Деян., 46 зач., XXI, 26-32.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых», — эти слова принадлежат апостолу Павлу. Павел, еврей по национальности, много проповедовал среди язычников, говоря им только о Христе и не навязывая ветхозаветной религии. За что (в каком-то смысле) и поплатился. Об этом повествует читаемый сегодня утром во время богослужения отрывок из 21-й главы книги Деяний святых апостолов. Давайте послушаем.
Глава 21.
Итак. Апостола Павла обвиняют в Иерусалиме в предательстве веры. Великого святого толпа разъярённых иудеев сначала хватает, а затем начинает избивать. В чём состояла причина подобной расправы? Враги апостола набрасываются на него, поверив в ложный слух, что Павел якобы совершил богохульство и привёл на территорию Иерусалимского храма — в священное место — язычника. Для достоверности называлось даже имя этого язычника — Трофим из Эфеса.
Такой человек действительно существовал. Это святой Трофим, принадлежащий к числу так называемых 70 апостолов. Он когда-то был язычником, а потом стал христианином. И, конечно же, на территории Иерусалимского храма он не бывал. Поскольку и Трофим, и Павел с уважением относились к ветхозаветной традиции. И не желали оскорблять религиозных чувств иудеев. Трофим был христианином, но не был обрезан. Потому в Иерусалимский храм ему вход был воспрещён. И он, повторюсь, не собирался данный запрет нарушать. Таким образом, повод для избиения Павла представляется надуманным.
Но почему же в ложные слухи поверили? Потому что святой Павел руководствовался поручением апостольского собора и, проповедуя язычникам, не принуждал их исполнять ветхозаветных обрядов. Христиане из язычников должны были воздерживаться только от пищи, посвящённой идолам, питья животной крови и так называемой удавленины. Иными словами — мяса животного, убитого через удушение. В большинстве случаев не ради извращённого кулинарного искусства, а ради магических практик. Считалось, что с кровью животного язычник якобы может получить силы и способности этого животного.
Но вернёмся к апостолу Павлу. Нарушал ли он сам иудейские обряды и правила? Скорее всего, нет. Ведь иначе бы странным выглядел укор Павла в сторону апостола Петра, который то ел некошерное, то не ел — в зависимости от окружения, в котором он находился. Павел называл подобное поведение лукавством. Тем не менее, апостол много общался с язычниками. А потому с точки зрения иерусалимских законников выглядел осквернённым. Павлу даже пришлось пройти обряд очищения, но он, как мы уже знаем, святому не помог. Апостол стал для столичных соплеменников врагом и предателем.
Что значит для нас пример святого Павла? На самом деле, многое. Прежде всего, мы видим, как не в теории, а на практике выглядит мудрая проповедь евангельского учения Христа. Как можно, соблюдая дорогие для себя религиозные принципы, не навязывать лишнее и чуждое, другим. Как можно отличать главное от второстепенного. И в отношении главного быть крепким и стойким, а во второстепенном проявлять не равнодушие или дурной либерализм, а милосердие и понимание. Будем же просить у Бога мудрости, которой он наделил апостола Павла, чтобы проповедуя Христа разным людям, не терять себя.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 90 зач., V, 17 - VI, 2.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как вести себя с другим человеком? Как устроить общественную жизнь? Как упорядочить свои отношения с Богом? Согласитесь, вопросы не праздные. Ответ на них мы можем найти в том отрывке из 5-й и 6-й глав послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 5.
17 Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа.
18 Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни.
19 Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие.
20 Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать,
21 дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим.
Глава 6.
1 Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак.
2 Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?
Закон и благодать — эти два понятия проходят не только через все послания апостола Павла, но и через всё святоотеческое богословие. А только что прозвучавший отрывок содержит в себе свидетельство, что эта пара терминов — не выдумка богословов. Слова «закон» и «благодать» указывают на явления, которые определяли жизнь человека с самых древних времён.
Что такое закон, понять несложно. Это совокупности формальных предписаний, которые регламентируют деятельность отдельного индивида и общества в целом. Нас приучают быть законопослушными с детства. В противном случае общество перестало бы существовать. Вопрос, почему? А потому, что зачастую нам не хочется учитывать интересы других людей и договариваться. «После меня хоть потоп» — поговорка, которая точно формулирует эти настроения. Закон именно потому и появился, что слишком много деструктивного в поведении человека. Всё это от внутренней пустоты, которую мы пытаемся заполнить самым лёгким путём — сделать так, чтобы весь мир вращался только вокруг меня любимого. А если выразиться иначе, то после грехопадения в нас стало слишком мало благодати.
Что же такое благодать в этом случае? Если закон — это инструкции, которые спускаются нам извне, то благодать — это то, что произрастает изнутри человека. Из его сердца. Образно говоря, это голос Бога в каждом из нас. Особое чутьё, духовная интуиция, которая подсказывает, какие наши поступки навредят окружающим, а какие принесут пользу. Какие наши действия согласны с волей Творца, а какие противны ей. Благодать — это та пуповина, которая связывает нас с Богом.
Из этого не следует, что закон плох. В нашей ситуации он очень даже хорош. Тот, кто лишился конечности, не может обходиться без протеза. Так и мы. Наше духовное сердце находится в полумёртвом состоянии. А потому ему необходима искусственная среда, благодаря которой в нём будет поддерживаться жизнь. Закон и есть такая среда. Он позволяет не переступать ту грань, за которой мы разрываем связи с человеком и Богом, а, следовательно, постепенно перестаём быть людьми.
Кроме того, именно с исполнения закона начинается путь человека к Богу. Функция закона напоминает функцию ракетоносителя, который выводит космический корабль на орбиту. Когда притяжение Земли ослабло, корабль движется в пространстве без всей этой громоздкой конструкции. Так и закон больше не нужен тем, кто преисполнен благодати. Таких людей мы называем святыми. Их духовная интуиция и связь с Творцом так сильны, что всякое их действие направлено на созидание жизни. Теперь более совершенный закон, закон жертвенной любви, прописан в их сердцах.
Сегодня апостол Павел напоминает, что путь к этому состоянию открыт каждому человеку благодаря подвигу Христа. От нас требуется лишь начать на ежедневной основе применять к своей жизни Евангельские заповеди. Пусть по началу у нас не будет получаться. Пусть это будет выглядеть механически. Пусть мы будем ощущать себя странно. Это неудивительно, ведь мы так не привыкли жить. Если проявим усердие, терпение и доверие Богу, то непременно увидим, как постепенно в нашей душе будут происходить изменения, мы ощутим на собственном опыте действие благодати, станем участниками Небесного Царства.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Санитарный автомобиль для Благотворительной больницы в Санкт-Петербурге
«Скорее всего вы мне ничем не поможете, но на всякий случай я решила прийти...» — сказала Наталья, оказавшись на пороге Благотворительной больницы в Санкт-Петербурге. «У меня давно болят и немеют пальцы на руках. Я уже не способна делать вещи, которые требуют мелкой моторики. Даже пишу с трудом...» — рассказала пациентка врачу травматологу-ортопеду Нике Булавиновой. Наталья — беженка, у неё проблемы с документами и деньгами, поэтому получить медицинскую помощь в обычных клиниках у неё возможности нет. Но в Благотворительной больнице бесплатно помогают всем, кто попал в беду.
Травматолог Ника, внимательно выслушав и осмотрев пациентку, поняла — вернуть подвижность рукам — можно! Во время обучения в медицинском вузе, ей посчастливилось познакомиться с одним из лучших кистевых хирургов России — Николаем Карпинским. С ним на практике студенты подробно разбирали такой же случай, как у Натальи: немеют все пальцы рук, кроме мизинца. Поэтому у Ники не возникло сомнений — сдавлен один из нервов, который необходимо освободить.
Врач успешно прооперировала женщину. И спустя 7 дней радостная пациентка буквально вбежала в больницу со словами: «Доктор! Мои пальцы! Я всё чувствую, они снова меня слушаются и совсем не болят!»
Эта счастливая история случилась благодаря тому, что 6 месяцев назад с помощью отзывчивых людей в Санкт-Петербурге открылась Благотворительная больница. Здесь принимают тех, кто лишился дома, людей без документов и гражданства.
Сейчас больнице нужен санитарный автомобиль для маломобильных пациентов. Сбор на транспорт открыт на странице: https://planeta.ru/campaigns/ambulance
Больше узнать о работе Благотворительной больницы в Санкт-Петербурге charityhospital.ru и о том, чем помочь, можно на сайте проекта или в социальных сетях.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Книги детям». Вадим Мещеряков
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был главный редактор «Издательского дома Мещерякова» Вадим Мещеряков.
Разговор шел о детской литературе и о значении чтения в образовании и воспитании ребенка.