Немного сохранилось сочинений древнеримских поэтов о христианах, и каждое такое произведение — величайшая ценность для потомков.
Сегодня мы говорим о святом Киприане Карфагенском и книге гимнов Аврелия Пруденция.
Место действия — город Карфаген в Северной Африке.
Время действия — III век по Рождестве Христовом.
Аврелий Пруденций Клемент — это звучное имя поэта IV века, который писал на латыни, хорошо известно разве что знатокам поздней античности. А вот современники называли Пруденция «христианским Горацием», зачитывались его стихами и аллегорическими поэмами.
Особой популярностью пользовался цикл гимнов Пруденция, воспевающий христианских мучеников.
Один из них посвящен священномученику Киприану Карфагенскому, пострадавшему за Христа в III веке по Рождестве Христовом.
Киприан был успешным юристом в Карфагене, крупном городе в Северной Африке. Он был богат, занимал высокое положение в обществе, но однажды Киприан без сожаления всё это оставил и посвятил свою жизнь служению Христу.
Аврелий Пруденций не понаслышке знал, что это такое — решительно переменить свою прежнюю жизнь. Поэт и сам долгие годы занимал высшие государственные должности при дворе императора Феодосия, а в возрасте пятидесяти четырех лет ушел в монастырь, полностью посвятив себя молитве и литературному творчеству.
Вот как пишет Пруденций о разительной перемене в жизни Киприана. В переводе с латыни его гимны для нас звучат как энергичная, ритмизированная проза.
Даже и внешний вид его становится иной, чем был прежде: появляется строгость, обрезываются длинные, ниспадающие с головы волосы. Говорит уже юноша скромно, стремится к надежде на спасение, держится руководства веры, живёт правдою Христовой, исследует наше учение. И вот, вследствие этих похвальных качеств, как достойнейший учитель, возводится даже на епископский престол.
По настоятельной просьбе карфагенских христиан Киприан стал епископом.
Во второй половине 3-го века, во время гонений на христиан римского императора Валериана, епископа Киприана отправили в ссылку в отдалённый городок Курубис. Находясь в изгнании, он и оттуда продолжал управлять карфагенской общиной.
Киприан, просвещённый провозвестник учения Христа, убеждает свой народ, чтобы никто не уклонялся от мужественного исповедания, дабы в своей преступной слабости не устрашился пожертвовать собою за веру. Он внушает, что мучения легко переносятся, если иметь в виду вечное будущее, обетованное от Бога мужам доблестным...
Понимая, что во времена испытаний верующим как никогда нужна его духовная поддержка, святитель Киприан по своей воле покинул место ссылки и вернулся в Карфаген. Вскоре состоялся суд, на котором Киприан Карфагенский спокойно и твёрдо отказался принести жертву идолам, после чего был приговорён к усечению мечом.
В сочинении Пруденция приводится диалог между епископом и проконсулом Карфагена, исполнявшим обязанности судьи.
На вопрос об образе жизни Киприан ответил: «Я чту Единого Бога, сообщаю людям святые таинства Христа Спасителя». Проконсул на это говорит: «Довольно уже и этого преступления; он сам признаётся в вине, отвергая действительность молнии Юпитера. Палачи! Приготовьте меч; пусть Киприан будет усечён мечём».
Услышав приговор, святитель Киприан сказал: «Благодарение Богу!», и весь народ в один голос воскликнул: «И мы хотим умереть с ним!» Но это не помогло христианам защитить епископа — судья был неумолим. Мученическая кончина Киприана Карфагенского произошла в 258 году.
Все эти подробности стали известны, благодаря поэту Пруденцию, рассказавшему в своём сочинении о жизни и смерти священномученика Киприана Карфагенского.
Все выпуски программы Прообразы
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 190 зач., X, 7-18.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многие современные люди ведут себя довольно самоуверенно. А как на самоуверенность смотрит христианство? Ответ интереснее, чем можно было бы ожидать, и даёт его апостол Павел в отрывке из 10-й главы 2-го послания к коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 10.
7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.
8 Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде.
9 Впрочем, да не покажется, что я устрашаю вас только посланиями.
10 Так как некто говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна,
11 такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично.
12 Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно.
13 А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас.
14 Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым.
15 Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш,
16 так чтобы и далее вас проповедовать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе.
17 Хвалящийся хвались о Господе.
18 Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь.
На одной из лекций меня как-то спросили, почему современные бизнес-тренеры настраивают человека на успех, а православие всё время говорит о грехах и человеческом несовершенстве. Чем можно объяснить такую разницу? Действительно, от первых очень часто можно услышать призывы повторять себе «я лучший», «я успешный», «у меня всё получится». От вторых зачастую слышишь слова о необходимости быть смиренным. С точки зрения обывательской, выигрывают очевидно первые, потому что картина, которую они рисуют явно более привлекательная.
Однако в сегодняшнем тексте из послания апостола Павла к Коринфянам нет ни бахвальства, ни отказа от какой бы то ни было собственной значимости. Напротив, есть взвешенная позиция, в которой всё оказывается на своих местах. Да и слово «смирение», которым обычно пугают, означает лишь осознание своих границ, своего места в мире, в отношениях с Богом и другими людьми.
Но прислушаемся к апостолу Павлу. Размышляя о том, насколько он как апостол подотчётен коринфской общине, он призывает не в меру требовательных общинников помнить о его статусе. Может показаться, что это совершенно не смиренно с стороны Павла... Но в том то и дело, что апостол прекрасно знает свою меру. Он действительно основал коринфскую общину и много преуспел в деле проповеди, но меру эту успеха определил для него Бог. Апостол осознаёт значимость своего труда, но понимает, что действовал с помощью Божией, и это понимание позволяет ему занять взвешенную позицию. Итогом его размышлений становится лаконичная и очень точная фраза: «хвалящийся, хвались о Господе», то есть помни, что при всех твоих усилиях и стараниях рядом с тобой всегда был Господь, поддерживающий, направляющий и определяющий меру пройденного тобой пути.
Слово «самоуверенность» воспринимается христианами как недальновидное и глупое. И дело не только в том, что сам по себе человек очень ограничен в своих ресурсах и возможностях, но в том, что в наивных попытках отстоять свою самость он отказывается от присутствия в его жизни Творца. Бог, конечно, никуда из жизни человека не уходит, потому что все мы как бы ни жили, живём благодаря Его любви, но кто-то впускает её в свою жизнь, а кто-то живёт ей вопреки.
Христианство начинается с того, что человек осознаёт: концентрируясь на себе, он ограничивает и обедняет свой мир и, напротив, открывая своё сердце ближнему и Богу, бесконечно свой мир обогащает.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
От мала до велика
О библейском происхождении выражения «От мала до велика» и его различных формах употребления.
Все выпуски программы Первоисточник
«Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей»
Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей.
Да никогда не вспыхнет в нём гнев на сильного, не зародится презрение к слабому. Посмотри, роса утренняя — всех слабее...
Да никогда не совьёт в сердце моём ненависть к ненавидящим меня. Да вспомню я о конце их и сохраню мир свой.
Милосердие открывает путь к сердцу всякой твари и несёт радость.
Немилосердие омрачает чело и несёт печаль одиночества.
Помилуй милостивого, Рука Пренежная, и открой ему тайну милости Твоей.
Богочеловек — чадо милости Отца и святости Духа. Весь мир — лишь притча о Нём. Могущественные светила небесные и мельчайшие капли озёрные, собою рассказывают о Нём. Всё небесное и земное, от пресильных Серафимов до мельчайшего комочка пыли, рассказывают притчу о Нём — прасущности и праисточнике своём.
Что такое твари на земле и во вселенной, если не притча о солнце?
Воистину, также и всё видимое, и невидимое, являет собой притчу о Богочеловеке. Сущность её проста, притч о ней множество бесконечное.
Друзья мои, как же рассказать мне вам о сути, если вы притч понимать не умеете?
О, если бы знали вы ту сладостную беспредельность и силу, когда проникаешь до сердца всех притч, туда, где они начинаются, и где кончаются. Туда, где язык немеет, и где всё сказано раз и навсегда!
Какими скучными становятся тогда все долгие и однообразные повествования, сочинённые людьми. Такую же скуку испытывает тот, кто привык слышать раскаты грома и созерцать сверкание молний, но вынужденный слушать рассказы о грозе.
Приими мя в Себя, Сыне Единородный, чтобы стать мне одно с Тобой, как когда-то до сотворения и падения.
Да закончится долгая и томительная притча моя о Тебе, хотя бы мгновением лицезрения Тебя. Да закончится самообман мой о том, что я — нечто рядом с Тобой, или нечто без Тебя.
Пресыщены уши мои притчами. Устали зеницы мои взирать на тщеславную пестроту одежд, Тебя лишь жаждут видеть они, Источник мой, сокрытый миром за пустыми притчами и пёстрыми одеждами.