Рим., 81 зач., I, 28 - II, 9.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ученые, которые исследуют работу мозга знают, что состояние нашего сознания, наши мысли, эмоции и жизнь в целом очень зависят от того, какую информацию мы потребляем. Именно поэтому они рекомендуют читать хорошую литературу, слушать хорошую музыку... А как с этим обстоит дело в сфере религии? Должны ли верующие заботиться о том, чем они наполняют своё сознание? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й и 2-й глав послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
28 И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства,
29 так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия,
30 злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям,
31 безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы.
32 Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют.
Глава 2.
1 Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же.
2 А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела.
3 Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то же?
4 Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?
5 Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога,
6 Который воздаст каждому по делам его:
7 тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, жизнь вечную;
8 а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, ярость и гнев.
9 Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина!
Основной посыл отрывка, который мы сейчас услышали, кажется очень простым: каждый выбирает собственный образ жизни сам. Каждый выбирает, что считает позволительным или непозволительным и живёт в соответствии со этим выбором. Более того, каждый не только выбирает, но и пожинает плоды той жизни, которую проживает. При этом у нас может возникнуть вопрос, почему человек выбирает одно и не выбирает другое? Совершенно ли он свободен в своём выборе или всё же совершает его под чьим-то воздействием?
Рассуждая о том, почему люди живут греховной жизнью, почему они блудят, лукавят, злятся, клевещут и изменяют друг другу, апостол объясняет это тем, что они не заботились иметь Бога в разуме, то есть думать о Нём, помнить Его слово, стремиться, к тому, чтобы Его воля наполнила их сознание. То есть в какой-то момент они понимают, что есть Бог, есть добро, есть праведная жизнь и они могут позаботиться о том, чтобы эта жизнь наполнила их сердце и их разум, то есть они имеют все возможности, но не заботятся об этом, не прилагают усилий. И постепенно грех становится нормой их жизни, ведь их ум превратный, и ему только дай возможность жить по-своему. Но разве не так обстоят дела со всем, что нас окружает, и даже с нашим собственным телом. Культура и воспитание всегда предполагают труд. Неслучайно даже в раю человек получил заповедь о том, чтобы возделывать и хранить его. Чтобы деградировать, много усилий прикладывать не приходится. Напротив, достаточно всё пустить на самотёк. Если же, решить, что твоя цель в развитии и совершенстве, необходимо будет об этом совершенстве заботиться и к нему стремиться.
Итак, несмотря на то что один путь предполагает труд, а другой потакание своей лени, в самом выборе мы как люди свободны. Господь постоянно рядом, Он готов наполнить нашу жизнь добром, верностью, щедростью, миром, правдой, любовью и милостью. Но для этого мы призваны освободить свой разум от греховных привычек и позаботиться о том, чтобы в нём было место Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь зависимым людям в Санкт-Петербурге
Диакон Кирилл Шабров из Санкт-Петербурга служит в православной Церкви, а также 20 лет помогает людям, зависимым от алкоголя и наркотиков. Отец Кирилл трудится психологом в благотворительной общественной организации «Фавор». Здесь действует амбулаторная программа помощи зависимым. То есть каждый день, в течение трёх месяцев, люди приходят сюда на занятия со священниками и психологами. Такая программа реабилитации подходит не всем, ведь зависимый человек продолжает находиться в привычной среде и всякий раз вынужден испытывать себя на стойкость. Но в то же время, если он остаётся в социуме, у него есть семья, работа – это поддерживает его в борьбе с зависимостью. Главное - подопечный должен сам захотеть избавиться от этой болезни.
По словам диакона Кирилла, сложнее выздоравливать тем, кто верит в свой контроль над ситуацией. Но спасти зависимых может только полная трезвость. Однако в «Фаворе» — это не единственная цель. Местные специалисты, прежде всего, помогают человеку изменить взгляд на жизнь и впустить в неё Бога.
Петербуржец Борис прошёл реабилитацию пять лет назад. «Я очень удивился, когда меня спросили: «зачем тебе нужна трезвость?», - говорит мужчина. - Я думал, что она мне просто необходима и всё, а о том, что буду делать после - не задумывался. Оказалось, мне нужно научиться по-новому преодолевать трудности и переживать эмоции. Чтобы в будущем не заливать всё это алкоголем, а именно проживать».
В общественной организации «Фавор» зависимые люди бесплатно получают профессиональную помощь. У них появляется шанс на новую жизнь.
Проекту «Фавор» очень важна поддержка. Узнать об этом больше можно на сайте: miloserdie.ru, в разделе «Где нужна помощь».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь к священству». Прот. Михаил Плетнев
У нас в студии был руководитель координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму, клирик храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади в Санкт-Петербурге протоиерей Максим Плетнёв.
Наш гость рассказал о своем приходе к вере, как в Церкви нашел ответы на свои вопросы, почему решил стать священником и как помощь зависимым стала частью его служения.
Детский музыкальный фестиваль «Белый Пароход» 2024. Николай Диденко
У нас в гостях был оперный певец, основатель и руководитель проекта «Белый Пароход» Николай Диденко.
Разговор шел о детском музыкальном творчестве в нашей стране, о том, что детям дает музыка, а также об особенностях музыкального фестиваля «Белый пароход» в 2024 году.