![](https://radiovera.online/wp-content/uploads/2024/06/leonid-antsiferov-DwSMLiMz64U-unsplash-1-1.jpg)
Фото: Leonid Antsiferov / Unsplash
18 августа 1854 года, к берегам российского города Петропавловск-Камчатский в Авачинской бухте Тихого океана, подошла англо-французская эскадра — несколько крупных военных судов. Они приблизились к порту и открыли огонь. С берега им ответила русская артиллерия. Иностранные суда были вынуждены отойти на безопасное расстояние. Они встали на якорь поодаль, выжидая. У англичан и французов был план: уничтожить русские военные корабли в Петропавловском порту, а потом захватить город и сжечь его. В Авачинской бухте состоялась битва, которая вошла в историю как Петропавловская оборона — одно из героических сражений Крымской войны 1853-1856 годов.
Может показаться нелогичным: война — Крымская, а противник пришёл в Петропавловск-Камчатский. Город, расположенный почти за восемь тысяч километров от основного театра военных действий, фактически — на другом конце страны. На самом деле во время Крымской кампании, которую ещё называли Восточной войной, неприятель атаковал Российскую Империю с разных сторон. Русская Камчатка не давала покоя западным странам ещё с 17 века, когда на тихоокеанском берегу появились наши первые поселения. Многие мечтали вытеснить Россию с богатых природными ресурсами дальневосточных земель. И вот, в августе 1854-го года, англичане и французы рискнули это сделать. Их расчёт был прост: порт Петропавловска охраняли всего несколько судов, сильно уступающих по мощности кораблям противника. К тому же вторжения там не ожидали. За счёт превосходящей силы и эффекта неожиданности враг надеялся одержать лёгкую победу.
20-го августа неприятель предпринял новую попытку атаки. Англичанам и французам удалось высадить на берег десант. Однако далеко продвинуться не пришлось — русские стрелки достойно встретили врага и не дали ему войти в город. И всё же враг не отступил. Через четыре дня, 24-го августа, произошло решающее сражение. «Неприятель громил порт ещё более, нежели в первые два раза», — писал об этом дне в своём докладе камчатский окружной судебный секретарь Михаил Говоров. Англо-французская эскадра насчитывала 218 орудий и более двух с половиной тысяч человек. Против них всего с двадцатью семью орудиями встали 960 героических защитников Петропавловска. Не только моряки, но и добровольцы из местного населения — крестьяне, казаки, купцы, мещане и даже каторжники. Не осталось в стороне и духовенство. К примеру, священник Петропавловского собора Георгий Логинов во время бомбардировок города был среди бойцов. Подвергая собственную жизнь опасности, он воодушевлял их молитвой и благословлял на защиту русской земли. Впоследствии за храбрость и доблесть священнослужитель удостоился награды — золотого наперсного креста на Георгиевской ленте. Более двух часов длился ожесточённый бой за город. Русские стояли насмерть. Несмотря на неравные силы, потери в стане противника оказались велики. Оставшийся в живых вражеский десант спешно вернулся на корабли. Англо-французская эскадра отошла от Петропавловска, и 27 августа покинула Авачинскую бухту.
О событиях тех августовских дней 1854-го года замечательно высказался Петропавловский уездный начальник и журналист Антон Сильницкий. Он писал: «Защита Петропавловска доказала всему миру, что русские, даже застигнутые врасплох вчетверо сильнейшим неприятелем, побеждают его с честью и славою, так свойственными русскому имени».
Послание к Римлянам святого апостола Павла
![](https://radiovera.online/wp-content/uploads/2016/01/Apostol-Pavel-Valanten-de-Bulon.jpg)
Рим., 83 зач., II, 28 - III, 18.
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2019/05/Dmitrij-Barickij-1024x696-240x240.jpg)
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Подобно Израильскому народу Священное Писание называет христиан богоизбранной нацией. В чём же заключается это избранничество? Какие привилегии оно даёт и как ими воспользоваться? Ответ на эти вопросы находим в том отрывке из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
28 Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
29 но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.
Глава 3.
1 Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания?
2 Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие.
3 Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию?
4 Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем.
5 Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? (говорю по человеческому рассуждению).
6 Никак. Ибо иначе как Богу судить мир?
7 Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника?
8 И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых.
9 Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом,
10 как написано: нет праведного ни одного;
11 нет разумевающего; никто не ищет Бога;
12 все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного.
13 Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их.
14 Уста их полны злословия и горечи.
15 Ноги их быстры на пролитие крови;
16 разрушение и пагуба на путях их;
17 они не знают пути мира.
18 Нет страха Божия перед глазами их.
Евреи времен Иисуса Христа были уверены в том, что по самому факту своего рождения, а также в силу того, что они принадлежат к иудейской религии, у них с Творцом особые отношения. Они Богом избранная нация. Видимым знаком этого глубинного союза они считали обрезание. По сути, аналог христианского крещения. Всё это побуждало евреев считать, что их положение в семье других народов исключительное и привилегированное.
Апостол Павел разделяет убеждения об уникальности Израиля. Однако для него это означает не претензии на лучшую жизнь, но в первую очередь ответственность. Как он говорит сегодня, иудеям вверено «слово Божие». В греческом тексте послания используется существительное «логия», которое обозначало не только звучащую речь, но и закон. А потому под «словом Божиим» Павел скорее всего понимает Десять заповедей и весь нравственный закон Моисеев. То есть для него уникальность еврейской нации заключается в том, что она была избрана стать образцом жизни по закону Бога. Отсюда и обратная закономерность. Всякий, кто живёт по закону Бога, хранит в чистоте свою совесть, является иудеем, даже если он не обрезан телесно.
Мысль апостола Павла вполне можно применить и к современной ситуации. Подобно иудеям в древности теперь христиане являются Богом избранным народом. А коль так, то каждый крещёный человек имеет особое положение в глазах Творца. Речь идёт не о привилегиях, которые делают нашу жизнь комфортной, безопасной и респектабельной. Скорее, речь об ответственности, которая возложена на всякого ученика Христова. И факт Крещения является лишь видимым знаком этого мессианства.
Формы призвания могут отличаться. Ведь мы все очень разные. Однако суть всегда одна и та же. Как говорит сегодня апостол Павел, всем нам «вверено слово Божие». Так Павел даёт понять, что наша уникальность как раз в том и заключается, что мы больше не можем делать то, что нам заблагорассудится. Мы не можем жить, полагаясь только на себя и достигая собственных целей. Мы призваны к тому, чтобы делать то, чего хочет Бог. Во всех своих делах стремиться искать и исполнять Его волю. Вот главная привилегия христианина. Именно для этого Господь привёл нас в Церковь. Наша жизнь должна превратиться в бескорыстное и самоотверженное служение Творцу и окружающим людям. В противном случае мы будем ощущать себя несчастными и нереализованными. Те благодатные дары, которые мы получили в Таинстве Крещения, превратятся для нас в источник внутренних терзаний и, возможно, внешних бедствий. А потому дай же нам, Господи, ясности ума осознать, что такое подлинное христианство, и мужества сердца решительно и бесстрашно идти по этому пути.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Защитить от разрушения Никольский храм в селе Мотовилово
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/06/Hram.png)
Житель Москвы Николай Зимин недавно присоединился к проекту фонда «Белый ирис» - «Школа хранителей храмов». И неспроста - мужчина решил восстановить полуразрушенную церковь во имя святого Николая чудотворца в селе Мотовилово Рязанской области. А началось всё вот с чего.
Николай занимался изучением своей родословной и выяснил, что его пра-пра-дедушка был купцом и на свои средства построил тот самый Никольский храм. В память о родном человеке мужчина решил возродить святыню. Но было и ещё кое-что. Информация о об этой церкви появилась в жизни Николая в особый момент. С началом специальной военной операции мужчина стал усердно молиться за мир на земле, за свою семью, сыновей. Николай дал Богу обет, что, если с его родными будет всё в порядке, он обязательно поможет храму или поставит часовню. А спустя время узнал об истории пра-пра-дедушки и Никольской церкви, которой нужна помощь.
«Жизнь – удивительная штука», - замечает мужчина. Сейчас он проходит обучение в «Школе хранителей храмов». «У меня есть финансовые и организационные ресурсы, но этого недостаточно», - говорит он. «Я хочу узнать о возможностях и опыте других людей. А ещё – найти помощников, ведь одного меня на всё не хватит. В Мотовилово даже дороги нормальной нет. Хочу повлиять на судьбу Никольского храма, возродить его для людей, заодно, надеюсь, и в селе что-то поменяется».
Первым делом важно защитить храм Николая чудотворца от осадков и дальнейших разрушений, то есть провести противоаварийные работы. С этим поможет фонд «Белый ирис». Он открыл сбор для храма Николая чудотворца в селе Мотовилово Рязанской области. Если и вы хотите его поддержать, переходите на сайт фонда: https://nasledie-iris.org/projects/nikolskij-hram-razrabotka-proekta-konservaczii/.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
«Генерал Федор Федорович Абрамов». Константин Залесский
![](https://radiovera.online/wp-content/uploads/2023/08/image-30-06-23-06-16-1-1.jpg)
Константин Залесский
Гостем программы был историк Константин Залесский.
Разговор шел о непростой, но яркой судьбе генерала Федора Федоровича Абрамова, одного из участников Белого движения в период гражданской войны в России, почему он пользовался уважением как у руководства, так и у солдат, и как сложилась его жизнь в эмиграции.