Давным давно, когда наш каменный храм только строился, вся приходская жизнь проходила в деревянном временном храме Покрова Божией Матери. Утром дежурная по храму, Лена, открывала двери и весь день встречала людей, отвечала на их вопросы. Каждый день прилетали воробушки, а Лена их подкармливала. Однажды со стайкой воробьев прилетел полакомится вкусными зернышками волнистый попугайчик. Видимо, вылетел у кого-то из окошка. Из соседних дворов приходили несколько кошечек — им тоже доставалось лакомства Лены. Но чаще всех приходила маленькая черная кошечка — котёнок, примерно месяцев 7-ми от роду. Каждый раз, становясь на ступеньки и вдыхая аромат ладана, который так щедро кадили на службе, она просилась в храм. Храмовые бабушки говорили сердобольной дежурной: «Ох, Лена, кошечка место ищет, наверное, котят принесёт — посмотри какой у нее животик!» Но котят никаких не было, а кошечка все чаще приходила к храму. Ее стали пускать спать в каморку к дежурному. Храм был маленький, а хозяйственных помещений еще не было. И все облачения хранились в той же каморке. Вот под облачениями как раз больше всего и любила спать кошечка. Но со временем все же выяснилось, что это котик! Мальчик! Так и назвали — кот Мальчик!
Батюшка благословил назначить кота ответственным за отсутствие мышей и крыс. И с тех пор это наш полноценный сотрудник храма!
Мальчик регулярно ходил с охраной осматривать территории строящегося храма и дома притча, проверял чтобы ни одна мышь не проскочила! Без него трудно представить себе жизнь сегодня: служба начинается — Мальчик придёт, сядет в притворе у входа и всех встречает. Под краном бака со святой водой стоит тазик, чтобы, когда наливают водичку не проливать на пол. Так Мальчик приходит и пьет из этого тазика водичку. А наши прихожане наклоняют ему тазик чтобы было удобнее пить. Мальчик любит спать в алтаре на горнем месте — там стоит мягкое кресло, на котором сидит Владыка во время богослужения.
Когда приезжают на отпевание — он почти всегда встретит машину. Иногда придет и потрется о ноги близких, родственников умершего. И мы всегда думаем, что, наверное, хорошим человеком был усопший.
У кота есть свои благотворители: есть личный ветеринар, и есть несколько людей, которые приносят ему корм, и даже специально варят для него курочку или рыбку.
В большие праздники Мальчик не прячется, а наоборот — в центре внимания. Может прийти и разлечься прям посреди храма, а люди вокруг умиляются и чешут его за ушком.
Он всегда рядом с человеком, у которого что-то случилось. Зайдешь в храм, а он спит у кого-то из прихожан на коленках — значит этому человеку нужно тепло и поддержка.
Буквально на днях мы увидели картину: идут 3 женщины по улице в сторону лавочки, а Мальчик идёт посередине вместе с ними, будто ведёт их. Зашел с ними в лавочку и трется о ноги одной из этих женщин. Оказалось, у нее дочка погибла, а Мальчик таким образом утешал.
Иногда кажется, что он, будто человек, все, все понимает! И ведь пришел к нам в храм он сам, никто его не приводил. Как говорится в 150-м псалме: «Всякое дыхание да хвалит Господа!» — вот наш Мальчик и восхваляет Бога каждый день, защищая его от вредителей и утешая людей, которые в этом нуждаются.
Автор: Мария Миргородская
Все выпуски программы Частное мнение
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 178 зач., V, 1-10.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что является главной целью жизни христианина? На чём крещёный человек должен сосредоточить своё внимание в первую очередь? Движению к чему должен посвятить все свои силы? Ответ на этот вопрос находим в том отрывке из 5-й главы 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня в православных храмах за богослужением. Давайте послушаем.
Глава 5.
1 Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный.
2 Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище;
3 только бы нам и одетым не оказаться нагими.
4 Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью.
5 На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа.
6 Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа,
7 ибо мы ходим верою, а не видением,
8 то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа.
9 И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными;
10 ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел, рассуждая о конечной участи человека, довольно чётко указывает, к чему стремится каждый ученик Христов. Сейчас мы живём в смертных телах. Но желаем, по словам апостола Павла, облечься, то есть одеться, в небесное жилище, то есть в небесное, бессмертное, тело. Сейчас в нашей человеческой природе царствует закон смерти. Мы болеем, получаем раны, страдаем и, наконец, умираем. Поэтому мы хотим, чтобы смертное было поглощено жизнью. Именно на это направлены все наши усилия. Итак, в глобальном смысле цель жизни христианина — это преодоление смерти. Для этого, по словам апостола, необходимо приблизиться к источнику жизни, к Богу.
Что для этого надо сделать? Павел предлагает во всех своих делах полагаться на веру. Поэтому он и говорит: «мы ходим верою, а не ви́дением». И здесь вполне уместно задать апостолу вопрос: легко идти к цели, когда видишь её. Когда её можно осязать хотя бы одним из органов чувств. Но как можно двигаться к цели, когда её не видишь? И когда она недоступна нашему телесному восприятию? Ведь сам же апостол говорит в другом своём послании, что вера эта — «уверенность в невидимом». Но подобное утверждение противоречит здравому смыслу. Это всё равно, что пытаться идти по воздуху, как по асфальту. Попробовать можно, но толку-то?
Предчувствуя такие недоумения, апостол делает очень важное пояснение. Господь, по словам Павла, дал нам «залог Духа». Что это такое? Говоря простым языком — это духовная интуиция. Врождённая чувствительность к духовной реальности, которая есть у каждого человека в силу того, что каждый из нас — образ Божий. В каждого из нас Господь вдохнул дыхание жизни. Как инстинкты помогают животным выжить в мире дикой природы, так и духовная интуиция подсказывает нам, как необходимо действовать, чтобы не потерять связь с Творцом. Она позволяет нам ощущать и осознавать Его присутствие. Она делает нас чуткими и проницательным в тех вопросах, которые связаны с духовным миром.
Так в чём же тогда проблема? Проблема в том, что мы не пользуемся этим чувством. Оно у нас атрофировано. В этом мы чем-то похожи на животных, у которых отбит нюх. Зубы есть, когти есть, сила и ловкость есть, но без нюха животное обречено. А потому наша задача распознать эту важную часть своего существа, а потом всячески её разрабатывать. Именно для этого Христос дал нам Церковь с её таинствами, именно для этого Он дал нам Евангелие с его заповедями. Тот, кто понуждает себя организовать свою повседневную жизнь так, чтобы самоотверженно служить ближним и во всём искать волю Бога, создаёт в своей душе пространство, которое Господь через церковные таинства наполняет Своей благодатью. Присутствие Бога в жизни становится для такого человека ощутимой и осознаваемой реальностью. Духовное измерение получает плотность. А это и означает, что наше смертное тело уже здесь на земле превращается в небесное жилище и наполняется вечной жизнью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помогать Благотворительной клинике и бездомным людям
Григорий из Санкт-Петербурга в прошлом бизнесмен. Восемь лет назад под Новый год его жизнь круто изменилась. Мужчина потерял работу, деньги, дом и оказался на улице.
«Моя история про то, как резко всё может поменяться, — рассказывает Григорий. — Однажды летом я выходил из ресторана и, проходя мимо бездомного человека, пнул его ногой. И ещё добавил: „Что тут расселся? Иди работай!“. И когда спустя пару лет я замерзал у метро и просил у прохожих деньги на проезд, а все шли мимо, я очень отчетливо вспомнил эту историю».
В один из дней, между поисками жилья и заработка, Григорий набрёл на маленький храм под Петербургом. Там он встретил женщину, которая рекомендовала ему поехать в посёлок Вырица, в Ленинградской области. Так мужчина оказался в Серафимо-Вырицком монастыре, где обрёл кров и поддержку. То, что с ним произошло, полностью изменило его взгляды на жизнь. Теперь дни Григория наполнены смыслом, верой и помощью ближним.
Сегодня он трудится в монастыре, выполняя разные послушания, работает в строительной сфере и помогает Благотворительной больнице. Это место, где бесплатно принимают пациентов, у которых нет дома, денег или документов. Им перевязывают раны, проводят обследования, выдают лекарства и в целом помогают выбраться из трудной ситуации.
Григорий всегда готов здесь что-то починить или решить другие важные задачи. Кроме этого, он не оставляет без внимания и людей, оказавшихся на улице — при случае накормит и направит за поддержкой в Благотворительную больницу.
Если вы тоже, как и Григорий, хотите помогать проекту и людям, попавшим в беду, переходите на сайт Благотворительной больницы — заполните анкету волонтёра или сделайте любой денежный перевод: https://charityhospital.ru/donate/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Послания апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам». Прот. Андрей Рахновский
У нас в студии был настоятель храма Ризоположения в Леонове протоиерей Андрей Рахновский.
Разговор шел о посланиях апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам: как они были написаны и как в них формулируется учение о Христе и Церкви.
Все выпуски программы Светлый вечер