Ранним утром, когда ещё не рассвело и весь город спал, по улицам Перми неслась пролётка. В ней сидел господин средних лет, одетый в скромный тёмно-зелёный мундир. На сосредоточенном лице его выделялись большие, добрые глаза. Господина звали Фёдор Христофорович Граль. Он был врачом, которого знала и любила вся Пермь. Доктор Граль спешил к пациенту. 14-летнему подростку внезапно стало очень плохо. Родственники послали за Фёдором Христофоровичем. Когда Граль вошёл в комнату больного, тот уже лежал с иконой и зажжённой свечою в изголовье — родные решили, что мальчик умирает. Доктор тщательно осмотрел подростка. Дал какую-то микстуру. Посидел рядом несколько минут. Потом сказал рыдающей семье, чтобы утёрли слёзы — завтра же паренёк будет бегать. И ушёл, не взяв за свой визит ни копейки. По мостовой вновь застучала пролётка доктора — его ждали другие пациенты. А больной открыл глаза, улыбнулся и попросил дать любимую игрушку — бумажный кораблик. Отец, мать и бабушка перекрестились перед иконой Божьей Матери «Всех Скорбящих радость». Они благодарили Бога за исцеление сына и молились о здравии доктора Граля. Такие воспоминания о Фёдоре Христофоровиче оставил во второй половине XIX-го века известный учёный-химик Модест Киттары. Он был племянником больного, и видел всё собственными глазами. Доктор Граль одним лишь своим появлением утешал и давал надежду даже самым тяжёлым больным. И был настоящим бессребреником. Не зря пермяки называли его «святой доктор».
В Пермь Фёдор Христофорович приехал в 1797 году. Его, выпускника Петербургского медико-хирургического училища, после стажировки в Европе и защиты докторской диссертации определили сюда губернским доктором. И поручили организовать в Перми первую городскую больницу. При этом вышел бюрократический казус: Гралю забыли назначить жалованье. Доктор шума поднимать не стал — три года, пока не спохватилось начальство, он трудился бесплатно, и жил на личные скромные сбережения, которые получил в наследство. Но даже в таком бедственном положении Граль бесплатно лечил нуждающихся. Ежедневно Фёдор Христофорович осматривал сотни пациентов. Помимо городской клиники, где Граль был и за терапевта, и за хирурга, и за окулиста, он трудился в больнице Пермской духовной семинарии. Взял доктор под свою личную опеку и Пермский сиротский приют. На собственные средства он приобретал для детей лекарства, устраивал среди местного купечества сборы в пользу приюта. Популярный столичный журнал «Отечественные записки» напечатал статью о Фёдоре Христофоровиче Грале под названием «Благодетельный врач из Перми». В ней были такие строки: «Днём или ночью, в ненастье, в жар и в стужу, по первому извещению всякого посетит — знатный ли господин, или последний из слуг. Подробно разведает состояние болезни, предпишет лекарство и пищу, — и если заметит у кого нужду в чем... всем тем снабдит из своего дому».
В 1835-м году во время операции Фёдор Христофорович порезал скальпелем палец. Началось заражение крови. Трое суток, пока умирающий Граль лежал у себя дома, под его окнами стояли горожане и молились. Перед кончиной Фёдор Христофорович исповедовался и причастился. За гробом Фёдора Христофоровича шла вся Пермь. Многие приехали за сотни вёрст, чтобы проводить в последний путь «святого доктора».
Память о «благодетельном враче» живёт до сих пор. В 1997-м году в Перми учредили медаль памяти Фёдора Граля. Награда вручается жителям Пермского края за выдающиеся заслуги в разных сферах деятельности, в том числе и в медицине. А в 2003-м году Пермской городской клинической больнице было присвоено имя её основателя — Фёдора Христофоровича Граля.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Храм Воскресения Христова в Кадашах глазами Татьяны Мавриной
На картине «Кадаши. Москва» изображён Храм Воскресения Христова в Кадашах, построенный в конце 17-го века. Трудно поверить, но эту яркую и светлую работу Татьяна Маврина написала зимой 1944 года, во время Великой отечественной войны.
— Ах, Маргарита Константиновна, в каком красивом городе мы живём! Казалось бы, январь, всё вокруг бело, деревья облетели... Но посмотрите, и зимой Москва уютна и хороша.
— Наташенька, она прекрасна в любое время года. Её скверы и парки, старинные особняки и древние храмы — неповторимая атмосфера нашего города складывалась веками... Посмотри, какая красивая церквушка выглядывает из-за многоэтажного дома! Это один из любимых мною московских храмов.
— Очень красивый! Стены из красного кирпича, пять золотых маковок, высокая колокольня... А что это за церковь?
— Храм Воскресения Христова в Кадашах. Его построили в конце 17-го века. А ещё, кстати, ему посвящён один из шедевров Третьяковской галереи.
— Как интересно! А расскажете об этой работе?
— С радостью, Наташа. Сейчас найду её в интернете... Она называется просто: «Кадаши. Москва». Написала её художница Татьяна Маврина. Вот, посмотри, пожалуйста.
— Какая яркая работа! На фоне закатного синего неба вырисовывается силуэт храма. Стены и купола буквально светятся в вечернем зареве. А крыши соседних домов покрывает белая пелена, снежный покров — художница изобразила этот уголок старой Москвы зимой!
— Татьяна Маврина множество работ посвятила Москве, хотя сама родом из Нижнего Новгорода. В начале 20-х годов прошлого века приехала в столицу, училась в Высших художественно-технических мастерских. С этого времени в её творчестве и появились виды Москвы, городские мотивы, дома, храмы... Вот как на этой картине.
— У художницы свой особенный, необычный стиль, вам не кажется?
— Да, так и есть. Творческий почерк Татьяны Мавриной отличает смелая работа с цветом. Её картины яркие, жизнерадостные...
— И в работе «Кадаши. Москва» это чувствуется. Хотя пейзаж написан зимой...
— Зимой 1944 года. Посмотри, пожалуйста, вот здесь, в левом нижнем углу полотна хорошо видна дата написания.
— Сорок четвёртого года? Так значит, эта картина написана во время Великой Отечественной войны?
— Да, в тяжёлый для города, страны, да и для всего русского народа период.
— Теперь эта работа стала для меня ещё более пронзительной... Чувствуется, как много боли и переживаний стоит за историей её написания...
— Во время Великой Отечественной Татьяна Алексеевна писала Москву особенно часто. Художница пыталась сохранить и запечатлеть на бумаге красоту города, ставшего для неё родным.
— Она писала с натуры?
— В военное время делать зарисовки города на планшете или в блокноте было небезопасно. Её могли обвинить в шпионаже. Поэтому Татьяна Алексеевна запоминала очертания пейзажа, уходила в ближайший подъезд или постройку и быстро по памяти зарисовывала увиденное в блокнот. А дома повторяла эти изображения в красках на больших листах. Так появлялись акварели, сохранившие память о Москве военного времени...
— Но не пугающие, а тёплые, радостные, сохраняющие веру в то, что добро и любовь одержат победу над злом. О том, что всегда будет именно так, напоминает и Храм Воскресения Христова, который запечатлела Татьяна Маврина и который сейчас перед нами. Зайдём в него, Маргарита Константиновна?
— С большой радостью, Наташа! А после — можем пойти в Третьяковскую галерею. Я покажу тебе акварель «Кадаши. Москва» и другие работы замечательной художницы Татьяны Мавриной.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
16 ноября. Об отвергнутой проповеди
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова, сказанные Христом апостолам: «Если где не примут вас, то, выходя из того города, отрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них».
Об отвергнутой проповеди, — протоиерей Георгий Завершинский.
16 ноября. О свободе
В 3-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода».
О свободе, — протоиерей Андрей Ефанов.