«Москва — Третий Рим». Эту загадочную фразу многие хоть раз, да слышали. И наверняка задавались вопросом — что же она означает? У выражения «Москва — Третий Рим» — глубокие исторические и философские корни. Это не просто поговорка, а целая мировоззренческая теория. Возникла она шесть столетий назад, и по сей день не утратила своей актуальности.
Впервые теорию «Москва-Третий Рим» сформулировал в XVI-м веке монах псковского Елеазарова монастыря по имени Филофей. Он изложил её в послании к дьяку — то есть, государственному чиновнику — Михаилу Мунехину, а затем и к самому великому князю Московскому Василию III. «Два Рима пали по грехам своим, третий стоит, а четвёртому не бывать», — писал монах. Что именно он имел в виду, становится понятно, если обратиться к историческим событиям. Первый Рим — Западная Римская Империя, центр древней цивилизации и средоточие власти — пал под натиском варваров ещё в V-м веке. На смену ей пришла Восточная Римская империя — Византия, в которой христианство стало государственной религией. Столица империи, Константинополь, стал одновременно и мировым политическим центром, и оплотом православной веры. Однако в 1453 году город был захвачен турками-османами. Новый Рим пал. Единственным сильным, независимым, централизованным и при этом православным государством, которое могло бы унаследовать традиции Византии, оставалась лишь одна держава — Русь. К тому времени государство Российское уже сбросило с себя оковы монголо-татарского ига. Разрозненные некогда удельные княжества объединились вокруг Москвы. Важным моментом оказалось и то, что Русская православная церковь стала независимой. Это произошло после Вселенского собора во Флоренции, на котором была подписана уния — акт об объединении Православной и Католической церквей при главенстве Папы Римского. После такого вероотступнического шага греков, Россия в прямом смысле слова осталась единственной хранительницей и защитницей православной веры. Ведь остальные поместные церкви, в том числе Вселенский Константинопольский Патриархат, находились под иноземным господством. С политической же стороны преемство России подкреплялось династическим браком. Взошедший в 1462 году на Московский престол великий князь Иван III взял в жёны племянницу последнего византийского императора Константина XI-го — Софью Палеолог. В связи с этим событием некоторые иностранные правители, например, глава Венецианской республики, писали «в Московию» о том, что отныне Московский государь является полноправным наследником Византийской империи. Как защитница веры, Русь активно включилась в борьбу с османами, покорявшими одну за другой христианские страны Европы.
Новую жизнь теория монаха Филофея «Москва-третий Рим» получила в середине XIX века. Её взяли на вооружение славянофилы, утверждая, что у России — свой, особый исторический путь.
Все выпуски программы Открываем историю
«Небо улыбается»
Много о небе не скажешь, иногда ни слова не проронит, промолчит и накроет прохладной ночью; а иной раз слышится в нём былина древняя, песнь ли, тоска о запредельном или светлая чистая радость. Есть в нём ещё одна необъяснимая черта, незаметная сразу, его маленькая-премаленькая тайна: небо улыбается. Да, улыбается, смотрит на тебя, нет, не только на этого назойливого сверчка в траве, ждущего внимания, а обымает своим лучистым взором всю вселенную и улыбается ей.
Все выпуски программы Утро в прозе
15 января. О народном почитании преподобного Серафима Саровского
Сегодня 15 января. Церковь празднует Преставление и Второе обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, жившего в девятнадцатом веке.
О его народном почитании — протоиерей Константин Харитонов.
У нас на Руси особенно почитают преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского. Как-то в народе стали их называть, что преподобный Сергий — это игумен всея Руси, а батюшка Серафим — это духовник всея Руси. Почему? Потому что батюшка Серафим явил особый пример: и любовь, и заботу о мирских людях. Хотя и преподобный Сергий в этом особо потрудился, но преподобный Сергий особенно потрудился, основав множество монастырей в нашем Отечестве. А батюшка Серафим особенно окормлял близких людей и многим-многим помог духовно окрепнуть и спастись.
И сегодня множество людей приходят к батюшке Серафиму и получают от него духовного утешения, как от родного отца. И на самом деле мы можем заметить, та благодать, которую Господь даровал преподобному Серафиму, нас утешает, укрепляет, как та благодать, которая дана каждому духовнику, которая тоже имеет власть от Бога людей утешать, укреплять и наставлять.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 января. О личности и служении Петра Румянцева-Задунайского
Сегодня 15 января. В этот день в 1725 году родился русский полководец Петр Румянцев-Задунайский.
О его личности и служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Петр Румянцев-Задунайский. Последнее наименование было присвоено Петру Румянцеву Екатериной за его блистательные победы над турками. Румянцева в XVIII веке не без основания почитали гениальнейшим полководцем и чтили европейские государи. Побеждённый им Фридрих, король Пруссов, устраивал Румянцеву такой приём в Берлине, какого не удостаивалось ни одно коронованное лицо. А австрийский император Иосиф, когда обедал, всегда один прибор держал свободным для Петра Румянцева, почитая его присутствующим.
Начинал он свою жизнь с проказ, был непослушен, бедокурил и в России, и в Европе, где учился, приносил немало огорчений родителям. Но, как это бывает, человек не подчинявшийся никаким условностям, после кончины отца стал совершенно преданным престолу военачальником, который заслужил от российских правительниц, более всего от Екатерины, а прежде и Елизаветы, всех высших титулов, включая орден Андрея Первозванного, алмазную шпагу, оливковый венец с алмазами. Генерал-губернатор Малороссии привёл эти земли в совершенный порядок и содействовал пополнению российской казны, умело организовывая здесь хозяйственную и общественную жизнь.
Все выпуски программы Актуальная тема