![](https://radiovera.online/wp-content/uploads/2024/06/writing-table-wood-retro-still-life-painting-1070694-pxhere.com-1-1.jpg)
Фото: PxHere
Первым российским вузом официально считается Славяно-греко-латинская Академия, которая открылась в 1687 году при Заиконоспасском монастыре. Именно её в своё время окончил великий Михаил Васильевич Ломоносов. Однако своему возникновению Славяно-греко-латинская Академия обязана другому учебному заведению — Типографской школе. На шесть лет раньше она появилась при Московском Печатном дворе.
Российское государство к концу XVII века остро нуждалось в образованных гражданах. После монголо-татарского ига, бесконечных войн и Смуты, держава заметно растратила свой интеллектуальный потенциал, заложенный ещё во времена Древней Руси. Это ясно понимал молодой, прекрасно образованный царь Фёдор Алексеевич, когда взошёл на российский престол в 1676 году. Государь всерьёз задумывался о том, что Москве необходимо крупное учебное заведение. В своих мыслях царь укрепился после того, как к нему на аудиенцию пришёл иеромонах Тимофей. Четырнадцать лет он прослужил русским послом при Иерусалимском патриархате. Бывал в Константинополе, где учился у греческих богословов. И вот, этот повидавший мир учёный муж вернулся на Родину. Царю он сообщил неутешительные вести: турки, захватившие Константинополь ещё в XV веке, пытаются уничтожить греческую науку. Выслушав иеромонаха Тимофея, Фёдор Алексеевич созвал совет во главе с Патриархом Московским Иоакимом. Совет постановил: «тамо умаляемое учение зде насадити». То есть, сделать центром науки и образования Русь, Москву. Царским указом при Печатном дворе на Никольской улице, в двух каменных палатах была учреждена Типографская школа. Место выбрали не случайно. Печатный двор был сосредоточием учёности, здесь хранилась и постоянно пополнялась уникальная библиотека. Возглавил школу тот самый иеромонах Тимофей — первый среди русских учёных он получил звание «ректора». Типографскую школу иногда даже именовали «Тимофеевским училищем».
Уже к лету 1686 года в школе одновременно обучалось более двухсот человек. Для того времени — внушительная цифра. Подобного масштаба русское просвещение до тех пор ещё не знало. В Типографской школе было два отделения — славянское и греческое. И в том, и в другом преподавались письмо, грамматика, диалектика, риторика, история, география и «пиитика» — то есть, античная литература. Студенты читали Эсхила, Эзопа, Аристофана, Гомера. Основным предметом было, конечно, богословие. Преподавали в школе знаменитые учёные того времени — сам иеромонах Тимофей, «справщики» Печатного двора Мануил Григорьев и Карион Истомин — автор первого русского букваря. Воспитанниками, по указу государя, могли стать «люди всякого чина». Были среди учеников школы и представители знати, и безродные сироты. Студенты получали стипендию. За счёт Патриаршей казны им выдавалась одежда и обувь, а по праздникам — гостинцы.
Между тем, Фёдор Алексеевич не собирался останавливаться на достигнутом. Типографскую школу он видел лишь первым шагом на пути развития отечественной науки и образования. Теперь нужна была академия. Государь даже составил особую грамоту — своего рода проект развития — в которой подробно обрисовывал будущее учебное заведение. По задумке Фёдора Алексеевича, академия должна была крепко стоять на страже православной веры, хранить её чистоту, учёностью защищать от искажения и ересей. Такое учебное заведение, в основу которого легли образовательные и нравственные идеи царя, появилось спустя пять лет после скоропостижной кончины Фёдора Алексеевича. В 1687-м году в Закиноспасском монастыре всё на той же Никольской улице, которую недаром называют «улицей русского просвещения», открылась Славяно-греко-латинская академия. Студенты Типографской школы Печатного двора были переведены туда в полном составе. А её лучшие выпускники стали преподавателями Академии. Так зарождалось в России высшее академическое образование. И уже совсем недалеко было до его расцвета.
«Христианин в современном мире». Алексей Шустов
У нас в студии был продюсер, основатель сообщества «Девелопмент 2.0» Алексей Шустов.
Мы говорили с нашим гостем о его пути к вере, о том, как его многочисленные творческие проекты совмещаются с христианским мировоззрением, а также о планах снять фильм об иеромонахе Серафиме (Роузе).
«Искусственный интеллект». о. Павел Когельман, Евгения Ульева, Анни Берг
В этом выпуске клирик московского храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском священник Павел Когельман, психолог Евгения Ульева и блогер Анни Берг размышляли о том, как на жизнь человека влияет развитие искусственного интеллекта.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
«Благословен еси, Господи»
![](https://radiovera.online/wp-content/uploads/2024/07/piqsels.com-id-fwswx.jpg)
Фото: Piqsels
Одно из моих любимых песнопений вечерней службы называется «Благословен еси, Господи». Впервые я его услышала много лет назад в стенах Киево-Печерской лавры. Давайте попробуем разобраться, о чём оно, и послушаем отдельными фрагментами в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Песнопение представляет собой четыре коротких отрывка, посвящённых Воскресению Христову. Отрывки соединены общим припевом — «Благословенный Господи, научи жить по заповедям Твоим!» или по-церковнославянски «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим».
Первый отрывок звучит так «Собор ангелов удивился, / видя Тебя, Спаситель, к мёртвым сошедшего, / силу смерти сокрушившего, / взявшего с Собою Адама / и от ада всех освободившего». Вот как первая часть звучит по-церковнославянски: «А́нгельский собо́р удиви́ся, зря́ Тебе́ в ме́ртвых вмени́вшася, сме́ртную же Спа́се, кре́пость разори́вша, и с собо́ю Ада́ма воздви́гша, и от а́да вся́ свобо́ждша».
Давайте послушаем первую часть:
Второй отрывок начинается вопросом Ангела жёнам-мироносицам — ближайшим ученицам Христа, скорбящим у Его гроба: «Что же слезами сострадания, / о ученицы, миро разбавляете?» (миро — значит, благовонное масло, принесённое жёнами-мироносицами, чтобы приготовить тело Спасителя к погребению) / — «Блистающий в гробнице Ангел возвестил мироносицам». / «Вглядитесь во гроб и узнайте: / Спаситель воскрес из гроба!» Вот как вторая часть звучит по-церковнославянски. «Почто мира с милостивыми слезами, о, ученицы, растворяете? Блиста́яйся во гро́бе а́нгел, мироно́сицам веща́ше: ви́дите вы́ гро́б, и уразуме́йте, Спа́с бо воскре́се от гро́ба».
Послушаем вторую часть:
Третья часть песнопения на русском языке звучит так: «Рано утром мироносицы спеши́ли / ко гробу Твоему, рыдая. Но предстал пред ними Ангел, говоря: / «Рыдания время прошло, не плачьте! / О воскресении же апостолам возвестите».
Давайте послушаем, как звучит третья часть по-церковнославянски:
Четвёртая часть продолжает тему встречи Ангела и жён-мироносиц: «Мироносицы-жёны с миром пришедшие / ко гробу Твоему, Спасе, рыдая, / Ангел же возвестил им: / «Зачем мёртвым вы Живого считаете? / Ведь как Бог Он воскрес из гроба».
Послушаем четвёртую часть песнопения на церковнославянском языке:
Завершается песнопение «Благословен еси, Господи» призывом поклониться Святой Троице и Деве Марии, воплотившей Богочеловека.
Давайте вместе послушаем это песнопение в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря:
Все выпуски программы: Голоса и гласы