Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Предлагает ли христианство какой-либо рецепт, как сделать этот мир лучше? Как исправить людей вокруг? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 5-й и 6-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 5.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носи́те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Когда маленький человек появляется на свет, его мышцы находятся в состоянии, которое на языке врачей называется гипертонус. Это естественное напряжение младенца. Ведь долгое время он находился в утробе матери в позе эмбриона. Его ручки согнуты и сжаты в кулачки, а ножки поджаты. Для того, чтобы развести ручки и ножки или разжать ладошки, которые то и дело норовят что-то схватить, приходится прикладывать усилия. Со временем это напряжение пропадает естественным образом. Если нет, то ребёнку назначают курс массажа. Его мышцы расслабляются.
Подобное состояние может встречаться не только у младенцев. Но и у взрослых людей. Человек испытывает приступы сильного спазма, при котором те или иные мышцы остаются сокращёнными даже в состоянии покоя. В таком случае гипертонус перестает быть естественным. При лёгкой стадии ощущается дискомфорт и стянутость мышц. При более тяжёлых случаях мышцы становятся твёрдыми, а прикосновение к ним вызывает сильную боль.
Это явление — яркая иллюстрация того духовного недуга, которым поражены в той или иной степени все мы. Предельная зацикленность на себе. Я бульдожьей хваткой держу то, что считаю своим. И всю жизнь организую так, чтобы схватить ещё больше. Все силы своей души я направляю на достижение стабильности, комфорта, предсказуемости. А потому моё внутреннее состояние напоминает крепко сжатый кулак. И всякие попытки его разжать вызывают боль, сопротивление, агрессию. Я боюсь потерять, упустить, продешевить.
Если поддерживать этот образ жизни, то неудивительно, что со временем я превращаюсь в ходячий комок нервов, каждый из которых словно натянутая струна. Я становлюсь сверхчувствительным и мгновенно реагирую на то, как ведут себя другие люди. Нередко они доставляют мне боль. Ведь люди постоянно делают то, что нужно им, а не то, что нужно мне. Поэтому я полон претензий, раздражительности и недовольства.
Беда в том, что это состояние духовного гипертонуса становится для многих из нас таким естественным и привычным, что мы его совершенно не замечаем. Просто чувствуем, что в жизни всё как-то не так. Нет в ней тех плодов Духа, о которых говорит сегодня апостол Павел: нет любви, радости, мира, долготерпения, благости, милосердия, веры, кротости, воздержания. А есть нередко превозношение, раздражение и зависть. Что поделать, — успокаиваем мы себя. — Мир такой. Люди такие. Как здесь расслабиться? Как здесь раскрыться?
Апостол Павел верил, что такого состояния расслабления и открытости достигнуть можно. Но не только своими силами. Это дар благодати Божией в ответ на то, что человек каждый день понуждает себя жить по евангельским заповедям. Потихоньку, шаг за шагом они учат нас открываться. Взамен Господь даёт нам Свой Дух. Сколько отпустили ради Христа, столько и получили. Такое действие Духа в нашей жизни сродни расслабляющему массажу. Оно снимает не только духовное напряжение, но зачастую эмоциональное и физическое. У человека появляется способность разжимать кулаки и челюсти, делиться, принимать жизнь и людей вокруг такими, какие они есть. Но самое главное — на глубинном сердечном уровне мы усваиваем важную истину: я не держу в своих руках ничего, но весь этот мир и я сам в руках Божиих.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 189 зач., IX, 12 - X, 7.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. В чём на практике должно выражаться христианство? Человек, внимательно читавший Новый Завет, скорее всего не задумываясь ответит: в добрых делах, в милосердии, в помощи ближнему, и на первый взгляд будет прав. Действительно, призыв к деятельному служению ближним — один из важнейших в Евангелии. И всё же полностью этот ответ удовлетворительным считать трудно. Ведь если всё так, как может быть христианином человек, у которого нет возможности заниматься благотворительностью и добрыми делами? Человек бедный, человек больной, попавший в трудную ситуацию... Может ли он жить по-христиански? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из девятой и десятой глав второго послания апостола Павла к коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
12 Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу;
13 ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми,
14 молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию.
15 Благодарение Богу за неизреченный дар Его!
Глава 10.
1 Я же, Павел, который лично между вами скромен, а заочно против вас отважен, убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым.
2 Прошу, чтобы мне по пришествии моем не прибегать к той твердой смелости, которую думаю употребить против некоторых, помышляющих о нас, что мы поступаем по плоти.
3 Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем.
4 Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы
5 и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу,
6 и готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится.
7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.
Есть люди, которые совершенно не умеют жертвовать: ни деньги, ни силы, ни время. Одни просто эгоистичны и ни с кем делиться не хотят, не понимая, что подлинный источник того, что они имеют, — Бог. Другие жертвуют, смотря сверху вниз, самой жертвой показывая своё превосходство и унижая того, кто её получает. Самой по себе решимости творить добро мало, нужно уметь творить его так, чтобы можно было его принять. Это прописные и очевидные истины. Однако у любого доброго дела есть не только совершитель, но и тот, на кого оно распространяется. И эта сфера для нас гораздо менее очевидна. Жадность или гордость могут быть довольно явными. Но ведь есть и те, кто не умеют принимать заботу и помощь от окружающих. Возможно, из видоизменённой, но всё той же гордости, возможно, из скромности или стеснительности... Наверное, основания подобного поведения действительно могут быть разными. Но какими бы они ни были, раз одни люди призваны помогать ближним, значит другие, те самые ближние, призваны эту помощь принимать. И принимать правильно, не отталкивая, не пренебрегая, не пропуская без пользы.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел объясняет коринфянам, что их жертвенность — не простая подачка бедным, она не просто восполняет их ресурсы, но приводит к обильной благодарности Богу и к возрастанию братского общения. Если грех выражается в обоюдной закрытости людей друг от друга, значит и открытость должна быть обоюдной. И как для того, чтобы пожертвовать, необходимо выйти за пределы своего эгоизма, то же самое необходимо сделать для того, чтобы жертву принять и увидеть за жертвой личность того, кто жертвует и Бога, поддержавшего его на этом пути. И если Церковь предполагает общение в любви, эта любовь призвана быть обоюдной, потому что в итоге всем нам стоит помнить известные слова: «Бог даёт, а мы обмениваемся». Если человеку кажется, что у него ничего нет и он может только получать, он забыл о главном: у него есть возможность благодарить и принимать дар так, чтобы он создавал пространство любви, объединяющей нас с Богом и друг другом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Эльдару подготовиться к операции
Эльдару Утюшеву 37 лет, вместе с женой и двумя дочками он живёт в городе Саратове. Супруга работает учительницей в школе, а мужчина — мастер по декоративной штукатурке, занимается ремонтом. Ещё недавно Эльдар мог за месяц привести в порядок 5-6 квартир. А сейчас, в лучшем случае, одну за два месяца. Всё из-за болезни, которая в короткие сроки подкосила его здоровье.
Эльдар — человек активный, регулярно посещал спортзал. «Мне так хотелось быть примером мужчины для своих дочерей — спортивным и сильным!» — рассказывает он. Выполняя тяжёлые физические упражнения, Эльдар не подозревал, что болезнь разрушает его позвоночник. Однажды у мужчины появились боли под лопаткой. В поликлинике сказали, что это мышечные спазмы после тренировок. Но боли в спине всё нарастали. «За две недели из здорового сильного человека я превратился в лежачего инвалида», — говорит мужчина.
В ходе обследования в больнице выяснилось, что у Эльдара сдавлены позвонки в нескольких местах. Иначе говоря — компрессионный перелом позвоночника. Такое разрушение костной ткани произошло в результате миеломной болезни. Это одна из разновидностей рака.
После курса химиотерапии мужчине стало легче. Он даже встал на ноги, но всё ещё очень слаб. Радикально помочь ему может только трансплантация костного мозга. Но сперва важно подготовить организм Эльдара к операции. Для этого врачи назначили эффективное лекарство. Однако препарат в России ещё не зарегистрирован и получить бесплатно его нельзя. Поэтому Эльдару Утюшеву из Саратова необходима помощь. Сбор на дорогостоящее лекарство открыт на сайте Милосердие.ру, и вы можете его поддержать: https://www.miloserdie.ru/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь к священству». о. Тимофей Чайкин
У нас в студии был настоятель московского храма святителя Николая в Заяицком священник Тимофей Чайкин.
Мы говорили с ним о его пути к священническому служению, об учебе в семинарии и об общении со знаменитым регентом архимандритом Матфеем (Мормылём).
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер