Сколько раз рыдала ты, душа моя о том, кто знает путь и видел истину, и имел жизнь. Жадно предавалась ты тем, кто обещал показать тебе дорогу к ним, и водили они тебя путями кружными, всякий раз отсылая обратно.
Слушала ты пустословов многих, говоривших об истине, душа моя. Но когда о важном ты их вопрошала, о чём горит утроба твоя, застревали слова в горле у них. И уходила ты в печали к другим пустословам, чтобы услышать ту же сказку, которая кончалась там же где и прежние, словно резина, до определённой меры тянущаяся.
А пытавшиеся показать тебе жизнь, открыли глаза твои только на смерть.
Но грядёт Воскреситель, и смерть устрашающая сама в страхе бежит с пути Его. Вот тебе, душа моя, притча о жизни, которую смерть не уносит, но открывает новую.
Вот тебе живая притча об истине, которая на все вопросы твои отвечает до того, как ты успеешь задать их.
Вот тебе спутник, знающий путь бесконечный, который, когда поведёт тебя, не вернёт обратно.
Вот тебе пастырь добрый, жизнь одной овцы ценящий выше всех суббот еврейских. Вот тебе лекарь, для которого жизнь кающегося грешника драгоценней храма Соломонова.
Не бойся, душа моя, ни за одну овцу в загоне твоём — ни одна не погибнет. И не жалей волков своих, что вокруг овец рыщут: не улизнёт ни один, ибо у пастыря твоего меч обоюдоострый.
Овцы твои в тебе самой, и волки твои, потомство твоё от брака с землёй — в тебе, и вот, возлюбленный мой входит с мечом обоюдоострым.
Не плачь, если больно тебе станет от удара меча его. Он — лекарь добрый, и иссекает из тебя то, что не есть ты. Не оплакивай пришельцев, приносивших тебе лишь болезни, позор и раны тяжкие.
Не страшись огня, которым сожжёт он сор в тебе накопившийся, давно тебе нужен был такой пожар. И долго он пылать будет, ибо гнить начала ветошь твоя.
То, о чём ты скорбеть будешь, не твоё, душа моя, это брак твой с миром и дети незаконнорождённые.
Не ропщи, если разлучит он тебя с отцом и матерью, братьями и сестрами. Ни с чем, что от Неба, не разлучит он тебя. Ни одну нить, с небом тебя связующую, не пресечёт меч его. Вот смотри, перебирает он нити и очищает их от земного, и рассекает узы твои с землёй. Если бы, душа моя, была ты девой чистой и смотрела ясным оком невинности, ты сама легко разрешилась бы от уз этих, ибо знала, что их не существует.
Поспеши, душа моя. Соединись с Сыном Бога Живого, ибо жду в нетерпении. Когда же соединишься с Ним ни меч Его, ни огонь, не будут страшить тебя, но будут сладки, как мёд.
19 сентября. Об Аравийской Иконе Богородицы её чудотворных списках
Сегодня 19 сентября. Церковь чтит Аравийскую Икону Богородицы.
Об иконе и её чудотворных списках, — игумен Лука Степанов.
19 сентября. Об Архангеле Михаиле
Сегодня 19 сентября. Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех.
Об Архангеле Михаиле, — священник Николай Конюхов.
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 190 зач., X, 7-18.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многие современные люди ведут себя довольно самоуверенно. А как на самоуверенность смотрит христианство? Ответ интереснее, чем можно было бы ожидать, и даёт его апостол Павел в отрывке из 10-й главы 2-го послания к коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 10.
7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.
8 Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде.
9 Впрочем, да не покажется, что я устрашаю вас только посланиями.
10 Так как некто говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна,
11 такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично.
12 Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно.
13 А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас.
14 Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым.
15 Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш,
16 так чтобы и далее вас проповедовать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе.
17 Хвалящийся хвались о Господе.
18 Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь.
На одной из лекций меня как-то спросили, почему современные бизнес-тренеры настраивают человека на успех, а православие всё время говорит о грехах и человеческом несовершенстве. Чем можно объяснить такую разницу? Действительно, от первых очень часто можно услышать призывы повторять себе «я лучший», «я успешный», «у меня всё получится». От вторых зачастую слышишь слова о необходимости быть смиренным. С точки зрения обывательской, выигрывают очевидно первые, потому что картина, которую они рисуют явно более привлекательная.
Однако в сегодняшнем тексте из послания апостола Павла к Коринфянам нет ни бахвальства, ни отказа от какой бы то ни было собственной значимости. Напротив, есть взвешенная позиция, в которой всё оказывается на своих местах. Да и слово «смирение», которым обычно пугают, означает лишь осознание своих границ, своего места в мире, в отношениях с Богом и другими людьми.
Но прислушаемся к апостолу Павлу. Размышляя о том, насколько он как апостол подотчётен коринфской общине, он призывает не в меру требовательных общинников помнить о его статусе. Может показаться, что это совершенно не смиренно с стороны Павла... Но в том то и дело, что апостол прекрасно знает свою меру. Он действительно основал коринфскую общину и много преуспел в деле проповеди, но меру эту успеха определил для него Бог. Апостол осознаёт значимость своего труда, но понимает, что действовал с помощью Божией, и это понимание позволяет ему занять взвешенную позицию. Итогом его размышлений становится лаконичная и очень точная фраза: «хвалящийся, хвались о Господе», то есть помни, что при всех твоих усилиях и стараниях рядом с тобой всегда был Господь, поддерживающий, направляющий и определяющий меру пройденного тобой пути.
Слово «самоуверенность» воспринимается христианами как недальновидное и глупое. И дело не только в том, что сам по себе человек очень ограничен в своих ресурсах и возможностях, но в том, что в наивных попытках отстоять свою самость он отказывается от присутствия в его жизни Творца. Бог, конечно, никуда из жизни человека не уходит, потому что все мы как бы ни жили, живём благодаря Его любви, но кто-то впускает её в свою жизнь, а кто-то живёт ей вопреки.
Христианство начинается с того, что человек осознаёт: концентрируясь на себе, он ограничивает и обедняет свой мир и, напротив, открывая своё сердце ближнему и Богу, бесконечно свой мир обогащает.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов