![](https://radiovera.online/wp-content/uploads/2016/12/465px-Synaxis_of_the_Twelve_Apostles_02.jpg)
Деян., 36 зач., XV, 5-34.
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2019/05/Dmitrij-Barickij-1024x696-240x240.jpg)
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как относиться к тому, что между церковными людьми и даже видными богословами могут появиться разногласия в вопросах, связанных с христианской жизнью? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 15-й главы книги Деяния святых апостолов. Давайте послушаем.
Глава 15.
5 Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедовать соблюдать закон Моисеев.
6 Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела.
7 По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали;
8 и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам;
9 и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их.
10 Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?
11 Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они.
12 Тогда умолкло все собрание и слушало Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников.
13 После же того, как они умолкли, начал речь Иаков и сказал: мужи братия! послушайте меня.
14 Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое.
15 И с сим согласны слова пророков, как написано:
16 Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее,
17 чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие.
18 Ведомы Богу от вечности все дела Его.
19 Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников,
20 а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе.
21 Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу.
22 Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою, именно: Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу, мужей, начальствующих между братиями,
23 написав и вручив им следующее: «Апостолы и пресвитеры и братия — находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться.
24 Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали,
25 то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом,
26 человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа.
27 Итак мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и словесно.
28 Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого:
29 воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы».
30 Итак, отправленные пришли в Антиохию и, собрав людей, вручили письмо.
31 Они же, прочитав, возрадовались о сем наставлении.
32 Иуда и Сила, будучи также пророками, обильным словом преподали наставление братиям и утвердили их.
33 Пробыв там некоторое время, они с миром отпущены были братиями к Апостолам.
34 Но Силе рассудилось остаться там. (А Иуда возвратился в Иерусалим.)
Высший орган церковного управления называется собор. В только что прозвучавшем отрывке рассказывается о первом в истории христианском соборе. Он состоялся в Иерусалиме около 50 года по Р.Х. Поводом ему послужил конфликт между христианами из иудеев и теми, кто пришёл в Церковь из языческих религий. Первые, уже будучи крещёными, продолжали соблюдать закон Моисеев и все его ритуальные предписания — обрезание, омовения, законы о чистой и нечистой пище. Для вторых обрядовые правила иудейской религии не значили ровным счётом ничего.
Наверное, никакой проблемы не возникло бы, если бы иудействующие не настаивали на том, чтобы и другие верующие также дотошно исполняли устав Моисеева законодательства. Вторые сопротивлялись. Им это было чуждо и странно. Они пришли ко Христу в Церковь, а не в синагогу. Назревал раскол. По этому поводу и произошёл собор, на котором после долгих обсуждений было достигнуто компромиссное решение. Ревнителей иудейской традиции попросили снизить давление на собратьев. Но и уверовавших из числа язычников попросили пойти навстречу. Помимо того, что они должны были следовать общечеловеческим нравственным предписаниям закона Моисея, они также не должны были есть идоложертвенное, удавленину и кровь. Ведь для их братьев из числа бывших иудеев это было серьёзным препятствием для общения с человеком. Итак, что сделал собор? Он призвал обе партии увидеть, услышать друг друга. То есть организовывать свою дальнейшую жизнь с учётом того, что помимо меня в Церкви есть ещё и другие люди. Несмотря на то, что все верят в Троице Единого Бога, у каждого свой опыт, свои предпочтения, своя ситуация.
Это и есть то, что называется соборным принципом Церкви. Единство в многообразии. Церковный собор — это орган, который призван напоминать об этом принципе. Есть границы веры и нравственности. За эти границы мы заходить не можем. Но внутри этих границ очень широкое поле жизни. Это целая палитра мнений и опыта. А потому, как говорит апостол Павел, «надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные».
И нам важно помнить об этом. Ведь порой нам страшно от того, что другие живут не так, как мы. Особенно же нам страшно, когда кто-то почитает Бога не так, как принято в нашем окружении. Этот страх нередко переходит в раздражение, претензии и открытую неприязнь. Как только эти чувства начинают нас одолевать, будем обращаться к Богу с молитвой за своих братьев, которые так отличаются от нас. А вместе с тем постараемся приводить себе на память известное древнехристианское выражение: «в главном — единство, во второстепенном — свобода, во всём — любовь».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианин в современном мире». Алексей Шустов
![](https://radiovera.online/wp-content/uploads/2024/07/Aleksej-Shustov.jpg)
У нас в студии был продюсер, основатель сообщества «Девелопмент 2.0» Алексей Шустов.
Мы говорили с нашим гостем о его пути к вере, о том, как его многочисленные творческие проекты совмещаются с христианским мировоззрением, а также о планах снять фильм об иеромонахе Серафиме (Роузе).
«Искусственный интеллект». о. Павел Когельман, Евгения Ульева, Анни Берг
В этом выпуске клирик московского храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском священник Павел Когельман, психолог Евгения Ульева и блогер Анни Берг размышляли о том, как на жизнь человека влияет развитие искусственного интеллекта.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
«Благословен еси, Господи»
![](https://radiovera.online/wp-content/uploads/2024/07/piqsels.com-id-fwswx.jpg)
Фото: Piqsels
Одно из моих любимых песнопений вечерней службы называется «Благословен еси, Господи». Впервые я его услышала много лет назад в стенах Киево-Печерской лавры. Давайте попробуем разобраться, о чём оно, и послушаем отдельными фрагментами в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Песнопение представляет собой четыре коротких отрывка, посвящённых Воскресению Христову. Отрывки соединены общим припевом — «Благословенный Господи, научи жить по заповедям Твоим!» или по-церковнославянски «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим».
Первый отрывок звучит так «Собор ангелов удивился, / видя Тебя, Спаситель, к мёртвым сошедшего, / силу смерти сокрушившего, / взявшего с Собою Адама / и от ада всех освободившего». Вот как первая часть звучит по-церковнославянски: «А́нгельский собо́р удиви́ся, зря́ Тебе́ в ме́ртвых вмени́вшася, сме́ртную же Спа́се, кре́пость разори́вша, и с собо́ю Ада́ма воздви́гша, и от а́да вся́ свобо́ждша».
Давайте послушаем первую часть:
Второй отрывок начинается вопросом Ангела жёнам-мироносицам — ближайшим ученицам Христа, скорбящим у Его гроба: «Что же слезами сострадания, / о ученицы, миро разбавляете?» (миро — значит, благовонное масло, принесённое жёнами-мироносицами, чтобы приготовить тело Спасителя к погребению) / — «Блистающий в гробнице Ангел возвестил мироносицам». / «Вглядитесь во гроб и узнайте: / Спаситель воскрес из гроба!» Вот как вторая часть звучит по-церковнославянски. «Почто мира с милостивыми слезами, о, ученицы, растворяете? Блиста́яйся во гро́бе а́нгел, мироно́сицам веща́ше: ви́дите вы́ гро́б, и уразуме́йте, Спа́с бо воскре́се от гро́ба».
Послушаем вторую часть:
Третья часть песнопения на русском языке звучит так: «Рано утром мироносицы спеши́ли / ко гробу Твоему, рыдая. Но предстал пред ними Ангел, говоря: / «Рыдания время прошло, не плачьте! / О воскресении же апостолам возвестите».
Давайте послушаем, как звучит третья часть по-церковнославянски:
Четвёртая часть продолжает тему встречи Ангела и жён-мироносиц: «Мироносицы-жёны с миром пришедшие / ко гробу Твоему, Спасе, рыдая, / Ангел же возвестил им: / «Зачем мёртвым вы Живого считаете? / Ведь как Бог Он воскрес из гроба».
Послушаем четвёртую часть песнопения на церковнославянском языке:
Завершается песнопение «Благословен еси, Господи» призывом поклониться Святой Троице и Деве Марии, воплотившей Богочеловека.
Давайте вместе послушаем это песнопение в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря:
Все выпуски программы: Голоса и гласы