Недавно у меня был отпуск. Это для меня всегда особенное время, когда я останавливаюсь и задаю вопросы себе и Богу. Остановка помогает услышать то, что в обычной жизни, на бегу услышать бывает трудно.
Я уходила в отпуск с мыслями о том, как сильно я устала от рутины.
Не знаю бывает ли у вас такое, когда тяжело даже просто помыть посуду, протереть пол. И в голову приходят разные мысли — зачем все это надо?
Мне очень нравится то, чем я занимаюсь. У меня свой образовательный проект, замечательная команда. Занятия с детьми и взрослыми наполняют и вдохновляют меня.
Но в последнее время моя душа слишком много жаловалась. Мол, как бы сильно мы ни любили что-то, как бы оно ни радовало, рутина гасит всё, выматывает. Чувство однообразия тяготит. Всем нам хочется новых впечатлений и эмоций.
В общем, в отпуск я пошла не в состоянии радости и благодарности, а в состоянии тяготения и усталости.
Обычно я стараюсь начинать с того, что на 1-2 дня еду в монастырь, заселяюсь в гостиницу и занимаюсь только тем, что готовлюсь к причастию, молюсь, читаю и размышляю. Так поступила и сейчас.
И совершенно случайно в поездке мне под руку попалась книга Гилберта Честертона «Ортодоксия». Знаете, бывают жизни моменты, когда чувствуешь, что Бог незримо рядом. И не просто как наблюдатель. Он — собеседник и наставник, который готов вразумлять и направлять.
В книге было написано, что мы должны быть достаточно сильны для принятия однообразия. И это был ответ на мои рефлексии по поводу рутины. Удивительно! Бог создал столько повторяющихся событий во вселенной. И сказал, что это хорошо.
Например, солнце встает и садиться, а на смену ему приходит луна. Это происходит каждый день. И только над этой загадкой бесконечного повторения можно размышлять очень долго. Потому, что есть в этом какая-то сила, что-то понятное, но при этом необъяснимое. Рутина как будто-то скрепляет весь этот мир и всю нашу жизнь определенностью, делая ее понятной и предсказуемой.
Дети радуются повторениям, а мы нет. Возможно, утратили любознательность? Забыли, что значит удивляться? Для многих из нас чудесные моменты повторений стали скучными и банальными, но Честертон пишет, что «Господь создал все маргаритки одинаковыми и ни разу не устал». Кажется, здесь однозначно спрятан какой-то секрет для нас, какая-то подсказка.
Мама, которая пеленает ребенка, папа, уделяющий время своим детям после тяжелого рабочего дня, женщина, продающая молоко на рынке, педагог проводящий занятий с детьми. Все мы соработники на ниве Божьей.
В Послании Апостола Павла Колосянам, в 3 главе: 23 стихе написано: «И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для людей».
Здесь каждое слово важно! Но мы можем поддаться искушению и выкинуть слово — всё. Тогда какие-то дела, например рутинные и повторяющиеся мы будем делать не от всей души, а просто потому, что пришлось.
Но если внимательно понаблюдать за жизнью Иисуса Христа на земле, увидим, что Он никогда ничего не делал потому, что пришлось. В каждом Его деле, в каждом шаге была жизнь, была благодарность. И это чувствуется. Именно поэтому слова «будьте, как дети» звучат из Его уст не просто как сухие слова наставления, а как слова, которые были воплощены в жизни.
Теперь я размышляю о важности рутины и обо всем, что казалось мне не таким уж значимым. Как это видит Бог? Может быть в этом — что-то по-настоящему важное? Может быть через все это я становлюсь ближе к Нему?
Автор: Янни Ролански
Все выпуски программы Частное мнение
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 190 зач., X, 7-18.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многие современные люди ведут себя довольно самоуверенно. А как на самоуверенность смотрит христианство? Ответ интереснее, чем можно было бы ожидать, и даёт его апостол Павел в отрывке из 10-й главы 2-го послания к коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 10.
7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.
8 Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде.
9 Впрочем, да не покажется, что я устрашаю вас только посланиями.
10 Так как некто говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна,
11 такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично.
12 Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно.
13 А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас.
14 Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым.
15 Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш,
16 так чтобы и далее вас проповедовать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе.
17 Хвалящийся хвались о Господе.
18 Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь.
На одной из лекций меня как-то спросили, почему современные бизнес-тренеры настраивают человека на успех, а православие всё время говорит о грехах и человеческом несовершенстве. Чем можно объяснить такую разницу? Действительно, от первых очень часто можно услышать призывы повторять себе «я лучший», «я успешный», «у меня всё получится». От вторых зачастую слышишь слова о необходимости быть смиренным. С точки зрения обывательской, выигрывают очевидно первые, потому что картина, которую они рисуют явно более привлекательная.
Однако в сегодняшнем тексте из послания апостола Павла к Коринфянам нет ни бахвальства, ни отказа от какой бы то ни было собственной значимости. Напротив, есть взвешенная позиция, в которой всё оказывается на своих местах. Да и слово «смирение», которым обычно пугают, означает лишь осознание своих границ, своего места в мире, в отношениях с Богом и другими людьми.
Но прислушаемся к апостолу Павлу. Размышляя о том, насколько он как апостол подотчётен коринфской общине, он призывает не в меру требовательных общинников помнить о его статусе. Может показаться, что это совершенно не смиренно с стороны Павла... Но в том то и дело, что апостол прекрасно знает свою меру. Он действительно основал коринфскую общину и много преуспел в деле проповеди, но меру эту успеха определил для него Бог. Апостол осознаёт значимость своего труда, но понимает, что действовал с помощью Божией, и это понимание позволяет ему занять взвешенную позицию. Итогом его размышлений становится лаконичная и очень точная фраза: «хвалящийся, хвались о Господе», то есть помни, что при всех твоих усилиях и стараниях рядом с тобой всегда был Господь, поддерживающий, направляющий и определяющий меру пройденного тобой пути.
Слово «самоуверенность» воспринимается христианами как недальновидное и глупое. И дело не только в том, что сам по себе человек очень ограничен в своих ресурсах и возможностях, но в том, что в наивных попытках отстоять свою самость он отказывается от присутствия в его жизни Творца. Бог, конечно, никуда из жизни человека не уходит, потому что все мы как бы ни жили, живём благодаря Его любви, но кто-то впускает её в свою жизнь, а кто-то живёт ей вопреки.
Христианство начинается с того, что человек осознаёт: концентрируясь на себе, он ограничивает и обедняет свой мир и, напротив, открывая своё сердце ближнему и Богу, бесконечно свой мир обогащает.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
От мала до велика
О библейском происхождении выражения «От мала до велика» и его различных формах употребления.
Все выпуски программы Первоисточник
«Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей»
Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей.
Да никогда не вспыхнет в нём гнев на сильного, не зародится презрение к слабому. Посмотри, роса утренняя — всех слабее...
Да никогда не совьёт в сердце моём ненависть к ненавидящим меня. Да вспомню я о конце их и сохраню мир свой.
Милосердие открывает путь к сердцу всякой твари и несёт радость.
Немилосердие омрачает чело и несёт печаль одиночества.
Помилуй милостивого, Рука Пренежная, и открой ему тайну милости Твоей.
Богочеловек — чадо милости Отца и святости Духа. Весь мир — лишь притча о Нём. Могущественные светила небесные и мельчайшие капли озёрные, собою рассказывают о Нём. Всё небесное и земное, от пресильных Серафимов до мельчайшего комочка пыли, рассказывают притчу о Нём — прасущности и праисточнике своём.
Что такое твари на земле и во вселенной, если не притча о солнце?
Воистину, также и всё видимое, и невидимое, являет собой притчу о Богочеловеке. Сущность её проста, притч о ней множество бесконечное.
Друзья мои, как же рассказать мне вам о сути, если вы притч понимать не умеете?
О, если бы знали вы ту сладостную беспредельность и силу, когда проникаешь до сердца всех притч, туда, где они начинаются, и где кончаются. Туда, где язык немеет, и где всё сказано раз и навсегда!
Какими скучными становятся тогда все долгие и однообразные повествования, сочинённые людьми. Такую же скуку испытывает тот, кто привык слышать раскаты грома и созерцать сверкание молний, но вынужденный слушать рассказы о грозе.
Приими мя в Себя, Сыне Единородный, чтобы стать мне одно с Тобой, как когда-то до сотворения и падения.
Да закончится долгая и томительная притча моя о Тебе, хотя бы мгновением лицезрения Тебя. Да закончится самообман мой о том, что я — нечто рядом с Тобой, или нечто без Тебя.
Пресыщены уши мои притчами. Устали зеницы мои взирать на тщеславную пестроту одежд, Тебя лишь жаждут видеть они, Источник мой, сокрытый миром за пустыми притчами и пёстрыми одеждами.