Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Славно мы поколесили с тобой по северному краю, дядя Андрей! И так приятно вспоминать наше путешествие здесь, в Архангельском музее «Художественная культура Русского Севера». Многие картины передают колорит здешних мест.
— Да, смотришь на полотно, и кажется, будто пейзаж знакомый.
— Я вот как раз пытаюсь вспомнить — мы видели деревянную церковь, что изобразил художник Иван Котов на картине «Седая старина», которая как раз перед нами?
— Нет, Паша, сюда мы пока не добрались. Это в сорока километрах от Каргополя, село Лядины. Древний Богоявленский храм, на который ты обратил внимание на картине — главная его достопримечательность. Посмотри внимательно — он словно шишечками, украшен небольшими главками, расположенными в два яруса. Всего их двенадцать.
— А справа на картине, за домами, виднеются ещё два островерхих купола.
— Это Покровско-Власьевский храм и отдельно стоящая шатровая колокольня. Вернее сказать — стоявшая. Оба здания сгорели в 2013 году от удара молнии. От древнего ансамбля осталась только церковь Богоявления. Пожарным чудом удалось спасти её.
— А картину «Седая старина» Иван Котов создал задолго до пожара?
— Задолго, да. В 1975-ом. Иван Семёнович на тот момент был уже зрелым мастером, членом Союза художников СССР. Он много лет писал окрестности Архангельска и Каргополя, разбирался в зодчестве Русского Севера. И смог в своей работе показать, насколько ценно древнее наследие. И насколько оно хрупко...
— А как он это показал?
— А вот, смотри. На заднем плане картины «Седая старина» — грозовое небо. Дощатые храмы гораздо светлее свинцового фона. Стены отливают благородным серебром. При этом тонкие силуэты выглядят хрупкими, как будто вырезанными из бумаги. В работе художника явно прозвучал призыв беречь уникальное достояние.
— Иван Котов как будто предвидел будущее бедствие. Он в таких подробностях зарисовал церковный комплекс, что, кажется, его можно восстановить по картине!
— Можно и нужно. Облик архитектурного ансамбля в Лядинах запечатлён не только на полотне «Седая старина», но и на многочисленных фотографиях. К тому же, сохранились точные замеры утраченного храма и колокольни. Хочется верить, что когда-нибудь их отстроят заново.
— Жаль только, что это будет всего лишь копия древних шедевров. Деревянный храм, срубленный в восемнадцатом веке — совсем не то, что повторяющее его очертания современное здание.
— Я бы не стал рассуждать так категорично. Списки древних икон часто не уступают оригиналу по художественным достоинствам и тоже бывают чудотворными. И храм ценен в первую очередь тем, что под его сводами совершается Литургия.
— Но древние святыни больше привлекают паломников! И Иван Котов недаром назвал свою картину «Седая старина».
— У этого полотна есть ещё одно название, менее известное — «Сказ о Севере». Этот сказ — не только о прошлом. Он о цельном характере северян-поморов. Об их умении славить Бога плотницким искусством. И этот дар не иссякнет, пока жива христианская вера в сердцах людей.
Картину Ивана Котова «Седая старина» можно увидеть в Архангельске, в Государственном музейном объединении «Художественная культура Русского Севера»
Все выпуски программы: Краски России
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 190 зач., X, 7-18.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многие современные люди ведут себя довольно самоуверенно. А как на самоуверенность смотрит христианство? Ответ интереснее, чем можно было бы ожидать, и даёт его апостол Павел в отрывке из 10-й главы 2-го послания к коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 10.
7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.
8 Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде.
9 Впрочем, да не покажется, что я устрашаю вас только посланиями.
10 Так как некто говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна,
11 такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично.
12 Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно.
13 А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас.
14 Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым.
15 Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш,
16 так чтобы и далее вас проповедовать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе.
17 Хвалящийся хвались о Господе.
18 Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь.
На одной из лекций меня как-то спросили, почему современные бизнес-тренеры настраивают человека на успех, а православие всё время говорит о грехах и человеческом несовершенстве. Чем можно объяснить такую разницу? Действительно, от первых очень часто можно услышать призывы повторять себе «я лучший», «я успешный», «у меня всё получится». От вторых зачастую слышишь слова о необходимости быть смиренным. С точки зрения обывательской, выигрывают очевидно первые, потому что картина, которую они рисуют явно более привлекательная.
Однако в сегодняшнем тексте из послания апостола Павла к Коринфянам нет ни бахвальства, ни отказа от какой бы то ни было собственной значимости. Напротив, есть взвешенная позиция, в которой всё оказывается на своих местах. Да и слово «смирение», которым обычно пугают, означает лишь осознание своих границ, своего места в мире, в отношениях с Богом и другими людьми.
Но прислушаемся к апостолу Павлу. Размышляя о том, насколько он как апостол подотчётен коринфской общине, он призывает не в меру требовательных общинников помнить о его статусе. Может показаться, что это совершенно не смиренно с стороны Павла... Но в том то и дело, что апостол прекрасно знает свою меру. Он действительно основал коринфскую общину и много преуспел в деле проповеди, но меру эту успеха определил для него Бог. Апостол осознаёт значимость своего труда, но понимает, что действовал с помощью Божией, и это понимание позволяет ему занять взвешенную позицию. Итогом его размышлений становится лаконичная и очень точная фраза: «хвалящийся, хвались о Господе», то есть помни, что при всех твоих усилиях и стараниях рядом с тобой всегда был Господь, поддерживающий, направляющий и определяющий меру пройденного тобой пути.
Слово «самоуверенность» воспринимается христианами как недальновидное и глупое. И дело не только в том, что сам по себе человек очень ограничен в своих ресурсах и возможностях, но в том, что в наивных попытках отстоять свою самость он отказывается от присутствия в его жизни Творца. Бог, конечно, никуда из жизни человека не уходит, потому что все мы как бы ни жили, живём благодаря Его любви, но кто-то впускает её в свою жизнь, а кто-то живёт ей вопреки.
Христианство начинается с того, что человек осознаёт: концентрируясь на себе, он ограничивает и обедняет свой мир и, напротив, открывая своё сердце ближнему и Богу, бесконечно свой мир обогащает.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
От мала до велика
О библейском происхождении выражения «От мала до велика» и его различных формах употребления.
Все выпуски программы Первоисточник
«Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей»
Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей.
Да никогда не вспыхнет в нём гнев на сильного, не зародится презрение к слабому. Посмотри, роса утренняя — всех слабее...
Да никогда не совьёт в сердце моём ненависть к ненавидящим меня. Да вспомню я о конце их и сохраню мир свой.
Милосердие открывает путь к сердцу всякой твари и несёт радость.
Немилосердие омрачает чело и несёт печаль одиночества.
Помилуй милостивого, Рука Пренежная, и открой ему тайну милости Твоей.
Богочеловек — чадо милости Отца и святости Духа. Весь мир — лишь притча о Нём. Могущественные светила небесные и мельчайшие капли озёрные, собою рассказывают о Нём. Всё небесное и земное, от пресильных Серафимов до мельчайшего комочка пыли, рассказывают притчу о Нём — прасущности и праисточнике своём.
Что такое твари на земле и во вселенной, если не притча о солнце?
Воистину, также и всё видимое, и невидимое, являет собой притчу о Богочеловеке. Сущность её проста, притч о ней множество бесконечное.
Друзья мои, как же рассказать мне вам о сути, если вы притч понимать не умеете?
О, если бы знали вы ту сладостную беспредельность и силу, когда проникаешь до сердца всех притч, туда, где они начинаются, и где кончаются. Туда, где язык немеет, и где всё сказано раз и навсегда!
Какими скучными становятся тогда все долгие и однообразные повествования, сочинённые людьми. Такую же скуку испытывает тот, кто привык слышать раскаты грома и созерцать сверкание молний, но вынужденный слушать рассказы о грозе.
Приими мя в Себя, Сыне Единородный, чтобы стать мне одно с Тобой, как когда-то до сотворения и падения.
Да закончится долгая и томительная притча моя о Тебе, хотя бы мгновением лицезрения Тебя. Да закончится самообман мой о том, что я — нечто рядом с Тобой, или нечто без Тебя.
Пресыщены уши мои притчами. Устали зеницы мои взирать на тщеславную пестроту одежд, Тебя лишь жаждут видеть они, Источник мой, сокрытый миром за пустыми притчами и пёстрыми одеждами.