Через цепь из нескольких совпадений, а проще говоря, по воле Божией, меня пригласили петь на клиросе в храм монастырского подворья. У них не хватает певчих, и два-три раза в неделю я приезжаю туда петь на службах. Регентует там милая улыбчивая монахиня. Даже долгие службы проходят на одном дыхании. По монастырским правилам приходить в этот храм нужно обязательно в одежде черного цвета.
И вот, в очередное утро меня вдруг посетила мысль, что в монастырский храм я собираюсь легче и быстрее. Мне совершенно не нужно заботиться о том, что одеть, не нужно тратить время на то, чтобы все совпадало по цветам. Я просто беру все черное: юбку, кофту, платок и выхожу. Даже будильник стала заводить на более позднее время, так как успевала собраться быстрее обычного. Сколько времени, благодаря этому, экономится! И пока одеваешься, не надо размышлять как смотрится твой наряд, ум свободен, можно параллельно читать «Богородице, Дево, радуйся...», например.
Как же правильно и мудро все устроено! И то, что раньше мне казалось мрачным, теперь видится наоборот, очень правильным. То, что монахи носят черные одежды — это не траур, а облегчение от лишних забот, защита от мирской суеты. Теперь, с осознанием этого, я с дополнительной радостью и легкостью собираюсь на службы в монастырское подворье.
Когда в храме почти все стоят в черных одеждах, это очень помогает молиться, ничто не отвлекает взгляд и ум. Яркие лишь огоньки свечей и цветы у икон.
Так часто бывает, что одни и те же вещи кажутся отрицательными с точки зрения мирянина, и они же являются положительными с точки зрения вечной жизни. Кстати, на отпевании священнослужители облачаются в белое, символизируя этим рождение в вечную жизнь. Мирской человек горюет о потере близкого, а близкий-то его уже возможно идет ко Христу. Для нашего тленного мира смерть — черное, а для вечности — белое. Многие свидетельствуют, что на отпевании некоторых людей благочестивой жизни, ощущаешь себя, словно на празднике. Как апостол Павел пишет: «Смерть для меня — приобретение», имея ввиду соединение со Христом в вечности.
Интересно, в процентном соотношении сколько времени обычный человек думает о вечном? А сколько о земном? Как выстраиваются его приоритеты? Одно и то же событие может для временной жизни быть печальным, а для вечной радостным, и наоборот. Как он оценивает свои подъемы и падения? И что вообще для него является плюсом, а что минусом, что белым, а что черным? В жизни христианина достаточно парадоксов. Важно приобретать навык разумения, рассуждения, чтобы научиться не расстраиваться сразу, если что-то случается не так, как мне хотелось бы, а постараться увидеть в этом пользу, попробовать найти глубинный смысл. Господи, помоги научиться с мудростью смотреть на все, что происходит в нашей жизни!
Автор: Яна Зотова
Все выпуски программы Частное мнение
Еда и средства гигиены для Церковного штаба помощи беженцам
Когда Ирина и Руслан вместе с маленькой дочкой покидали Суджу — город в Курской области — из окна своей машины видели, как родные места охвачены огнём и всё, что им было дорого — тает на глазах.
Сами они едва успели спастись. В ночь на 6 августа супругов разбудили выстрелы и взрывы. Когда всё вокруг на мгновенье стихло, они быстро выбежали из дома, сели в машину и отправились в Москву. С собой у семьи не было ничего — ни еды, ни денег, ни запасной одежды. За помощью Ирина и Руслан обратились в московский Церковный штаб помощи беженцам. В столице им предоставили жильё, вещи первой необходимости и продукты.
Московский Церковный штаб ежедневно принимает десятки людей — из Курской области и других регионов России, передаёт им всё нужное для жизни. Кроме этого, люди получают здесь медицинскую, духовную, социальную и юридическую помощь.
Сегодня Церковному штабу очень важна поддержка. Необходимы продукты и средства гигиены, которые активно раздают нуждающимся.
Фонд «Мои друзья» уже не раз поддерживал Церковный штаб помощи беженцам. И сейчас вновь пришёл на выручку. В ближайшее время он закупит и передаст туда еду и средства первой необходимости для пострадавших людей. Если вы готовы поучаствовать в добром деле, переходите на сайт фонда: моидрузья.орг и сделайте любой благотворительный взнос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Николо-Угрешский монастырь. История обители
Николо-Угрешский монастырь расположен неподалеку от Москвы в городе Дзержинске. Место это связано с чудесным событием и великой победой. На пути на Куликово Поле святому благоверному Великому Князю Дмитрию Донскому явилась икона Святителя Николая Чудотворца, стоящая на древе.
Монастырь был основан Князем Дмитрием после возвращения с поля битвы, и из века в век он почитался русскими Государями. Здесь был возведен Никольский Собор, а в XIX веке был создан архитектурный ансамбль, о котором можно сказать, что это была настоящая Лавра. Строителем монастыря являлся Игумен обители, прославленный в наши дни в лике святых, преподобный Пимен Угрешский. Рака с мощами святого встретит вас в величественном Спасо-Преображенском Соборе, возрожденном в наши дни в несказанной красоте, а в Успенском храме вы попадете в предел, где находится множество частиц мощей святых угодников Божиих, собранных в этом месте со всего мира. Есть здесь и часовня над местом, где явилась чудотворная икона Святителя Николая Архиепископа Мирликийского, и воссозданный Никольский Собор, где вы увидите потрясающей красоты фрески.
Возрождением монастыря мы обязаны братии обители, во главе с, почившим в 2023-году, митрополитом Оренбургским и Саракташским Вениамином Зарицким, похороненным в нижнем пределе Никольского Собора, освященном в честь Собора Угрешских святых.
Фотографии предоставлены Николо-Угрешским монастырем.
Все выпуски программы Места и люди
«За все грехи человеческие каюсь перед Тобой»
За все грехи человеческие каюсь перед Тобой, Господи Многомилостивый.
Посмотри, семя всех грехов в крови моей! Усердием своим и милостью Твоею, сна не ведая, искореняю злое семя сие. Чтобы не плевелы, а пшеницу приносила нива Господня.
Каюсь за всех обременённых, изнемогающих под тяжестью бремени своего и не умеющих принести заботы свои Тебе. Немощному человеку и малое бремя невыносимо, для Тебя же горы бед, словно комок снега, брошенный в печку раскалённую.
Каюсь за всех болящих, ибо болезнь — плод греха. Из души, очищенной покаянием, вместе с грехом и болезнь исчезает, и Ты в неё вселяешься, Здоровье Вечное.
Каюсь за всех неверующих, которые, от неверия своего, обременяющих себя и ближних болезнями и заботами.
За всех хулящих Тебя каюсь, не знают они, что хулят Хозяина, что питает и одевает их.
Каюсь за всех человекоубийц, отнимающих чужие жизни ради сохранения своей. Прости им Многомилостивый, ибо не ведают, что творят. Не ведают они, что одна жизнь и один человек во вселенной. Вот и режут они половину сердца, чтобы другую сохранить. Ах, как мертвы те, кто отрезает полсердца для себя.
За клятвопреступников каюсь, ибо они суть самоубийцы.
За всех грабящих братьев своих и собирающих богатство бесполезное, плачу и воздыхаю, ибо похоронили они душу свою и не имеют с чем предстать пред лице Божие.
Всех гордых и надменных оплакиваю, ибо перед Тобою они — нищие с пустой сумою.
Плачу и воздыхаю за всех пьяниц и чревоугодников, ибо стали рабами рабов своих.
Каюсь за всех прелюбодеев, ибо предали они доверие Духа Святого, их избравшего для создания жизни. Они же, служение жизни обратили в разрушение её.
За всех многоглаголющих каюсь, Господи, ибо дар Твой — дар слова, превратили они в песок, ничего не стоящий.
За всех разрушителей очагов и мира ближних своих каюсь и воздыхаю, ибо проклятие навлекают на себя и народ свой.
За все уста лживые, за все глаза солгавшие, за все сердца гневливые, за все утробы ненасытные, за все умы злонамеренные, за всякую волю злую, за все помыслы недобрые, за все воспоминания лютые — каюсь, плачу и воздыхаю.
За всю историю рода человеческого от Адама и до меня грешного каюсь, ибо вся история — в крови моей. Ибо я в Адаме и Адам во мне.
За всех великих и малых, что не трепещут перед величием Твоим, плачу и вопию: «Владыко Многомилостивый, помилуй и спаси мя».