В моей жизни был небольшой опыт волонтерства в паллиативном отделении больницы святителя Алексия. Удивительное то было время! Время самопознания и восхищения другими людьми. Помнится, я всё думала: даже если платить за эту работу миллион, и то будет мало. Не существует денег, которыми можно было бы оценить труд сестер и братьев милосердия. Такое служение можно делать только из любви или желания научиться любви.
Если кому-то из вас приходилось ухаживать за пожилыми, обездвиженными, утратившими разум или умирающими родственниками, вы знаете, насколько это тяжелый труд. Тяжелый и морально, и физически. А ведь сестры и братья в больнице опекают абсолютно чужих людей! Я смотрела на сотрудников паллиативного отделения, на их ласковую кротость, с которой они отвечали на крики и оскорбления несчастных, потерявших рассудок, больных, и мне казалось, что я смотрю на ангелов. Откуда в них эта жизненная сила, это терпение и любовь к ближнему? Во мне нет и капли этих добродетелей. Свою волонтерскую службу я старалась нести добросовестно, молчаливо, но в душе тяготилась каждой проведенной в паллиативе минутой. Мне хотелось бежать оттуда и больше никогда не возвращаться.
Другие волонтеры, как мне казалось, напротив, светились от счастья. Разговорившись в коридоре с одной девушкой, я с удивлением услышала, что она готова приходить сюда и в выходные, и в праздники. «Это такое счастье ‒ быть нужной! — Откровенно сознавалась она. — Я так счастлива, что могу помогать! В этом месте находится сам Господь. Я чувствую Его близость!».
Я согласно закивала, но мое сердце обливалось кровью. Когда так явно видишь мучения больных и умирающих людей, сложно смириться с волей Божьей. Что же это за грех, цена которого ‒ такие страдания? Видимо, этим путем достигается Царство Небесное. Кто-то очищает душу через болезнь, а кто-то через помощь ближнему. Я же понимала, что не хочу ни страдать, ни помогать. Во мне нет ничего от этих светлых и самоотверженных работников паллиатива и волонтеров.
С этими невеселыми мыслями я доработала свою смену и в полном изнеможении вышла на улицу, решив, что больше никогда туда не вернусь. Стояло лучезарное, солнечное лето. Со всех сторон звучали разговоры и смех прохожих. За столиками кафе на уличных верандах праздно сидели счастливые и беспечные люди. Это был совсем другой мир. К этому миру я принадлежу и воспринимаю его как нечто само собой разумеющееся. Но после пережитого в паллиативе я как будто увидела его по-новому. Как можно не испытывать ежеминутную, ежесекундную благодарность за то, что ты можешь ходить, говорить, дышать, наслаждаться природой? Данный Богом дар здоровья, молодости, благополучной жизни настолько велик и прекрасен! Я наделена этим даром. Почему же я так бездумно им распоряжаюсь?
И эти мысли сподвигли меня снова прийти в паллиатив. Тем летом я отработала несколько смен. Каждый раз это было волевое усилие и принуждение себя. Но, знаете, часы, проведенные там, ощущались как драгоценные камни, в отличие от многих других, пустых и бессмысленных дней моей жизни, цена которым ‒ гонимый ветром песок.
Впервые я чувствовала собственное существование во всей своей полноте. Я не бесполезна! Я хотя бы на каплю воплотила Божий замысел о себе и смогла отблагодарить за дарованные мне блага! Теперь-то я поняла слова девушки-волонтера о присутствии Господа. Он действительно находится везде, где кто-то нуждается помощи. И какая же благодать в том, чтобы стать Его руками!
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
19 сентября. О скромности и тщеславии
В 10-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш».
О скромности и тщеславии, — протоиерей Михаил Самохин.
Протоиерей Артемий Владимиров. «И душа с душою говорит»
«И душа с душою говорит. Энциклопедия характеров и судеб» — так назвал протоиерей Артемий Владимиров свою книгу — сборник небольших эссе, на страницах которого батюшка духовно осмысляет произведения отечественных и зарубежных поэтов. Отец Артемий, духовник московского Алексеевского женского монастыря, известный проповедник, педагог и член Союза писателей России, по светскому образованию — филолог. В молодости, ещё до принятия священного сана, батюшку, по собственным его словам, проза увлекала гораздо больше, чем поэзия. Однако ступив на священническую стезю, отец Артемий Владимиров неожиданно по-новому взглянул на поэтическое творчество. Батюшке вдруг захотелось вникнуть в сокровенные глубины сердец знакомых с детства поэтов, вступить в своеобразный поэтический диалог с их бессмертными душами. Обратиться к Пушкину, Лермонтову, Некрасову, Тарковскому, Ахмадулиной и десяткам других поэтов прошлого и современности не только в качестве читателя, но, прежде всего, в качестве пастыря. Именно это протоиерей Артемий Владимиров и попытался сделать на страницах своей книги.
Духовными собеседниками автора стали около 60-ти поэтов. О каждом батюшка сообщает краткую биографическую информацию и анализирует несколько избранных текстов. Начинает с Шекспира. Отец Артемий обращает внимание читателей на глубокий драматизм его произведений. Цитируя 27-й сонет Шекспира, отец Артемий улавливает в его строках путь души от тьмы к свету: Усердным взором сердца и ума \ Во тьме тебя ищу, лишенный зренья.\ И кажется великолепной тьма,\ Kогда в нее ты входишь светлой тенью. Батюшка приводит слова преподобного Варсонофия Оптинского, который называл Шекспира поэтом, обращающим читателя лицом к вечности. Протоиерей Артемий Владимиров сам через века обращается к английскому драматургу в посвящённых ему стихах: В трагедиях — какая бездна \ Тайн изворотливой судьбы.\ Kомедий юмор, нам любезный,\ С печатью светлой простоты. Интересно, что подобный духовно-поэтический диалог — своего рода традиция в русской литературе.
Батюшка признаётся, что Александр Сергеевич Пушкин — пожалуй, самый близкий ему по духу поэт. Что в томике Пушкина он всегда находит мысли, созвучные его собственным. И приводит в пример знаменитое стихотворение поэта: Если жизнь тебя обманет \ Не печалься, не сердись\ В день уныния смирись: \ День веселья, верь, настанет.
От Пушкина, Тютчева, Есенина до Юнны Мориц, Арсения Тарковского, Николая Заболоцкого, Олеси Николаевой и Анны Долгаревой — современной поэтессы Донбасса — удивительными и такими разными поэтическими дорогами проведёт нас отец Артемий Владимиров по страницам своей книги «И душа с душою говорит». Автор отмечает, что хотел бы своей книгой привлечь современного читателя к поэзии, к красоте русского слова. Но главное — показать, что, хотя все мы очень разные, одно у нас, несомненно, общее: душа, которая, как известно, по природе христианка. Она интуитивно ищет Бога, уповает на Его благодать. А значит, каждому из нас окажутся близки переживания и искания поэтов, с которыми протоиерей Артемий Владимиров встретился, как с давними друзьями, на страницах своей книги «И душа с душою говорит».
Все выпуски программы Литературный навигатор
19 сентября. Об Аравийской Иконе Богородицы её чудотворных списках
Сегодня 19 сентября. Церковь чтит Аравийскую Икону Богородицы.
Об иконе и её чудотворных списках, — игумен Лука Степанов.