В 1904 году обострился кризис в русско-японских отношениях. Японии не нравилось русское присутствие на Дальнем Востоке — в Корее и Китае. Настолько, что в Япония в конце концов решились на военные действия. Русско-Японская война 1904-1905-го годов стала трагической страницей в истории России. Одержать победу над врагом тогда по многим причинам не удалось. Но русские солдаты и матросы не жалели своих жизней ради Отчизны. Яркое свидетельство их подлинно духовного героизма и самопожертвования — подвиг крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец».
«Варяг» и «Кореец» — небольшое боевое артиллерийское судно — стояли на рейде в корейском порту Чемульпо, когда в ночь на 9 февраля 1904-го года вражеские миноносцы атаковали русскую эскадру в Порт-Артуре. Эта российская военно-морская база располагалась на арендованной у Китая территории Ляодунского полуострова. Из-за неожиданной атаки российские корабли не смогли должным образом отреагировать. Большинство судов получили серьёзные повреждения. Чтобы к ним на помощь не пришёл стоящий у берегов Сеула крейсер «Варяг», японцы заблокировали порт Чемульпо. Капитан Всеволод Руднёв получил от японского контр-адмирала Уриу Сотокити ультиматум. «Варягу» и «Корейцу» предлагалось сдаться без боя. В противном случае японцы грозили уничтожить порт вместе с судами.
Но вместо того, чтобы подчиниться и опустить флаг, крейсер «Варяг», а вслед за ним и канонерская лодка «Кореец», снялись с якоря и двинулись вперёд на прорыв блокады. Японская эскадра открыла шквальный огонь... Несмотря на колоссальное преимущество противника, русские моряки смогли отправить на дно один из японских миноносцев. И нанести серьёзные повреждения ещё двум вражеским кораблям. Увы, «Варягу» досталось не меньше. Пожар на палубе, несколько пробоин, потеря почти всех орудий... Множество убитых и раненых. Контузию получил и сам капитан Руднёв. Среди команды даже пошли слухи, что командир убит. Узнав об этом, Руднев в запачканном кровью мундире выбежал на мостик и крикнул: «Братцы, я жив! Цельтесь вернее!» И всё же наступил момент, когда стало понятно, что крейсер не сможет продолжать бой. Тогда капитан и команда приняли решение затопить корабль и взорвать канонерскую лодку. «Варяг» погружался в волны с поднятым на мачте Андреевским флагом.
Перед этим моряки «Варяга» и «Корейца» — те, кто остался в живых после тяжёлого боя, — перешли на борт французских кораблей, стоявших в порту Чемульпо. Иностранные матросы восхищались бесстрашным подвигом русских. Спустя несколько часов капитан Руднёв написал донесение Императору: «Суда вверенного мне отряда с достоинством поддержали честь Российского флага». В апреле 1904-го Николай II встречал героических русских матросов в Кронштадте. Его указом подвиг моряков был отмечен специальной наградой — медалью «За бой „Варяга“ и „Корейца“ 27 января 1904 года при Чемульпо».
Восхищённый бесстрашием русских моряков, австрийский поэт Рудольф Грейнц по следам событий написал стихотворение о героической гибели крейсера «Варяг». Почти сразу же стихи перевели на русский, а военный музыкант и композитор Александр Турищев сочинил музыку. Так появилась знаменитая песня «Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг». Впервые она прозвучала на торжественном императорском приёме в честь команды «Варяга» и «Корейца». Николай II тогда произнёс слова, которые выразили всю суть героического подвига моряков: «От души спасибо вам, что поддержали честь Андреевского флага и достоинство Великой Святой Руси».
Все выпуски программы Открываем историю
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 189 зач., IX, 12 - X, 7.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. В чём на практике должно выражаться христианство? Человек, внимательно читавший Новый Завет, скорее всего не задумываясь ответит: в добрых делах, в милосердии, в помощи ближнему, и на первый взгляд будет прав. Действительно, призыв к деятельному служению ближним — один из важнейших в Евангелии. И всё же полностью этот ответ удовлетворительным считать трудно. Ведь если всё так, как может быть христианином человек, у которого нет возможности заниматься благотворительностью и добрыми делами? Человек бедный, человек больной, попавший в трудную ситуацию... Может ли он жить по-христиански? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из девятой и десятой глав второго послания апостола Павла к коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
12 Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу;
13 ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми,
14 молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию.
15 Благодарение Богу за неизреченный дар Его!
Глава 10.
1 Я же, Павел, который лично между вами скромен, а заочно против вас отважен, убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым.
2 Прошу, чтобы мне по пришествии моем не прибегать к той твердой смелости, которую думаю употребить против некоторых, помышляющих о нас, что мы поступаем по плоти.
3 Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем.
4 Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы
5 и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу,
6 и готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится.
7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.
Есть люди, которые совершенно не умеют жертвовать: ни деньги, ни силы, ни время. Одни просто эгоистичны и ни с кем делиться не хотят, не понимая, что подлинный источник того, что они имеют, — Бог. Другие жертвуют, смотря сверху вниз, самой жертвой показывая своё превосходство и унижая того, кто её получает. Самой по себе решимости творить добро мало, нужно уметь творить его так, чтобы можно было его принять. Это прописные и очевидные истины. Однако у любого доброго дела есть не только совершитель, но и тот, на кого оно распространяется. И эта сфера для нас гораздо менее очевидна. Жадность или гордость могут быть довольно явными. Но ведь есть и те, кто не умеют принимать заботу и помощь от окружающих. Возможно, из видоизменённой, но всё той же гордости, возможно, из скромности или стеснительности... Наверное, основания подобного поведения действительно могут быть разными. Но какими бы они ни были, раз одни люди призваны помогать ближним, значит другие, те самые ближние, призваны эту помощь принимать. И принимать правильно, не отталкивая, не пренебрегая, не пропуская без пользы.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел объясняет коринфянам, что их жертвенность — не простая подачка бедным, она не просто восполняет их ресурсы, но приводит к обильной благодарности Богу и к возрастанию братского общения. Если грех выражается в обоюдной закрытости людей друг от друга, значит и открытость должна быть обоюдной. И как для того, чтобы пожертвовать, необходимо выйти за пределы своего эгоизма, то же самое необходимо сделать для того, чтобы жертву принять и увидеть за жертвой личность того, кто жертвует и Бога, поддержавшего его на этом пути. И если Церковь предполагает общение в любви, эта любовь призвана быть обоюдной, потому что в итоге всем нам стоит помнить известные слова: «Бог даёт, а мы обмениваемся». Если человеку кажется, что у него ничего нет и он может только получать, он забыл о главном: у него есть возможность благодарить и принимать дар так, чтобы он создавал пространство любви, объединяющей нас с Богом и друг другом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Эльдару подготовиться к операции
Эльдару Утюшеву 37 лет, вместе с женой и двумя дочками он живёт в городе Саратове. Супруга работает учительницей в школе, а мужчина — мастер по декоративной штукатурке, занимается ремонтом. Ещё недавно Эльдар мог за месяц привести в порядок 5-6 квартир. А сейчас, в лучшем случае, одну за два месяца. Всё из-за болезни, которая в короткие сроки подкосила его здоровье.
Эльдар — человек активный, регулярно посещал спортзал. «Мне так хотелось быть примером мужчины для своих дочерей — спортивным и сильным!» — рассказывает он. Выполняя тяжёлые физические упражнения, Эльдар не подозревал, что болезнь разрушает его позвоночник. Однажды у мужчины появились боли под лопаткой. В поликлинике сказали, что это мышечные спазмы после тренировок. Но боли в спине всё нарастали. «За две недели из здорового сильного человека я превратился в лежачего инвалида», — говорит мужчина.
В ходе обследования в больнице выяснилось, что у Эльдара сдавлены позвонки в нескольких местах. Иначе говоря — компрессионный перелом позвоночника. Такое разрушение костной ткани произошло в результате миеломной болезни. Это одна из разновидностей рака.
После курса химиотерапии мужчине стало легче. Он даже встал на ноги, но всё ещё очень слаб. Радикально помочь ему может только трансплантация костного мозга. Но сперва важно подготовить организм Эльдара к операции. Для этого врачи назначили эффективное лекарство. Однако препарат в России ещё не зарегистрирован и получить бесплатно его нельзя. Поэтому Эльдару Утюшеву из Саратова необходима помощь. Сбор на дорогостоящее лекарство открыт на сайте Милосердие.ру, и вы можете его поддержать: https://www.miloserdie.ru/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь к священству». о. Тимофей Чайкин
У нас в студии был настоятель московского храма святителя Николая в Заяицком священник Тимофей Чайкин.
Мы говорили с ним о его пути к священническому служению, об учебе в семинарии и об общении со знаменитым регентом архимандритом Матфеем (Мормылём).
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер