«Живёшь по Домострою», — так иногда говорят, желая упрекнуть собеседника в том, что его представления о жизни устарели. Действительно, книга «Домострой» — сборник правил, касающихся самых разных сфер жизни человека, увидел свет довольно давно — ещё в конце XV века. Между тем многие советы, которые содержит этот литературный и исторический памятник, не подвержены влиянию времени, и сегодня выглядят так же актуально, как и почти пятьсот лет назад.
Полное название сборника звучит так: «Книга, называемая „Домострой“, содержащая в себе полезные сведения, поучения и наставления всякому христианину — мужу, и жене, и детям, и слугам и служанкам». По мнению ряда историков — Сергея Соловьёва, Ивана Некрасова, Александра Орлова — родиной «Домостроя» следует считать Великий Новгород. Именно там в конце XV-го столетия появились первые его редакции, которые, скорее всего, были основаны на ещё более ранних сводах разного рода поучений и правил — таких, например, как «Измарагд» и «Златоуст». До нас «Домострой» дошёл в том виде, в котором в середине XVI-го века его издал протопоп Сильвестр — духовник тогда ещё молодого царя Ивана IV. Некоторые учёные допускают и версию, что это вполне мог быть авторский труд священника.
Как бы ни было, «Домострой» стал первой книгой, написанной на практические темы понятным и доступным для широкого круга читателей языком. Неудивительно, что вскоре после выхода в свет книга у многих стала «настольной». Сборник регулировал духовно-нравственную и хозяйственно-экономическую жизнь, учил правилам этикета. Но самое пристальное внимание в «Домострое» уделялось семейным ценностям. Семья, по «Домострою», представляла собой единый организм: муж работал и обеспечивал пропитание. Жена вела хозяйство. Дети помогали родителям. Домострой четко обозначал роли в семье и взаимоотношения между её членами. Каждый знал свои обязанности и зону ответственности. Таким образом, сводились к минимуму разногласия и конфликты.
На мужа, как на главу семьи, «Домострой» накладывал ответственность перед Богом за жену и детей. Фундаментом семейной жизни должны были стать любовь и взаимоуважение. «Ни мужу на жену не гневаться, ни жене на мужа — всегда жить в любови и согласии», — гласит 38-я глава сборника. Женщину «Домострой» называл «государыней дома», и делегировал ей домашние заботы — например, пополнение семейных запасов. Впрочем, хозяйственные решения рекомендовалось принимать совместно: «Утром, встав по колокольному звону, и после молитвы, мужу с женой советоваться о домашнем хозяйстве...» Детей родителям тоже надлежало воспитывать сообща. Матери — следить, чтобы чада были «всегда упокоены, сыты и одеты, и в тёплом дому». Отцу — учить сыновей ремеслу, растить помощников. Словом, «Домострой» предлагал рецепт вполне гармоничных и здоровых семейных отношений, который с веками, пожалуй, ничуть не утратил своей актуальности.
Исследователь Иван Забелин считал «Домострой» не только памятником неоценимого исторического значения, но и «цветом вечных нравственных и хозяйственных уставов быта русского человека» Помимо ценных наставлений, книга раскрывает перед читателями картину социального устройства средневековой Руси, её повседневную и духовную жизнь.
Все выпуски программы Открываем историю
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 242 зач., II, 16-23.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В своих посланиях апостол Павел неоднократно упоминал, что все его успехи на поприще христианской проповеди принадлежат не ему, а Богу, сам же апостол — лишь инструмент в руках Христа. Когда апостол Павел писал об этом, он был абсолютно искренен, в его словах не было и доли лукавства, у него действительно не было ничего своего, того, на что он мог бы опереться во время миссионерских путешествий. Как мы знаем, его подводило даже собственное тело: у Павла было хроническое заболевание, и о нём он неоднократно упоминал в своих посланиях. Не хватало апостолу и надёжных помощников — этой теме посвящена 2-я глава его Послания к Филиппийцам, отрывок из которой звучит сегодня в православных храмах во время литургии. Давайте послушаем его.
Глава 2.
16 содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился.
17 Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам.
18 О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне.
19 Надеюсь же в Господе Иисусе вскоре послать к вам Тимофея, дабы и я, узнав о ваших обстоятельствах, утешился духом.
20 Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас,
21 потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу.
22 А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании.
23 Итак я надеюсь послать его тотчас же, как скоро узнаю, что будет со мною.
Послание апостола Павла к Филиппийцам, отрывок из которого мы только что услышали, было написано апостолом во время его пребывания под стражей. Учёные высказывают различные предположения относительно того, где именно находился апостол во время написания этого послания, однако церковная традиция полагает, что дело было в Риме в начале 60-х годов по Рождестве Христовом. Даже если не знать об обстоятельствах появления Послания апостола Павла к Филиппийцам, то из самого текста этого послания можно понять, что апостол пребывает в сложной жизненной ситуации, которая может закончиться его смертью.
Апостол Павел был нормальным человеком, а потому его не могла не страшить предстоящая казнь, его душа скорбела, и он искал утешения. Но как может быть утешен тот, кто всю свою жизнь посвятил делу проповеди? Ответ очевиден: утешить его могли лишь успехи тех, кому он благовествовал слово Христовой истины, то есть успехи его духовных детей.
С этого момента начинается, как кажется, самый интересный фрагмент только что прозвучавшего отрывка Послания к Филиппийцам: чтобы узнать об обстоятельствах духовной жизни своих адресатов, апостол Павел решил направить к ним своего ближайшего ученика Тимофея, и сделал это апостол с очень интересной оговоркой, он написал, что выбор пал на Тимофея по той причине, что рядом с Павлом не было никого, кто обладал бы таким же усердием, как и Тимофей, ведь все прочие «ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу» (Флп. 2:21).
Здесь привлекают внимание сразу два момента. Во-первых, достоверную информацию о духовной жизни мог выяснить лишь тот, кто сам живёт такой жизнью, кто ищет лишь того, что угодно нашему Спасителю. Это свидетельство Послания к Филиппийцам очень важно, ведь оно подтверждает, что судить о духовном может лишь тот, у кого есть общение с Духом Святым, все же прочие попросту не в состоянии будут что-либо понять.
Во-вторых, живущих по-настоящему духовной жизнью людей никогда не бывает много. В ближайшем окружении апостола Павла нашёлся лишь один такой человек — Тимофей. Это довольно печально. Однако печаль апостола может стать своего рода утешением для нас тогда, когда мы решим, что Церковь уже не та, что Дух Святой не действует в нас так, как действовал в апостольскую эпоху. Прозвучавший сегодня отрывок Послания к Филиппийцам свидетельствует, что люди, живущие ради Христа, всегда в меньшинстве, и встретить такого человека — величайшая удача, и в этом смысле наше время мало чем отличается от апостольского.
Пусть же Бог поможет нам встретить таких людей, и благодаря этой встрече самим стать теми, для кого Христос — и цель жизни, и её смысл, и предел стремлений!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Журнал «КлеверЛаб» для тех, кому небезразлично будущее детей
«КлеверЛаб» — это интернет-журнал проекта «Клевер Лаборатория». На его страницах собраны лучшие работы и примеры, интересный опыт в области образования и воспитания детей. Журнал помогает родителям создать в семье безопасную духовную, нравственную и физическую среду, чтобы привить ребёнку правильные жизненные ценности и сформировать в нём цельную личность. Команда детских психологов, педагогов, методистов и священников регулярно готовит статьи, подборки детских игр, фильмов и книг, идей для семейного досуга и не только.
Для многих родителей интернет-журнал «КлеверЛаб» стал незаменимым помощником в повседневной жизни. Татьяна из Липецка, мама четверых детей, рассказывает: «В этом году моя дочка, 3-й ребёнок, отправилась в первый класс, что было для неё очень волнительно. Новое место, незнакомые ребята — всё это сильно тревожило дочку и в школу она идти не хотела. Думая о том, как ей помочь, на сайте журнала „Клевер Лаборатории“ я нашла статью: „Ребёнок не хочет идти в школу. Что делать?“ и в ней советы экспертов. Мы с мужем им последовали — поговорили с учителем, пообщались с дочкой, вместе с ней посмотрели рекомендованные фильмы, которые помогли ребёнку иначе взглянуть на ситуацию. И к нашей радости — всё это сработало! Страхи ушли, и дочка прекрасно освоилась в классе и чувствует себя хорошо».
Интернет-Журнал «КлеверЛаб» — некоммерческий проект и действует он только благодаря народной поддержке. Любая финансовая помощь позволит редакции журнала создавать больше материалов для всех, кому небезразлично будущее детей. Чтобы найти проект в интернете, наберите в поисковой строке: «журнал „Клевер Лаборатория“», перейдите на сайт и нажмите кнопку «Помочь проекту»: https://news.clever-lab.pro/donate/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Духовные смыслы романа «Преступление и наказание». Татьяна Касаткина
У нас в студии была доктор филологических наук, заведующая Научно-исследовательским центром «Достоевский и мировая культура» Института мировой литературы РАН Татьяна Касаткина.
Разговор шел о духовных смыслах и образах героев романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание».
Все выпуски программы Светлый вечер