Евр., 328 зач., XI, 9-10, 17-23, 32-40.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Послезавтра наша Церковь будет праздновать Рождество Христово, мы шли к этому празднику с конца осени, с той поры, когда начался Рождественский пост. По мере приближения к Рождеству Христову Церковь всё больше концентрирует наше внимание на Грядущем в мир Спасителе. Среди прочего, Церковь вспоминает всех тех людей, вера которых позволила Богу стать Человеком. Об этих людях и об их вере повествует 11-й глава Послания святого апостола Павла к Евреям. Отрывок из этой главы звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.
Глава 11.
9 Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования;
10 ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.
17 Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,
18 о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.
19 Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.
20 Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.
21 Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.
22 Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.
23 Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.
32 И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках,
33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,
34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;
35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;
36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,
37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;
38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.
39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,
40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.
Если смотреть на Священное Писание критическим взглядом, обладая при этом необходимыми историческими знаниями, то можно с лёгкостью описать все те удивительные события, основанием которых Писание видит веру, как события, не выходящие за рамки обычной человеческой жизни. Впрочем, тайна веры в этом и заключается: она себя не навязывает, а потому её невозможно подвергнуть верификации, и то, что христиане воспринимают верой, светский мир пытается постигать с использованием совсем иных инструментов, в перечне которых нет и намёка на веру. Но мы не станем сейчас пускаться в размышления о различиях двух этих путей познания, мы поговорим о том, о чём нас призвал поразмышлять только что прозвучавший отрывок Послания к Евреям: о торжестве веры.
Сегодня мы вспоминаем тех людей, которых Церковь в своём богослужении именует «святыми отцами», в данном случае такое наименование означает, что эти библейские герои сумели пронести веру через все испытания, они не соблазнились какими-то иными путями, и, более того, их вера стала примером для всех последующих поколений людей, и в этом смысле они отцы для всех верующих. Любой зрелый христианин прекрасно понимает, что вера — очень нестабильна, и все мы непрестанно колеблемся между верой и неверием. Особенно же сильно наши колебания бывают заметны в периоды испытаний, здесь можно вспомнить известные размышления о том, что очень легко быть верующим в радости, и почти невозможно в горе, и как мы помним из Евангелия, даже Господь наш Иисус Христос ощущал богооставленность в самые трагические минуты Своей земной жизни.
Так или иначе, но с подобным «молчанием Бога» сталкивается любой христианин. Что нам может помочь? Конечно же, в первую очередь это примеры Священного Писания, они дают нам понимание того, что переживаемая нами богооставленность — закономерна и естественна, она не будет длиться вечно, ну а святые библейские герои, упомянутые в прозвучавшем сегодня апостольском отрывке, могут нам помочь пережить тяжёлый период не только указанием на собственный пример, но и молитвенным о нас предстательством перед Богом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 209 зач., IV, 4-7.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодня наша Церковь торжествует Рождество Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, событие, которого ждали многие поколения порабощённых грехом и смертью людей. Когда мы размышляем об этом, то у нас неизбежно возникает масса вопросов. К примеру, нам бывает непросто понять, почему Христос не мог прийти раньше. Или же почему Он пришёл через рождение от Девы. И почему вообще наше спасение устроено так, как оно устроено. С одной стороны, это вопросы, которые подразумевают развёрнутый и пространный ответ, с другой же стороны, звучащий сегодня во время праздничной литургии в православных храмах отрывок из 4-й главы Послания святого апостола Павла к Галатам сумел ответить на все эти вопросы буквально тремя небольшими предложениями. Давайте послушаем их.
Глава 4.
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
6 А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!»
7 Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.
Христос, согласно только что прозвучавшему отрывку Послания к Галатам, воплотился тогда, «когда пришла полнота времени». Это, на первый взгляд весьма загадочное выражение, православная традиция прочтения Послания к Галатам традиционно понимает как аналог совершеннолетия человека применительно к человечеству. Мы прекрасно понимаем, что любой человек учится и развивается всю свою жизнь, и совершеннолетие — это лишь необходимое юридическое понятие. Однако понятие возраста зрелости и связанных с ним обязанностей мы можем найти в любой культуре, было оно и в культуре Библии. Это понятие апостол Павел перенёс на все человечество, которое, конечно же, никогда не перестанет развиваться, но при этом оно к моменту Христова Рождества обрело ту степень зрелости, которая позволила Спасителю воплотиться. Толкователи по-разному отвечали на вопрос о том, что же именно подразумевала эта зрелость. К примеру, довольно широко известно предположение, что дело в появлении и усилении Римской империи, ведь внутри империи было удобно нести Благую весть. Конечно, эта мысль выглядит довольно странно, ведь она ставит спасение человечества в зависимость от развития форм бытия государства. Более вероятным видится иное наполнение слов апостола Павла, то, о котором писал святитель Феофан Затворник: «Всё духовное, истинно Божие от Господа Иисуса: внешняя история может идти своим чередом; но среди него незримо зреет племя Божие, — единое ценное, вне коего всё ничтожно». Вызревание упомянутого святителем «племени Божия» — вот та причина, по которой Христос пришёл тогда, когда Он пришёл.
Далее апостол Павел изложил прекрасно известные любому христианину истины: Единородный Сын Божий — Христос — «родился от жены», то есть стал Человеком, но не неким суперменом, нет, Спаситель «подчинился закону». Это последнее выражение можно понимать как минимум двумя способами. Во-первых, как указание на то, что Христос во всём подчинялся иудейскому закону, а во-вторых, как свидетельство того, что Спаситель понёс на Себе все тяготы человеческого бытия, ведь Он стал человеком в полном смысле этого слова, и то, что можно сказать о нас как о людях, можно сказать и о Нём. К второму образу понимания слов апостола Павла склоняют нас и дальнейшие слова Послания к Галатам: «Подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Гал. 4:5). Искупление затронуло всех, а не только одних лишь иудеев, и мы знаем, что Господь дал нам свободу от грехов, Он уничтожил их, и мы, веруя во Христа как в Сына Божия, причащаясь Его Тела и Крови становимся с Ним едины, мы получаем усыновление от Бога, а это в свою очередь означает, что мы уже не ничего не значащие рабы, мы, как о том написал апостол Павел, сыновья Божии и наследники Его обетований через Иисуса Христа.
Дай Бог, чтобы мы об этом помнили, и чтобы вели жизнь, которая бы соответствовала нашему призванию и нашему высочайшему статусу! Дай Бог, чтобы свет Христова Рождества наполнил наши души, и мы стали проводниками веры Христовой для всех тех, в чьи сердца ещё не проникла Благая весть нашего Спасителя и Бога!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержим детей и взрослых с синдромом Дауна
18-летний Ваня несмотря на свою болезнь, синдром Дауна, достиг больших успехов в развитии. Он планирует поступить в колледж и хочет устроиться на работу. Сейчас молодой человек стажируется в кафе: следит за чистотой зала и не только. У Вани есть мечта — накопить на автодом. Парень знает, что получить водительские права не сможет, но всё равно от своей мечты не отказывается.
Когда родители Вани впервые услышали о диагнозе синдром Дауна, они растерялись, не знали, что делать дальше и как помочь ребёнку. Знакомые посоветовали им обратиться в московский центр сопровождения семьи «Даунсайд Ап». «К нам домой приехал педагог Татьяна Нечаева. После её консультации мы поняли, что с такой поддержкой обязательно справимся», — рассказывает мама.
В центре «Даунсайд Ап» детям и взрослым с особенностями помогают развиваться, осваивать школьную программу и важные навыки для жизни. Здесь Ваня узнал много нового и научился действовать самостоятельно. Кроме этого, в центре у него есть возможность заниматься тем, что нравится. Молодой человек посещает швейную мастерскую, а ещё развивает в себе художественный талант. Этой осенью он стал участником проекта «Глазами разных» и его рисунками украсили некоторые машины такси в Москве.
«Ваня получает удивительные возможности. Я вижу, что у него есть жизнь вне семьи, и это делает меня счастливой», — делится мама нашего героя.
В эти праздничные дни центр «Даунсайд Ап» проводит акцию в поддержку особенных подопечных. Проходит она на сайте фонда-партнёра «Синдром любви». Вы можете принять в ней участие. Собранные средства будут направлены на организацию творческих и развивающих занятий, а также на подготовку ребят к самостоятельной жизни.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Мир после Рождества Христова». Андрей Небольсин
У нас в гостях был старший преподаватель кафедры библеистики богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Андрей Небольсин.
Разговор шел о том, как изменился мир после Рождения Спасителя, как это событие повлияло на мировую историю и духовную жизнь людей.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер