В автобиографии легендарной исполнительницы русских народных песен Надежды Плевицкой есть запоминающийся эпизод. В конце 1914 года она отправилась на фронт санитаркой — шла Первая мировая война. Оказавшись в походном лазарете, певица поначалу испытала настоящий шок. Вокруг слышались стоны и крики раненых. Доктора в испачканной кровью одежде буквально выбивались из сил. В такой обстановке женщина растерялась и застыла, словно окаменев. Вдруг её кто-то окликнул. Это был пожилой, седобородый иеромонах. Батюшка нарезал марлю на бинты. Он посмотрел ласково и сказал просто, как старой знакомой: «Хорошо, что пришла». Певица присела рядом. Монах спокойным, умиротворяющим, голосом завёл отвлечённый разговор. Рассказывал о монастыре, в котором служил до войны. Постепенно спокойствие доброго батюшки передалось и женщине. Всю жизнь певица помнила о том, как помог ей в тот первый день на фронте иеромонах Евтихий (Тулупов) — военный священник, духовник 73-й пехотной дивизии Коротоякского полка.
«Невысокого роста, с большой седой бородой и лицом детской доброты и веры», — так описывали отца Евтихия современники. Он был насельником Площанской Богородицкой Казанской пустыни — монастыря на Брянщине. И это, в сущности, всё, что известно о довоенном прошлом батюшки. На фронт он отправился добровольно, в первые же дни войны, несмотря на весьма преклонный возраст. Воины сразу же полюбили доброго, душевного батюшку. Он каждый день, рискуя жизнью, приходил к солдатам в окопы. Молился вместе с ними и просто разговаривал. Во время боя, прямо под пулями, отец Евтихий исповедовал и причащал тяжело раненых. Не раз он вытаскивал их из-под неприятельского огня и передавал в руки сестёр милосердия. Батюшка и сам постоянно помогал им в полевом госпитале.
22 июня 1915 года в бою под литовским городом Мажейкяй Коротоякский полк попал в окружение. Неприятель вёл непрерывный шквальный огонь. Наши воины самоотверженно отбивали яростные атаки немцев, однако силы были неравными. Около полудня командир полка Леонид Линдебаум отдал приказ идти на прорыв окружения. Взору немцев предстала поразительная картина — воспрявшие духом русские солдаты уверенно наступали с криками «Ура!» А впереди всех, с пехотой, в епитрахили и с крестом в высоко поднятой руке, шёл священник, иеромонах Евтихий (Тулупов). Первым же неприятельским залпом батюшка был ранен в ногу. Его хотели отправить в госпиталь, но священник только попросил перевязать рану, и вскоре уже снова шагал впереди солдат — только теперь хромал. Он громко молился, и слова, обращённые к Богу, казалось, перекрывали грохот боя. Вдохновлённые его примером, бойцы бесстрашно продвигались вперёд. Разрывались снаряды, трещали пулемёты. Вдруг пуля ударила отца Евтихия в грудь. Потом ещё, и ещё одна. Священник пал смертью храбрых — с молитвой на устах.
Похоронили батюшку той же ночью, в лесу, неподалёку от поля боя. Солдаты плакали, словно потеряли родного отца. Командир полка произнёс речь, в которой назвал отца Евтихия пастырем добрым, положившим душу свою за о́вцы своя. В 1916 году иеромонах Евтихий (Тулупов) был посмертно удостоен высшей военной награды — ордена Святого Георгия 4-й степени — «за подвиг мужества». О героическом полковом священнике, жизнью послужившем Богу и Отчизне, его современник и собрат, иерей Аркадий Мамаев написал трогательные стихотворные строки: «Усни ж, герой, блаженным сном! \ Ты славно путь свой совершил! \ Идя всю жизнь с святым крестом, \ За братьев душу положил!»
Все выпуски программы Жизнь как служение
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 190 зач., X, 7-18.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многие современные люди ведут себя довольно самоуверенно. А как на самоуверенность смотрит христианство? Ответ интереснее, чем можно было бы ожидать, и даёт его апостол Павел в отрывке из 10-й главы 2-го послания к коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 10.
7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.
8 Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде.
9 Впрочем, да не покажется, что я устрашаю вас только посланиями.
10 Так как некто говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна,
11 такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично.
12 Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно.
13 А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас.
14 Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым.
15 Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш,
16 так чтобы и далее вас проповедовать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе.
17 Хвалящийся хвались о Господе.
18 Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь.
На одной из лекций меня как-то спросили, почему современные бизнес-тренеры настраивают человека на успех, а православие всё время говорит о грехах и человеческом несовершенстве. Чем можно объяснить такую разницу? Действительно, от первых очень часто можно услышать призывы повторять себе «я лучший», «я успешный», «у меня всё получится». От вторых зачастую слышишь слова о необходимости быть смиренным. С точки зрения обывательской, выигрывают очевидно первые, потому что картина, которую они рисуют явно более привлекательная.
Однако в сегодняшнем тексте из послания апостола Павла к Коринфянам нет ни бахвальства, ни отказа от какой бы то ни было собственной значимости. Напротив, есть взвешенная позиция, в которой всё оказывается на своих местах. Да и слово «смирение», которым обычно пугают, означает лишь осознание своих границ, своего места в мире, в отношениях с Богом и другими людьми.
Но прислушаемся к апостолу Павлу. Размышляя о том, насколько он как апостол подотчётен коринфской общине, он призывает не в меру требовательных общинников помнить о его статусе. Может показаться, что это совершенно не смиренно с стороны Павла... Но в том то и дело, что апостол прекрасно знает свою меру. Он действительно основал коринфскую общину и много преуспел в деле проповеди, но меру эту успеха определил для него Бог. Апостол осознаёт значимость своего труда, но понимает, что действовал с помощью Божией, и это понимание позволяет ему занять взвешенную позицию. Итогом его размышлений становится лаконичная и очень точная фраза: «хвалящийся, хвались о Господе», то есть помни, что при всех твоих усилиях и стараниях рядом с тобой всегда был Господь, поддерживающий, направляющий и определяющий меру пройденного тобой пути.
Слово «самоуверенность» воспринимается христианами как недальновидное и глупое. И дело не только в том, что сам по себе человек очень ограничен в своих ресурсах и возможностях, но в том, что в наивных попытках отстоять свою самость он отказывается от присутствия в его жизни Творца. Бог, конечно, никуда из жизни человека не уходит, потому что все мы как бы ни жили, живём благодаря Его любви, но кто-то впускает её в свою жизнь, а кто-то живёт ей вопреки.
Христианство начинается с того, что человек осознаёт: концентрируясь на себе, он ограничивает и обедняет свой мир и, напротив, открывая своё сердце ближнему и Богу, бесконечно свой мир обогащает.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
От мала до велика
О библейском происхождении выражения «От мала до велика» и его различных формах употребления.
Все выпуски программы Первоисточник
«Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей»
Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей.
Да никогда не вспыхнет в нём гнев на сильного, не зародится презрение к слабому. Посмотри, роса утренняя — всех слабее...
Да никогда не совьёт в сердце моём ненависть к ненавидящим меня. Да вспомню я о конце их и сохраню мир свой.
Милосердие открывает путь к сердцу всякой твари и несёт радость.
Немилосердие омрачает чело и несёт печаль одиночества.
Помилуй милостивого, Рука Пренежная, и открой ему тайну милости Твоей.
Богочеловек — чадо милости Отца и святости Духа. Весь мир — лишь притча о Нём. Могущественные светила небесные и мельчайшие капли озёрные, собою рассказывают о Нём. Всё небесное и земное, от пресильных Серафимов до мельчайшего комочка пыли, рассказывают притчу о Нём — прасущности и праисточнике своём.
Что такое твари на земле и во вселенной, если не притча о солнце?
Воистину, также и всё видимое, и невидимое, являет собой притчу о Богочеловеке. Сущность её проста, притч о ней множество бесконечное.
Друзья мои, как же рассказать мне вам о сути, если вы притч понимать не умеете?
О, если бы знали вы ту сладостную беспредельность и силу, когда проникаешь до сердца всех притч, туда, где они начинаются, и где кончаются. Туда, где язык немеет, и где всё сказано раз и навсегда!
Какими скучными становятся тогда все долгие и однообразные повествования, сочинённые людьми. Такую же скуку испытывает тот, кто привык слышать раскаты грома и созерцать сверкание молний, но вынужденный слушать рассказы о грозе.
Приими мя в Себя, Сыне Единородный, чтобы стать мне одно с Тобой, как когда-то до сотворения и падения.
Да закончится долгая и томительная притча моя о Тебе, хотя бы мгновением лицезрения Тебя. Да закончится самообман мой о том, что я — нечто рядом с Тобой, или нечто без Тебя.
Пресыщены уши мои притчами. Устали зеницы мои взирать на тщеславную пестроту одежд, Тебя лишь жаждут видеть они, Источник мой, сокрытый миром за пустыми притчами и пёстрыми одеждами.