Флп., 240 зач., II, 5-11.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Любая религия призывает своих последователей подражать в жизни тому, кто считается основателем традиции веры. Христианская религия указывает верующим на образ Христа. Чем же мы с вами можем быть похожи на Него? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 2 главы послания апостола Павла к Филиппийцам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
Только что прозвучавший отрывок — это один из древнехристианских гимнов, посвященных воплощению Бога. Творец мира, Владыка Вселенной, как говорит сегодня апостол, «не почитал хищением быть равным Богу». То есть, хотя Иисус Христос был Богом по Своей природе, Он не держался за Своё равенство с Божественным Отцом. Но, исполняя Его волю, стал простым человеком. И каким человеком! Не царем, не знатным благородным вельможей, но простолюдином, практически рабом. Он всецело погрузился в человеческую жизнь, исполненную тягот и скорбей.
При этом в каждое мгновение своего земного пути Христос оставался Тем Самым Богом, Который сотворил все видимое и невидимое. Он добровольно отказался использовать Свою Божественную власть и силу. Он сознательно ограничивал Себя. Вплоть до того, что принял мучительную смерть на кресте и спустился туда, где Бога не могло быть по определению. В то место, дорога в которое была открыта только смертным — в самые глубины ада.
Это крайняя точка самоуничижения и самоотречения Творца. Для того, чтобы указать на это состояние Божества, православные богословы используют слово кЕносис, то есть умаление, истощание. Нужно стать очень маленьким и незначительным, чтобы проникнуть в мир забвения и теней. И Господь стал таким маленьким и незначительным. Как всякий из нас. Свт. Григорий Нисский называет поэтому Бога хитрецом. Он перехитрил смерть, которая думала, что поглотила еще одну душу праведника, но в итоге оказалось, что это была наживка. Под видом человека в ее царство проник Сам Бог. Смерть не выдержала славы Божества. Не смогла её переварить и подавилась. Благодаря смирению Христа, ад был разрушен изнутри.
Образ жизни и действий Спасителя — образец для каждого из нас. Не случайно апостол начинает сегодня с призыва: «в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе». У всякого человека есть своё персональное темное место. Мы носим его в собственной душе. Это те состояния, которые мучают нас и от которых мы не можем избавиться так долго, сколько себя помним. Это всё то, что заставляет нас чувствовать себя одинокими, покинутыми, отверженными. От этой сердечной боли и неудовлетворённости происходит всякая разновидность зла в нашей личной жизни и в окружающем нас мире. Чтобы выйти из этого темного места, Господь и призывает нас пройти тем путём, которым Он Сам некогда прошел. Поставить во главу угла своей жизни поиск и исполнение воли Бога. То есть, сосредоточить все свои силы на исполнении Евангельских заповедей. На служении ради Христа тем людям, которые нас окружают. Очевидно, что этот путь пролегает через земли незначительности и умаления. Однако лишь тот, кто, ограничивая свои собственные «хочу», начнёт движение в этом направлении, будет подобно Спасителю превознесен Небесным Отцом, и уже при своей жизни увидит свет Его Небесного Царства.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Небо улыбается»
Много о небе не скажешь, иногда ни слова не проронит, промолчит и накроет прохладной ночью; а иной раз слышится в нём былина древняя, песнь ли, тоска о запредельном или светлая чистая радость. Есть в нём ещё одна необъяснимая черта, незаметная сразу, его маленькая-премаленькая тайна: небо улыбается. Да, улыбается, смотрит на тебя, нет, не только на этого назойливого сверчка в траве, ждущего внимания, а обымает своим лучистым взором всю вселенную и улыбается ей.
Все выпуски программы Утро в прозе
15 января. О народном почитании преподобного Серафима Саровского
Сегодня 15 января. Церковь празднует Преставление и Второе обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, жившего в девятнадцатом веке.
О его народном почитании — протоиерей Константин Харитонов.
У нас на Руси особенно почитают преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского. Как-то в народе стали их называть, что преподобный Сергий — это игумен всея Руси, а батюшка Серафим — это духовник всея Руси. Почему? Потому что батюшка Серафим явил особый пример: и любовь, и заботу о мирских людях. Хотя и преподобный Сергий в этом особо потрудился, но преподобный Сергий особенно потрудился, основав множество монастырей в нашем Отечестве. А батюшка Серафим особенно окормлял близких людей и многим-многим помог духовно окрепнуть и спастись.
И сегодня множество людей приходят к батюшке Серафиму и получают от него духовного утешения, как от родного отца. И на самом деле мы можем заметить, та благодать, которую Господь даровал преподобному Серафиму, нас утешает, укрепляет, как та благодать, которая дана каждому духовнику, которая тоже имеет власть от Бога людей утешать, укреплять и наставлять.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 января. О личности и служении Петра Румянцева-Задунайского
Сегодня 15 января. В этот день в 1725 году родился русский полководец Петр Румянцев-Задунайский.
О его личности и служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Петр Румянцев-Задунайский. Последнее наименование было присвоено Петру Румянцеву Екатериной за его блистательные победы над турками. Румянцева в XVIII веке не без основания почитали гениальнейшим полководцем и чтили европейские государи. Побеждённый им Фридрих, король Пруссов, устраивал Румянцеву такой приём в Берлине, какого не удостаивалось ни одно коронованное лицо. А австрийский император Иосиф, когда обедал, всегда один прибор держал свободным для Петра Румянцева, почитая его присутствующим.
Начинал он свою жизнь с проказ, был непослушен, бедокурил и в России, и в Европе, где учился, приносил немало огорчений родителям. Но, как это бывает, человек не подчинявшийся никаким условностям, после кончины отца стал совершенно преданным престолу военачальником, который заслужил от российских правительниц, более всего от Екатерины, а прежде и Елизаветы, всех высших титулов, включая орден Андрея Первозванного, алмазную шпагу, оливковый венец с алмазами. Генерал-губернатор Малороссии привёл эти земли в совершенный порядок и содействовал пополнению российской казны, умело организовывая здесь хозяйственную и общественную жизнь.
Все выпуски программы Актуальная тема