После революции большевики закрыли часовню в честь блаженной Ксении Петербуржской на Смоленском кладбище в Петербурге, но не заглушили память о святой. Народ помнил о блаженной Ксении, и эта память нашла отражение во многих произведениях художественной литературы.
Сегодня мы говорим о блаженной Ксении Петербуржской и стихотворении Дмитрия Бобышева «Ксения Петербуржская».
Место действия — Санкт-Петербург.
Время действия — вторая половина XVIII — начало XIX века.
Ксения Григорьевна Петрова родилась в первой половине XVIII века. Достигнув совершеннолетия, она вышла замуж за придворного певчего Андрея Фёдоровича Петрова и жила с супругом в Санкт-Петербурге. Внезапно Андрей Фёдорович скончался, оставив двадцатипятилетнюю женщину вдовой.
Безвременная смерть супруга потрясла Ксению. Облачившись в одежду мужа, она стала уверять родных и друзей, что Андрей Федорович вовсе не умирал, а умерла его супруга Ксения Григорьевна.
Молодая вдова раздала всё своё имущество бедным, дом подарила знакомой, а сама стала жить подаянием.
Многие думали, что от горя Ксения лишилась рассудка, не догадываясь, что она избрала для себя путь юродства ради Христа — особый род подвижничества, когда из смирения духовные подвиги скрываются под видом мнимого безумия.
Поэт Дмитрий Бобышев в стихотворении «Ксения Петербуржская» выразительно показывает этот момент внутреннего преображения.
Коль с мужем плоть одна у вдовыя жены,
чем плохи мужнины кафтанец и штаны?
— Ах, светелко супруг, я — ты, я — ты, я телом -
лампадка масляна; тебя во мне затеплим.
— Ты это я, ты — я (и крестится скорей),
мой милый баринок, я нарекусь: Андрей.
Поэт Дмитрий Бобышев с детских лет жил в Ленинграде, как в XX веке назывался Санкт-Петербург. В начале 60-х годов XX века Дмитрий Бобышев вместе с Иосифом Бродским, Анатолием Найманом и Евгением Рейном входил в ближайший поэтический круг Анны Ахматовой.
В творчестве «ахматовских птенцов», как называли молодых питерских поэтов, часто встречаются мотивы дореволюционного Петербурга. Стихотворение Дмитрия Бобышева «Ксения Петербуржская» и вовсе написано в стилистике XVIII века: оно изобилует старинными речевыми оборотами и народными выражениями.
Блаженная Ксения умерла в 1806 году и была похоронена на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга. Её могила неподалеку от церкви, которую блаженная при жизни помогала строить, с первых же дней стала местом паломничества для верующих. В XIX веке на Смоленском кладбище была построена каменная часовня в честь блаженной Ксении Петербуржской. После революции часовню закрыли, строение обветшало, но народ не забыл сюда дорогу.
Не раз бывал здесь и поэт Дмитрий Бобышев, написавший в 1980 году стихотворение «Ксения Петербуржская» — явно под впечатлением от посещения часовни на Смоленском кладбище.
... Прошло два века.
Стоит на кладбище Смоленском склеп-калека,
на «ладанки на грудь» растащен, а — стоит.
Не склеп — часовня. Нет, и не часовня — скит,
поскольку Божия не сякнет здесь работа!
«Святая Ксения, избави от аборта», -
наскрябана мольба. И дата — наши дни.
«Сдать на механика, позволь». «Оборони».
Здесь — гривенник в щели. А там — пятиалтынный.
«От зла завистников». «Дффай преуспеть в латыни».
И — даты стёртые. «Споспешествуй в пути...»
И — «Отведи навет». И — «Виноват, прости!»
И — «Благодарствую!» И — «Слава в вышних Богу!»
Часовня на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге теперь отреставрирована и открыта, и сюда приезжают верующие со всех концов России и паломники из других стран, чтобы помолится святой блаженной Ксении Петербуржской.
Все выпуски программы Прообразы
Грех – это больно. Наталия Лангаммер
Я долгое время очень хотела ощутить влюбленность в Бога. Многие говорят, что личная встреча со Христом — это как потрясение, как вспышка, как первая незабываемая любовь.
У меня толи это прошло спокойнее, толи и не случилось вовсе на уровне сердца.
Я переживала по этому поводу и молилась, просила испытать такое чувство. Чтобы установить отношения с Богом. Личные отношения.
Потрясения не произошло. Но случился в жизни момент кризис и выбора. И вот тут ощущения стали явными. Выбрать лихую земную радость или трудный ограничивающий церковный уклад. Хотелось радости. Казалось — беги, куда хочешь. Но ... не бежалось. Что-то удручало до слез.
Что это? Почему больно? Боль была физической. В районе грудной клетки. Ныло. Тянуло. Может, правда, сердце способно болеть не только как мышца, перегоняющая кровь, но и как тот орган, которым мы любим?
В тот момент я осознала, что люблю Иисуса Христа. Этого мудрого, любящего и скорбящего человека. Этого всесильного и сияющего милостью Бога. Люблю до слез! Мне жалко Его, когда вспоминаю чувства страстной недели. Когда Он распят на кресте. А его мама плачет. Что ей можно сказать в этот момент?
Мне грустно, что я предаю моменты нашей общей радости после моих исповедей, после Причастия, на Пасху! Предаю наши маленькие радостей, когда Он делал подарки, трогательно обо мне заботился, даже по мелочам. Предаю счастье моего детства, когда Господь был рядом в любви родителей.
Что взамен? Если я отвернусь от Бога, что вижу? Серый туман. Что чувствую? Нечем дышать.
Вспоминаются события из Книги Бытия. Адам и Ева стали смертны, потому что отвернулись от источника жизни. А что там, где нет жизни? Там смерть. Ведь отвернувшись от лампы, мы видим темноту.
И я бегу в Храм. Папа! Папочка, прижми меня! Обними меня! Прости меня! Грех — промах, движение от Тебя — это так больно! И не надо потрясений и вспышек. Отношения есть! Я тебя очень люблю!
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
18 октября. Об истине и лжи
В 4-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему».
Об истине и лжи, — протоиерей Андрей Ефанов.
18 октября. О святителях московских
Сегодня 18 октября. Церковь совершает Память 12-ти московских святителей.
О них рассказывает протоиерей Владимир Быстрый.