедия характеров и судеб» — так назвал протоиерей Артемий Владимиров свою книгу — сборник небольших эссе, на страницах которого батюшка духовно осмысляет произведения отечественных и зарубежных поэтов. Отец Артемий, духовник московского Алексеевского женского монастыря, известный проповедник, педагог и член Союза писателей России, по светскому образованию — филолог. В молодости, ещё до принятия священного сана, батюшку, по собственным его словам, проза увлекала гораздо больше, чем поэзия. Однако ступив на священническую стезю, отец Артемий Владимиров неожиданно по-новому взглянул на поэтическое творчество. Батюшке вдруг захотелось вникнуть в сокровенные глубины сердец знакомых с детства поэтов, вступить в своеобразный поэтический диалог с их бессмертными душами. Обратиться к Пушкину, Лермонтову, Некрасову, Тарковскому, Ахмадулиной и десяткам других поэтов прошлого и современности не только в качестве читателя, но, прежде всего, в качестве пастыря. Именно это протоиерей Артемий Владимиров и попытался сделать на страницах своей книги.
Духовными собеседниками автора стали около 60-ти поэтов. О каждом батюшка сообщает краткую биографическую информацию и анализирует несколько избранных текстов. Начинает с Шекспира. Отец Артемий обращает внимание читателей на глубокий драматизм его произведений. Цитируя 27-й сонет Шекспира, отец Артемий улавливает в его строках путь души от тьмы к свету: Усердным взором сердца и ума \ Во тьме тебя ищу, лишенный зренья.\ И кажется великолепной тьма,\ Kогда в нее ты входишь светлой тенью. Батюшка приводит слова преподобного Варсонофия Оптинского, который называл Шекспира поэтом, обращающим читателя лицом к вечности. Протоиерей Артемий Владимиров сам через века обращается к английскому драматургу в посвящённых ему стихах: В трагедиях — какая бездна \ Тайн изворотливой судьбы.\ Kомедий юмор, нам любезный,\ С печатью светлой простоты. Интересно, что подобный духовно-поэтический диалог — своего рода традиция в русской литературе.
Батюшка признаётся, что Александр Сергеевич Пушкин — пожалуй, самый близкий ему по духу поэт. Что в томике Пушкина он всегда находит мысли, созвучные его собственным. И приводит в пример знаменитое стихотворение поэта: Если жизнь тебя обманет \ Не печалься, не сердись\ В день уныния смирись: \ День веселья, верь, настанет.
От Пушкина, Тютчева, Есенина до Юнны Мориц, Арсения Тарковского, Николая Заболоцкого, Олеси Николаевой и Анны Долгаревой — современной поэтессы Донбасса — удивительными и такими разными поэтическими дорогами проведёт нас отец Артемий Владимиров по страницам своей книги «И душа с душою говорит». Автор отмечает, что хотел бы своей книгой привлечь современного читателя к поэзии, к красоте русского слова. Но главное — показать, что, хотя все мы очень разные, одно у нас, несомненно, общее: душа, которая, как известно, по природе христианка. Она интуитивно ищет Бога, уповает на Его благодать. А значит, каждому из нас окажутся близки переживания и искания поэтов, с которыми протоиерей Артемий Владимиров встретился, как с давними друзьями, на страницах своей книги «И душа с душою говорит».
Все выпуски программы Литературный навигатор
19 сентября. Об Аравийской Иконе Богородицы её чудотворных списках
Сегодня 19 сентября. Церковь чтит Аравийскую Икону Богородицы.
Об иконе и её чудотворных списках, — игумен Лука Степанов.