Top.Mail.Ru
Москва - 100,9 FM

«Ценность семьи». Прот. Алексей Гомонов, Анастасия Часовикова

* Поделиться

У нас в студии были настоятель московского храма Успения Пресвятой Богородицы в Путинках протоиерей Алексей Гомонов и продюсер фестиваля «Семьи, любви и верности» Анастасия Часовикова.

Наши гости рассказали о ежегодном фестивале в московском парке «Эрмитаж», а также говорили о важности семьи и о том, как передавать семейные ценности современным молодым людям. Кроме того разговор шел о возрождении Страстного монастыря в Москве.

Ведущая: Алла Митрофанова


Алла Митрофанова:

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. Здравствуйте, дорогие друзья, я Алла Митрофанова. И сегодня, 4 июля, хочется проанонсировать событие, которое в самом начале следующей недели ждёт тех, кто в Москве, либо живёт в Москве, либо в гости сюда приехал. Всё-таки лето, время путешествий настолько, насколько позволяют нам обстоятельства. 8 июля в саду «Эрмитаж», в самом сердце Москвы, пройдет фестиваль «Семьи, любви и верности». Собственно, 8 июля — это день памяти святых Петра и Февронии Муромских, ставших символом вот как раз этих очень важных для нашей жизни понятий: семья, любовь и верность. При том, что мы понимаем прекрасно сказание о Петре и Февронии, это, скорее, литературный памятник, чем житие, мы мало что знаем о них как об исторических личностях, но предание донесло до нас вот этот удивительный образ действительно супружеской верности и четко расставленных в голове приоритетов. Жена для мужа — главное. Муж для жены — главное. Это святое. И оказывается, что это потрясающе, и вот так вместе можно пройти через самые серьёзные испытания. Протоиерей Алексей Гомонов, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Путинках, в нашей студии. Отец Алексей, здравствуйте.

Протоиерей Алексий Гомонов:

— Здравствуйте.

Алла Митрофанова:

— Анастасия Часовикова, продюсер фестиваля «Семьи, любви и верности». Анастасия, приветствую вас.

Анастасия Часовикова:

— Добрый день.

Алла Митрофанова:

— Поскольку храм в Путинках недалеко от сада «Эрмитаж», подразумеваю, это соседство совершенно не случайно. Не вы ли всё это организуете?

Протоиерей Алексий Гомонов:

— Мы организуем, более того, имеем благословение Святейшего Патриарха Кирилла в 2010 году на всемосковское проведение молитвенной части в нашем храме, молебен Петру и Февронии, с последующей культурной программой, в дружественным, близко расположенным саду «Эрмитаж». И мы вот с 2010 года проводим это всё более усложняющееся мероприятие, в частности, культурную программу, всё более масштабную, которая теперь вылилась в фестиваль, так сильно прозвучавшую в прошлом году.

Алла Митрофанова:

— Ну вот получается, что уже два дня фестиваля, 8 июля, в понедельник, и 13 июля, в субботу, вы будете собираться, общаться, смотреть какие-то замечательные концерты. Расскажите, пожалуйста, Анастасия, что ждёт гостей фестиваля?

Анастасия Часовикова:

— В этом году, как сказал уже батюшка, мы делаем это второй раз, второй раз проводим фестиваль. В прошлом году 8 июля совпало с субботой. Это было очень удобно, потому что в выходной день на фестиваль могли попасть не только те люди, которые пришли на молитвенную часть мероприятия, но и те, которые обычно по субботам прогуливаются по центру или по парку. Парк действительно находится в самом центре Москвы. Это один из самых центральных садов, парков нашей столицы. Это очень удобная локация, которая позволяет нам действительно собрать людей, которые семьями, парами по выходным гуляют, отдыхают. Мы в этот момент как раз предлагаем им такую насыщенную программу, которая занимает абсолютно весь парк. У нас будет две больших локации, две сцены. Одна историческая сцена, на которой в свое время прозвучал Шаляпин, вторая — новая сцена. Мы предлагаем программу, в которой не только музыкальная концертная часть, но еще и спектакль. Спектакль мы делаем тоже своими силами. Режиссер Рената Сотириади, профессиональный режиссер, которая ставит этот спектакль на основе реальных житийных событий великих наших людей. Мы рассказываем в этом спектакле несколько прекрасных историй, истории любви русских великих людей, начиная от Петра и Февронии, заканчивая нашим космонавтом известным. И между этими житийными повествовательными историями мы включаем музыкальные номера. То есть будут такие коллективы, как «Логос», как Таисия Краснопевцева, в этом году, другие музыканты совершенно замечательные. Это должно быть не скучно, это должно быть современно, это должно быть очень актуально. И этой концепции мы придерживаемся при написании программы фестиваля. То есть люди, которые абсолютно незнакомы с историей, люди, которые абсолютно незнакомы с историей конкретно Петра и Февронии, люди, которые вообще далеки от какой-то церковной тематики, они смогут, скажем так, прикоснуться абсолютно ненавязчиво к этой теме и понять, что православие и традиционные ценности, они могут быть абсолютно современными. То есть мы стараемся это как-то показать вкусно, скажем так. Вкусно и понятно, на доступном языке. Будут также у нас замечательные совершенно группы. Это Джанго, Алексей Поддубный. Это в понедельник, 8-го числа. 13-го числа будет выступать «Отава Йо». Это такие хедлайнеры, скажем так, нашего фестиваля. Ну, будет и много других замечательных групп, я могу их перечислить, если надо. Также будут мастер-классы, всё это абсолютно бесплатно, вход в парк тоже мы делаем бесплатным. И в прошлом году за один день фестиваля было более 12 тысяч посетителей. То есть мы эту цифру можем отследить, потому что на входах стоят рамки, стоит охрана. И это говорит о том, что у нас есть такая уникальная и роскошная возможность привлечь людей к теме семьи, любви и верности, и мы этим стараемся воспользоваться.

Алла Митрофанова:

— Замечательно. Вы упомянули хор «Логос». Может быть, кто-то из наших слушателей знает, о чём идёт речь, а, наверное, многие и не в курсе. У нас такое счастье в жизни есть. Мы ходим в храм святителя Николая на Трёх горах, где поёт как раз хор «Логос», и каждое воскресенье становимся свидетелями этого настоящего чуда. Эти потрясающие мужские голоса, которые... Я не знаю, у меня ощущение, что они всю вселенную в себя вбирают, а потом дарят нам. Причем самыми разными могут быть стили их исполнения. Это и самая разная церковная музыка. Пожалуйста, у них есть распевы и византийские, и грузинские, например, и классика нашей духовной музыки. И мы были у них на вполне себе светском концерте, где они исполняли музыку эстрадную. Без музыкальных инструментов, а капелла. Это же не оторваться просто. Это потрясающе. И поэтому, по-моему, это настоящий подарок. Если хор «Логос» выступает, это уже удивительно. Я помню, как в том же самом саду «Эрмитаж» впервые услышала ансамбль «Браво Метехи», грузин, которых очень в Грузии любят, и вот они прям такие в Грузии действительно номер один, я помню, я остановилась как вкопанная и просто смотрела по сторонам и у всех спрашивала: кто это? кто это? кто это? И грузины, которые стояли рядом, они с гордостью говорили — это «Браво Метехи». Вот то же самое могу сказать о хоре «Логос». Вот примерно такое же впечатление они производят. Ну и Таисия Краснопевцева, конечно, уникальный исполнитель с удивительным редким голосом, который должную огранку нашел. И мне очень радостно, что исполнители такого уровня будут сопровождать спектакль. По поводу спектакля всё-таки, простите, профессиональный травматизм не даёт мне покоя. Хочу спросить, на каком материале он поставлен в отношении Петра и Февронии Муромских?

Анастасия Часовикова:

— Он поставлен как раз, вот вы начали с того, что есть некие сказания, история о них.

Алла Митрофанова:

— Ермолай-Еразм, да, автор этого литературного произведения.

Анастасия Часовикова:

— Да, там конкретно о Петре и Февронии, это буквально минут десять идёт сценка такая, и вот на основе именно вот этого повествования строится сказание, то есть оно очень краткое, оно очень яркое, потому что мы используем исторические костюмы, частично мы берем их в Останкино, частично нам их предоставляет такой замечательный коллектив «Русские начала», который собирает по крупицам по всей России эти аутентичные костюмы исторические, то есть там вплоть до подъюбников все это подлинное, красивое, там один венец весит килограмм восемь. И вот в этих костюмах выступают наши артисты. Это очень ярко, это действительно очень эффектно, благодаря тому, что музыкальное сопровождение таких вот, правильно вы сказали, невероятных мужских голосов. В этом году, я вас немножко дезинформировала, Таисия выступает на другом фестивале, у нас будет Наталья Сербина. Тоже замечательная исполнительница. И поэтому мы стараемся говорить на такие сложные темы визуальным языком, при этом не обманывая людей, всё у нас подлинное, всё у нас настоящее, всё у нас такое, скажем так, историческое. Хотим в этом году заснять этот спектакль, в прошлом году мы эту часть не смогли сделать, учимся на ошибках, чтобы потом можно было повторно просмотреть. Но я сама, если честно, завидую зрителям, которые будут в эти дни в саду «Эрмитаж», потому что программа у нас настолько интересная, настолько насыщенная, и вот по отзывам людей, которые были в прошлом году, они мне говорят: «Настя, всё замечательно, но хотелось одновременно побыть во всех локациях». Потому что и мастер-классы были какие-то невероятные, и на сцене происходили какие-то потрясающие события, концерты, лекции, паблик-токи. Сергей Комаров устраивал паблик-токи, были лекции известных блогеров. В беседке в стеклянной выступала Анастасия Абрамова, культуролог, которая рассказывала, зачем вообще нужно венчаться. Многие какие-то вещи, я уверена, люди, пришедшие в сад «Эрмитаж», слышали вообще впервые. Первый раз они могли услышать о слове верность, о слове венчание, о слове традиционный обряд венчания. И мы всё это будем показывать, демонстрировать со сцены. В этом году музей имени Альфреда Мирека, музей гармоники, будет как раз показывать полностью вот этот исторический интересный обряд выдавания замуж девушки с историческими костюмами, с музыкальными инструментами, которые будут сопровождать это всё. Я думаю, что это будет очень интересно. Музей предоставляет нам свою коллекцию, она будет у нас выставлена в саду «Эрмитаж» тоже, демонстрация такая народных инструментов подлинных.

Алла Митрофанова:

— Протоирей Алексей Гомонов, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Путинках и Анастасия Часовикова, продюсер фестиваля «Семьи, любви и верности», который пройдёт в саду «Эрмитаж» 8 июля и 13 июля, сегодня гости программы «Светлый вечер». Отец Алексей, а как бы вы ответили на вопрос: для чего венчание, зачем? Вот люди живут в браке, ну, вроде бы, уже достаточно. Что с венчанием?

Протоиерей Алексий Гомонов:

— Венчание — это брак, а без брака мужа и жены не бывает. Есть регистрация брака в ЗАГСе.

Алла Митрофанова:

— Но ведь Церковь признаёт брак, зарегистрированный в ЗАГСе, и, насколько знаю, люди, прожившие вот так вместе много-много лет, в общем-то, точно так же благословляются, как и люди через венчание прошедшие. Что венчание даёт? Почему это так принципиально важно? И это даже таинство?

Протоиерей Алексий Гомонов:

— Венчание даёт то, что звучит из Священного Писания в самом таинстве Венчания. Две плоти становятся одной плотью. Тайна сия велика есть. И действительно, многие-многие из нас, я в том числе убеждаюсь в том, что, венчавшись, мы венчались с матушкой моей, тогда ещё не с матушкой, спустя 14 лет после заключения брака в ЗАГСе. И, казалось, за 14 лет, уже имея детей и прожив такую непростую жизнь, ничем нас удивить невозможно на 15-м году совместной жизни. И после венчания я увидел новыми глазами рядом с собой человека. Я понял, что есть любовь к женщине, к жене, зарегистрировавшей брак, а есть любовь к венчанной супруге: неба и земля. Стыдно становится за все придирки, стыдно становится за все какие-то состязания, кто прав, кто виноват. Это такое таинство, которое достаёт до глубины, сколько бы вместе ни жили, хоть сто лет, вот этого соединения, две плоти станут одной плотью, не произойдёт, это может только Бог. Тем более генетики заметили, что после венчания вот это «две плоти станут одной плотью» подтверждается генетическими исследованиями.

Алла Митрофанова:

— Серьезно?

Протоиерей Алексий Гомонов:

— Люди могут быть донором друг другу, кожи, парного органа, и они уже не отторгаются.

Алла Митрофанова:

— Ого!

Протоиерей Алексий Гомонов:

— Вот так.

Алла Митрофанова:

— Это серьёзное заявление. Это подтверждено?

Протоиерей Алексий Гомонов:

— Генетики, они пролезают в тайну клетки и пытаются найти подтверждение или какое-то укоренение церкви. Две плоти станут одной плотью. И то, что Бог соединил, человеку разучить невозможно. Повторные браки, венчанные — это для вдовцов и для вдовицы, по большому счёту. А так вот любил-разлюбил, и теперь вот не хочу жить с нелюбимой женщиной, это неправильно. Венчанный брак — это брак на всю жизнь. И если решать проблемы после венчания, возникающие всё-таки проблемы, через покаяние, через самоукорение и через таинства церкви, которые дают нечеловеческие силы простить, понять, возобновить любовь, всё получается.

Алла Митрофанова:

— Вот, там, где человеческими силами справиться, как кажется, невозможно, Господь может подсказать выход. Было бы только желание к Нему обратиться.

Протоиерей Алексий Гомонов:

— И вот, венчавшись со своей матушкой, тогда еще не матушкой, Татьяной, на 15-м году совместной жизни, мы сейчас прожили уже 47 лет, и чем дальше, тем больше и больше скрепляется союз.

Алла Митрофанова:

— Могу подтвердить на личном опыте. Ну, конечно, он не сопоставим с тем опытом, который, отец Алексей, есть в вашей семье, у нас он гораздо более скромный, но венчание стало главным событием в моей жизни. Это что-то потрясающее. И это действительно событие, которое что-то очень важное перестраивает внутри. Насчёт органов не знаю, но... на душевном уровне точно совершенно перестраивает. Да, спасибо вам за такие слова. А хочу спросить по поводу молитвы в день семьи, любви и верности, которая проходит у вас в храме, молитва соборная. Как понимаю, к ней приглашаются все желающие? И любой человек может в храм прийти и поучаствовать в этом замечательном деле. О чём эта молитва, что она в себя включает? Это часть богослужения какого-то или это специальная молитва, на которую собираетесь вы, прихожане храма и все гости?

Протоиерей Алексий Гомонов:

— Это часть акафиста, часть службы, посвященной этим святым. Там есть две молитвы. Одна для желающих вступить в брак, т.е. обнаружить свою половинку и сочетаться с ней. А вторая молитва, отдельная молитва о том, чтобы сохранить брак. Ведь Пётр и Феврония прожили все трудности человеческого общения в браке. Он обещал Февронии, полюбив её сразу, не только за то, что она исцелила его от проказы, но ещё был её мудростью покорён, красотой. Она обладала вот этой нечеловеческой мудростью и способностью исцелить даже проказу в 12-13-летнем возрасте благодаря Богу. Она просто вся светилась этой благодатью, светилась красотой души. И поэтому он пленён был и обещал жениться, но потом подумал, что неровня она, она крестьянская девушка из глубинки, деревни Ласково, а он потомственный князь, как воспримут люди, как воспримут родственники? И он дал задний ход и снова покрылся проказой. И он понял, что он нарушил обещание данное, приехал, просил у неё прощения, она простила, конечно, и исцелила его снова от проказы, и они поженились. И они стали терпеть тогда от сродников нападки. Они ни за что не хотели называть её княгиней. Её отец лазил, собирая мёд диких пчёл, по деревьям в лесу. И тогда они унесли свою любовь, скрывшись, оставив всё, и насиженное имение, свои богатства и почести все, и ушли в неизвестном направлении. И всё начало рушиться. Кто ни занимал их место в Муроме, в Муромской области, никто не справлялся ни с народными мятежами, к тому же Бог стал наказывать ещё недородами всякими, неурожаями и всем прочим-прочим. Поняли, быстро приходили наши предки в духовные чувства, и нашли их, и обещали, покаявшись, слушаться, и наступила тогда вот мирная полоса. Но разженные стрелы лукавого, так называют всякие испытания, необходимые, возможные и необходимые в жизни каждого человека, настигали их. И они отражали молитвой и христианским терпением, и верностью друг к другу и Богу, и отражали все эти разженные стрелы лукаваго. Они были настоящими супругами, они вступали в супружеские отношения, у них были дети. И вот одна из дочерей тоже канонизирована как местночтимая святая, про них книжка вышла, про их семью.

Алла Митрофанова:

— Расскажите про дочь. Обычно, когда о Петре и Февронии Муромских говорят, во-первых, подчеркивается, что всё-таки мы имеем дело с литературным памятником, не вполне историческим, а именно литературным. А во-вторых, что мы не знаем, были ли дети у них. Вы говорите сейчас о дочери. Что об этом известно?

Протоиерей Алексий Гомонов:

— Написана целая книжка, и у меня хронически не хватает времени для чтения книг, тем более таких полных, как вот об их семье. Это полная книжка, довольно объёмная. И я, когда узнал, что у них есть дети, я понял, что они не мифические, они реальные супруги. У них всё было, и колебания. При основании семьи Пётр там задний ход давал. И затем выдержали испытание, и, сохраняя любовь, ушли, покинули всё, всё своё богатство, знатность, всё ушли, оставили. И вернувшись, нападки терпели. Дети, воспитанные ими от святого корня, святая поросль, даже местночтимая святая. Бывают святые люди, которых не канонизируют, но они святые, и поэтому любовь к Богу возросла особенно при приближении старости и ветхости.

Алла Митрофанова:

— А кто автор книги? Где об этом прочитать можно?

Протоиерей Алексий Гомонов:

— Не помню. И вот то, что они ушли в конце жизни в монастырь, каждый в свой, и умерли потом в один день и час. Не суицид это, а так Бог дал им не пережить друг друга ни день, ни час. И каждого старались сохранить в гробу, его — в мужском монастыре Мурома, ее — в женском. Они за ночь перелетали в общий гроб, монахи, в гроб на двоих, в приходской храм, в городской, в заранее приготовленный гроб на двоих. Их снова разносили, запирали каждый в своей часовне, в своём храме. Наутро находились снова в этом общем гробу, за пределами монастырских стен и поняли, что им лежать вместе, и теперь они лежат там вместе. То есть они всю жизнь были верны Богу, и Бог их не посрамил, конечно, дал и детей, и прекрасное воспитание Господь помог им совершить, и всё прочее.

Алла Митрофанова:

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА, дорогие друзья. Буквально на пару минут сейчас прервемся. Напомню, что в нашей студии протоиерей Алексей Гомонов, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Путинках, и Анастасия Часовикова, продюсер фестиваля «Семьи, любви и верности», который 8 июля и 13 июля пройдет в саду «Эрмитаж». Я Алла Митрофанова. Скоро вернемся.

Алла Митрофанова:

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается. Друзья, напоминаю, в нашей студии протоирей Алексей Гомонов, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Путинках, и Анастасия Часовикова, продюсер фестиваля «Семьи, любви и верности», который в саду «Эрмитаж» будет на следующей неделе, 8 июля, в понедельник, первая часть фестиваля, 13 июля в субботу, вторая часть фестиваля. Фестиваль, который начинается, собственно, в День памяти святых Петра и Февронии Муромских, покровителей семьи, супружества, ну, в общем-то, наверное, и воспитания детей тоже, тем более, что, как сейчас отец Алексей сказал, оказывается, есть исследования, подтверждающие, что у этой супружеской пары были детки, и даже их дочь, местночтимая Муромская святая... Муромская, да, святая она?

Протоиерей Алексий Гомонов:

— Муромская.

Алла Митрофанова:

— Вот так вот прославлено. И это все удивительно. Отец Алексей, давайте сейчас вернемся к молебну о создании семьи и к молебну о сохранении семейных отношений или, может быть, укреплении семейных отношений. Здесь кому что актуальнее, наверное, да? Который у вас 8 июля в храме пройдет. Что во сколько? Вот прямо расскажите, потому что мы еще пока не обговаривали, куда и ко скольки приходить.

Протоиерей Алексий Гомонов:

— С утра служба, положенная литургия, накануне всенощное, в воскресенье вечером, седьмого, а затем в 16 часов молебен всемосковский.

Алла Митрофанова:

— У вас в храме в Путинках?

Протоиерей Алексий Гомонов:

— В храме в Путинках, да. И затем концертная часть, где-то спустя час, в близко расположенном саду «Эрмитаж».

Алла Митрофанова:

— То есть, к пяти часам на концерт, а к четырём часам — к самому главному событию этого дня. Ну, хотя, как так можно говорить? Литургия, конечно, самое главное событие, да? Ну и молебен. Может быть, знаете, на литургию тоже не все смогут попасть, это же рабочий день. Однако, если кто-то в отпуске и в Москве в это время, то, пожалуйста, имейте в виду. И вот этот самый молебен о создании семьи, как же часто к нам приходят такие вопросы. Вот помогите, да. Это настолько актуальная и острая тема, армия одиноких людей, одиноких парней, одиноких девчонок, которые никак не могут пересечься, как-то друг друга увидеть. Ну, в общем, вот какой-то такой бич нашего времени. Отец Алексей, есть что вам сказать на эту тему? Почему такое с нами сейчас происходит?

Протоиерей Алексий Гомонов:

— Люди не могут проникнуть вглубь рядом стоящего человека. Чаще всего замечают какие-то человеку приятные очертания, телесные свойства человека, красивость лица и всё прочее. А живёшь-то не с телом, живёшь с душой. Тело каждый год становится всё более и более... стареет, а душа всё более родной становится при прохождении особенно совместных испытаний в жизненных обстоятельствах. Поэтому разглядеть родственную душу, полюбить её, душу, для этого надо не разжигаться телом, для этого надо не заставлять какими-то нецеломудренными даже словами, взорами, тем более прикосновениями до поры до времени не разжигать страсти кровяные, плотские, иначе затмится ум, и не поймёшь душу рядом стоящую, не поймёшь вообще человека рядом стоящего. Сколько таких людей настаивали, чтобы я повенчал, и других священников, чтобы повенчали, скорее узаконили отношения, а потом они с такой же поспешностью говорили: «Разведите нас, развенчайте нас. Разлюбил, разлюбил, а оказывается, в ней такие-то свойства, которые я вначале не разглядел». Познакомиться с душой, разобраться с душой — это задача непростая. Это задача, которая решается определённой духовной работой, и прежде всего молитвой. Да, молитвы Петру и Февронии однократно в день, ну, два праздника теперь, и осенью ещё есть, двукратно — этого мало. У нас молебны раньше были по воскресеньям, а теперь будут по пятницам, каждую пятницу в 17 часов молитвы Петру и Февронии.

Алла Митрофанова:

— В вашем храме?

Протоиерей Алексий Гомонов:

— В нашем храме, да. Этим мы занимаемся уже лет 15. И люди, которые ходят на эти молебны, серьёзно относятся к молитвенной части, есть которые несерьёзно, они отсиживаются за порогом храма, ждут, когда начнётся окончание молитвы, начнётся чаепитие, традиционное для наших воскресений вечера, а теперь вместо воскресенья по пятницам вечером. Ну и молитвенная часть столько соединила людей, уже около двухсот пар создалось. Это пары особого свойства. Они долгожительные, они плодоносные, они какие-то особые. Вот это верхоглядство, которое: «пришёл, увидел, полюбил», вот это надо избегать. В этих парах этого меньше, хотя и здесь бывает. Таким большим подспорьем для желающих разглядеть душу рядом находящегося человека, сейчас мы говорим о душе потенциальной супруги, потенциального супруга, помогает Иисусова молитва. Мы уже, наверное, второй или третий месяц в 21 час собираемся онлайн, по телеграм-каналу, видео-чат, уроки молитвы, мы в 21 час молимся со священником, со мной, сто Иисусовых молитв подряд, хором, кто где: дома, в храме, в дороге, включается молитва, и началось, и началось. Через месяц, через два образуются пары из прихожан, которые много лет знают друг друга, и не видели, что это дорогое, что это достойно внимания и любить, и венчаться.

Алла Митрофанова:

— Надо же так, Господь, глаза открывают.

Протоиерей Алексий Гомонов:

— Открывают глаза, причём видишь, эти характеры сложные, эти характеры уникальные. Вот как им сойтись, как там увидеть друг друга? А увидев, понять, и не просто там почаще общаться, а стремление такое вот уже... Полюбили уже друг друга, поняли, и стремятся к оформлению уже отношений, к венчанию. То есть, это началось с молитвы. То есть, ежедневные хотя бы, может, одноразовые, так как у нас в 21 час, если почаще молиться Иисусовой молитвой, то открываются глаза на самого себя и на окружающих людей. Начинает проникать в твоё сознание, в твоё сердце, в твой ум при молитве, что есть душа рядом стоящего человека. Да, тело тоже важно, но оно отступает на второй план. Дороже душа. Ты считал просто, что этот человек трудный в общении, характер такой вот какой-то вспыльчивый, какой-то придирчивый, а это твоя дорогая душа. И эту же молитву потом даже и уже для сохранения супружеской пары, и Иисусова молитвы, и прочей молитвы, они уже помогут подточиться друг к другу, пристроиться друг к другу, терпеть, понять друг друга, помочь исправиться. Вот что делает молитва. А тот, кто приходит к нам на Петра и Февронию чайку попить некоторые, и сразу же: «Ваш телефончик», ну, и потом крах.

Алла Митрофанова:

— То есть это такой клуб знакомств получается, или попытка клуба знакомств, если только на чаёк прийти, а этого, оказывается, недостаточно.

Протоиерей Алексий Гомонов:

— Да, да. А это у нас общность для общения молодёжи. К нам приходили раньше и говорили: мы даже не представляли, что можно так общаться людям противоположного пола, как у вас общаются. Там такие инициативы были, помочь дому ребёнка, и дальним монастырям, и храмам, и каким-то ещё там поездкам интересным, каким-то мастер-классом, каким-то секциям начиная от единоборства и кончая там приготовлением вкусных блюд, вышивка там, коклюшки и всё прочее. Говорят, мы не знали, что есть такая возможность дружить, общаться, и здесь вот на этом фоне уже узнавать.

Алла Митрофанова:

— Кстати, ведь у вас при храме действительно с молодыми людьми самые разные формы работы есть. И они не вот там, ну как это сказать, построились и ждут каких-то указаний, а могут найти себе занятия по душе и приходят просто потому, что им это очень нравится?

Протоиерей Алексий Гомонов:

— Да.

Алла Митрофанова:

— Как вы это делаете?

Протоиерей Алексий Гомонов:

— Это с помощью Божией. Просто приходят люди, и они уже некоторые приносят свои инициативы. Они не имели применения этим инициативам. А здесь вот они раскрываются. пробуют, и у них получается, опять же, при храме всё это с Божьей помощью, те же преподавания языков, те же там, допустим, приготовление блюд, те же паломничества, те же экскурсии по городу, и вдруг рождаются свои гиды по городу и по другим городам, и всё прочее.

Алла Митрофанова:

— А почему нет? А языки какие вы учите?

Протоиерей Алексий Гомонов:

— Французский, английский, немецкий, что-то такое. Но у нас сейчас наступил такой момент, что мы считаем, что то, что родилось 15-20 лет назад, оно уже требует некоторых реформ. И мы уже пересматриваем нашу работу, и даже перенесли с воскресенья вечера, эти все занятия, включая молебные, на пятницу вечера. Молодёжь в пятницу иногда заглубляется не туда, куда надо. Пятница — развратница.

Алла Митрофанова:

— А вот по какой причине вы на пятницу перенесли.

Протоиерей Алексий Гомонов:

— Да, на пятницу переносим.

Алла Митрофанова:

— Ясно. Анастасия, расскажите подробнее про вот эти формы творчества, которые есть у вас для молодых людей в храме.

Анастасия Часовикова:

— Ой, Алла, о формах творчества, наверное, говорить еще рано, потому что мы только начали этим заниматься. Батюшка сказал о том, что было до этого. Сейчас у нас действительно такой непростой период реорганизации этого сообщества, этого движения. Поэтому у нас пока всё только в планах. Я боюсь сейчас их озвучивать, не хотела бы, чтобы не быть голословной.

Алла Митрофанова:

— Так, ладно. У меня вот записано «Морская школа имени Фёдора Ушакова». Что? Вы скажете, что этого нет? При храме в Путинках, который, вообще-то, в центре Москвы, вдали даже от Москва-реки. Ну, то есть... И при этом у вас там морская школа.

Протоиерей Алексий Гомонов:

— Это другая моя любовь.

Алла Митрофанова:

— Вот рассказывайте тогда. Что это?

Протоиерей Алексий Гомонов:

— Когда я пришёл в центр Москвы из дальнего Подмосковья, являясь москвичом, первое, прежде всего, мне резануло, что нас обступили со всех сторон здания, посольские, медицинские, судоимпорт, там центры всякие, училища и всё прочее, и нет площадки заниматься молодёжью. И всё время меня тянуло к молодёжи, и я занимался ей в школе, преподавание Закона Божия, и будучи священником, всё время тянуло к молодёжи. И мы тогда стали заниматься в тех условиях, в которых есть с молодёжью, в храме, на улице в тёплое время, и даже нашли места и построили храм для места работы с молодёжью в Подмосковье. И вот эта работа с молодёжью, она нашла моё воплощение в первой в школе «Пересвет». Это традиционная русская школа с культурообразующим элементом. Так в 90-е годы можно было обезопасить школу православную, единственную систему православного образования. Там было всё для детей. Дети с утра до вечера занимались, и когда родители приходили их вечером забирать домой: мама, говорит, что ты так рано пришла?

Алла Митрофанова:

— Прекрасно.

Протоиерей Алексий Гомонов:

— Уроки делали в школе, все занятия, все кружки, это были при школе, от школы. Это была школа-лаборатория, православие, там было атмосферой жизни. Не вот эта начётница: запишите первую заповедь, вторую заповедь. Там всё было очень натурально, интересно, понятно для молодёжи. Вот эта школа, я сказал, разрушена, и новая школа создаётся. Я не могу без школы, я не могу без занятий с молодёжью, тем более, этот опыт имею не только я, но и мои сподвижники, преподаватели, воспитатели из школы «Пересвет». В школе «Пересвет» детьми занимались не только на уроках, и будем дальше заниматься в морской школе, занимались и на переменках. Там у нас были воспитатели, в каждом классе воспитатели старшие и младшие. И старшие, и младшие в конце каждого месяца писали отчёт о своей работе, так называемая рефлексия. Единственное, я не писал рефлексии, духовник. Мне хватало и так забот, за меня писали. И в этих рефлексиях они подводили итоги работы с каждым школьником каждого класса за прошедший месяц, и план на основе научных всяких трудов, педагогических, план работы с каждым на следующий месяц. То есть это была напряжённая, воспитательная такая педагогическо-научная работа. И вот это давало свои плоды, мы занимали везде лучшие места, передовые места во всех конкурсах школ Москвы и всё прочее-прочее. А теперь так получилось, что образовалась рядом с храмом в Подмосковье такая возможность построить школу интернатного типа на свежем воздухе. Тем более это вот долгострой, разрушенный, брошенный, и есть благословение патриарха Алексея Второго и старцев для того, чтобы там была школа морская. Я говорю: почему морская? А потому что Фёдор Ушаков. А кто такой Фёдор Ушаков? И потом вот узнал про Фёдора Ушакова, с монастырём связались, где он покоится. И теперь такое единение с этим святым, и он мощами у нас на приходе, и пошло, и пошло, и поехало. И не имея воды под руками, мы участвуем в соревнованиях по гребле, по управлению, по судовождению.

Алла Митрофанова:

— Где это всё проходит, на Истре где-нибудь?

Протоиерей Алексий Гомонов:

— Это проходит в Новгороде, Санкт-Петербурге, там ещё в других местах, Ростов и всё прочее. То есть у нас сейчас такая география занятий морским делом, что привлекает к нам и людей, и люди получают от нас пользу, мы обрастаем. И теперь нам нужно такое уже немаленькое здание, мы об этом сейчас трудимся и молимся для того, чтобы морская школа заняла свое достойное место.

Алла Митрофанова:

— Протоиерей Алексей Гомонов, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Путинках, Анастасия Часовикова, продюсер фестиваля «Семьи, любви и верности», который пройдет в саду «Эрмитаж» 8 июля и 13 июля, на следующей неделе, то есть, в нашей студии на Радио ВЕРА. Да, конечно, отец Алексей, то, что вы рассказываете про морскую школу, визуализируется легко, но как это всё сложно ведь реализовать? Я, правда, не очень понимаю, эта школа, она общеобразовательную часть в себя включает или нет? Или она только направлена на то, чтобы дать навыки хождения под парусом или на моторном судне?

Протоиерей Алексий Гомонов:

— Нет, это вообще-то достойный образец кадетской школы. Кадетское обучение проходили все, начиная царевичей, княжичей, и кончая таких великих людей, как там композиторы известные сейчас, не могу сразу сказать, деятели искусств и всё. То есть кадетское образование готовит на фоне, на игре в войнушку, не кадровый состав для морфлота или армии, как Нахимовский и Суворовский. Это просто такая подтянутость, это такая военная организованность, это такая способность мобилизоваться школьникам для того, чтобы стать, не побоюсь сказать, достойными гражданами, а может быть, и элитой своей страны.

Алла Митрофанова:

— Получается, что в этой школе могут учиться мальчики и общеобразовательная часть. А девочки тоже?

Протоиерей Алексий Гомонов:

— И девочки.

Алла Митрофанова:

— В кадетском корпусе? Условно говоря, да, и девочкам тоже место?

Протоиерей Алексий Гомонов:

— Девочки у нас, младшая возрастная группа, получили золотые медали за большое соревнование недавно под Нижним Новгородом по гребле. Девочки, младшая школьная группа.

Алла Митрофанова:

— Ну, удивительные вещи, конечно.

Протоиерей Алексий Гомонов:

— Они ходят в морской форме, в бескозырках, девочки в пилотках. Вот, и они говорят, на исповеди говорят: батюшка, мы стали теперь лучше учиться, стали более понимать родителей своих, стали более подтянутые, собранные. Нам так нравится скорее прийти в школу и опять вязать эти узлы, опять что-то запоминать, соревноваться в каких-то там соревнованиях по терминам, маршировать, куда-то ехать, всё время двигаться. То есть, получается, что дети захвачены этим процессом, игру в войнушку, игру в моряков и морячек. Но это не суворовские и не нахимовские училища. Это общеобразовательная школа с элементами, так необходимая для людей.

Алла Митрофанова:

— Анастасия, на фестивале дети, школьники-то бывают у вас? Вот те, которые учатся, например, в морской школе или какие-то другие. Можно ли... Я к тому, что у нас как-то, знаете, обычно люди спрашивают: а с детьми можно прийти? А будет ли детям интересно?

Анастасия Часовикова:

— Да, очень хороший вопрос. У нас как раз фестиваль позиционируется как семейный, то есть на нем будут для всех возрастных групп интересные занятия, то есть мастер-классы, будут мастер-классы по флористике, будут мастер-классы, на которых девочки-флористы из нашего храма будут показывать, как делать браслетики, веночки из цветов. Будут мастер-классы по гончарному делу, мастер-классы по плетению из кожи браслетиков. Много всего еще, более 20 мастер-классов. Вот в прошлом году только их посетили 777 человек.

Алла Митрофанова:

— А вы не будете морские вязать?

Анастасия Часовикова:

— Будет обязательно у нас вот эта часть, в этом году мы решили включить это в программу. Представители как раз вот этой морской школы, они готовят свою программу, в том числе узлы, да, это тоже будет, можно прийти познакомиться с организаторами, с руководителями этого направления, поэтому такая возможность будет. Школьников, естественно, детей всех возрастов очень много, вот, и будут занятия для всех, то есть будут какие-то активные подвижные игры, архитектурные студии будут работать тоже на площадке. Для детей, например, 8-го числа у нас будет симфонический оркестр «Глобалис» с программой дошкольной классики. Они будут играть классические произведения, под которые артистка Вера Строкова будет читать стихотворные произведения. Программа такая, скажем так, обкатанная, ребята работают в хосписах очень давно. И она рассчитана тоже для деток. Вот, поэтому я уверена, что это будет интересно всем. Выступать у нас будут не только взрослые, такие известные коллективы, вот я их уже называла там, Нина Коляда, Анна Ворфоломеева, Джанго, «Отава Йо», но будут также выступать и дети из проекта «Голос дети», которые будут петь. Интересные.

Алла Митрофанова:

— Я поражаюсь. Весь этот фестиваль, он, по сути, вырастает из вашей приходской жизни, из тех задач, которые вы перед собой ставите, из того, о чём вы молитесь, из того, что вокруг вашего храма, вот, пожалуйста, это школа, да, если есть морская школа, значит, на фестивале обязательно будет эта тематика тоже представлена. И, ну, когда жизнь так кипит и так творчески всё это воплощается, это, конечно, потрясающе. Знаю, что один из вопросов, кстати, который тоже ваша община пытается решить, это вопрос, связанный с восстановлением Страстного монастыря. Поскольку вы рядом со Страстным бульваром, ну там совсем недалеко же, да, храм в Путинках, и это, скажем так, тема непростая. Страстной бульвар, который вот сейчас мы все прекрасно знаем, вот заканчивается Тверской бульвар, потом памятник Пушкину, и вот за ним сразу этот Страстной бульвар. Это же пространство, которое занимал монастырь, разрушенный в советское время страшное, и теперь вроде как все уже привыкли, что его там нет. И как его там восстанавливать? Ведь там же столько всего! Как решаются подобные вопросы? Отец Алексей, скажите.

Протоиерей Алексий Гомонов:

— Он есть. Думали, что его нет, но он есть. Сохранилась гостиница монастырская, которая называлась «Доходный дом». Она была выстроена по благословению святителя Филарета Дроздова. И сам монастырь был его любимым детищем. И вот построили для того, чтобы получать деньги с доходного дома, с гостиницы, от паломников для нужд монастыря. И этот доходный дом стоит, но он занят соответствующими всякими, там центр Москвы, организациями, но уже решено через судебный процесс, вот наше правовое управление при патриархии, что мы даём время структурам, не относящимся к церкви, уйти оттуда, по-человечески поступаем, а часть уже помещений используем для своих нужд, в том числе для нужд возрождающейся общины Страстного монастыря, по возрождению Страстного монастыря, ежедневные молебны, еженедельные молебны, ежемесячные молебны там, еженедельные молебны на площади, крестные ходы по фундаментам монастыря. Дело в том, что монастырь как бы смахнули с лица земли, но подземная часть осталась, фундаменты, которые включены в памятники архитектуры 17-16 века. Дальше погост, захоронения большие. А кого хоронили в монастыре? Монахинь, батюшек и благотворителей. Там есть ещё захоронения расстрельников. Когда французы вошли в Москву, они много там повесили, расстреливали из числа монашествующих. Там они все эти вот святые люди, все вот это под землёй. То есть, есть подземные молитвенники, молятся, есть фундаменты и сохранившийся дом. На этом основании мы создали общину «Возрождение Страстного монастыря», и с нами уже патриарх не раз обращался и помогал нам в возрождении Страстного монастыря, в прохождении каких-то инстанций городских, в московское правительство. Стоит задача по установлению памятника-часовни, раз уж на этом месте сейчас там фонтан и ничего другого нет, чтобы люди знали, что здесь что-то было. Мы поставили закладной камень большой, двухметрового роста, здесь был Страстной Девичий монастырь, даты указаны. При ремонте площади в 2014 году очень много было человеческих костей. Буквально из ковша экскаваторы вынуты и сделали захоронения, некрополь там же, на площади небольшой. Ну и теперь патриарх благословил нас заняться устроением памятника монастыря в виде небольшого храма-часовни. Написана икона, большая Страстная икона, которая остановила повозку в 1621 году, по-моему, на месте сем Божья Матерь явилась и сказала: на месте сем будет стоять эта икона, чудотворная икона Страстная, названная Страстной. Царь Михаил Фёдорович, второй из рода Романовых, услышал про чудотворную икону и захотел её из Нижегородской губернии в Москву. Её везли, но направлялись куда-нибудь в Кремль, а повозка остановилась, и ни взад, ни вперёд. И Божья Матерь явилась и сказала: на месте сем будет эта икона храниться. И так возник сначала деревянный храм, потом собор, потом монастырь Страстной. На Пушкинской площади, она Страстная. Она названа Пушкиной, и это охраняло площадь от дальнейших застроек. Пушкинисты ничего там не разрешали строить рядом с полюбившимся...

Алла Митрофанова:

— Наши люди.

Протоиерей Алексий Гомонов:

— Да, с полюбившимся вот этим памятником Пушкина, который наклонился сейчас в сторону от собора, от того места, где был собор Страстной, в сторону «Макдональдса» наклонился. А вообще-то он стоял на той стороне, на другой стороне улицы Тверской, она Горького позже называлась, и шляпу снял и наклонился в сторону любимого монастыря.

Алла Митрофанова:

— Потрясающе, конечно, то, что вы рассказываете, и давайте встречаться почаще, чтобы мы были в курсе, как движется этот процесс. Конечно, очень хотелось бы Страстной монастырь увидеть своими глазами, но вот до нашей сегодняшней встречи я что-то как-то даже не представляла себе, что это реально, что это может реальностью стать. Дай Бог! И благодарю вас за этот разговор и за ту работу обширную, которую вы ведёте при вашем храме Успения Пресвятой Богородицы в Путинках. Напомню, что, собственно, главная тема нашей сегодняшней встречи — это рассказать о фестивале семьи любви и верности, который пройдёт 8 июля и 13 июля в саду «Эрмитаж». Наверное, Анастасия, вам напоследок, вот буквально несколько секунд у нас остается, еще раз слово дам, чтобы вы по времени сориентировали, 8 июля во сколько, 13 июля во сколько?

Анастасия Часовикова:

— Да, 8 июля мы ждем всех с 5 часов до 21 часа в саду «Эрмитаж». Молитвенная часть, как батюшка сказал, будет с 4 часов в нашем храме Успение Пресвятой Богородицы в Путинках. 13 июля, это суббота, мы приглашаем всех в сад «Эрмитаж» с 12 часов до 9 вечера на большую программу. Ждём вас всех.

Алла Митрофанова:

— Замечательно. Всей семьёй можно приходить.

Анастасия Часовикова:

— Всей семьёй, вход бесплатный. И те, кто без семьи. Все программы, все мастер-классы, все лекции, все концерты известных исполнителей абсолютно бесплатные.

Алла Митрофанова:

— Да, кто без семьи, тоже приходите, приходите, там как раз то, что нужно, происходит. Протоиерей Алексей Гомонов, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Путинках и Анастасия Часовикова, продюсер фестиваля «Семьи, любви и верности» в саду «Эрмитаж», были гостями программы «Светлый вечер». Я, Алла Митрофанова, прощаюсь с вами. До свидания и спасибо за разговор.

Протоиерей Алексий Гомонов:

— Храни нас всех, Господь.

Анастасия Часовикова:

— До свидания.


Все выпуски программы Светлый вечер


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем