Эту историю мне рассказал один священник.
В день памяти святителя Николая, рано утром, батюшка шел на службу. Подходя к церкви, он рассмотрел в рассветной мгле женскую фигуру. Пожилая женщина топталась возле углового дома, держа в руке помятую бумажку. Очевидно, там был указан нужный ей адрес.
Священник подошел к незнакомке.
— Доброе утро. Вам что-то подсказать?
— Ой, да, спасибо! Мне клинику нужно найти.
Женщина протянула бумажный лист с адресом. Клиника находилась в другой части района. Священник принялся было объяснять, куда идти. Женщина кивала... Но батюшка быстро понял, что она ничего не найдет.
Что же с ней делать? И к службе надо готовиться, и человека в нужде вот так оставить тоже как-то...
— Пойдемте, я покажу вам — решился священник.
По дороге разговорились.
У Валентины Андреевны — так звали попутчицу батюшки — было подозрение на рак. Приехала из глубинки, из Рязанской области, в какую-то особую клинику, которую ей посоветовали. Муж болен, сын жил где-то далеко. Толком не умела пользоваться интернетом и приложениями, потому в огромной Москве оказалась беспомощной. Метро необходимое нашла, а дальше — растерялась.
Батюшка расспрашивал Валентину Андреевну, присматривался к ней. В своей пастырской практике он часто сталкивался с раковыми больными. На интуитивном уровне он даже научился определять, на какой стадии рак. То ли это было дело опыта, то ли Бог дал ему такой навык. Приглядевшись теперь к собеседнице, он как-то почувствовал, что болезнь ее серьезная.
А Валентина Андреевна, обрадовавшись внимательному слушателю, говорила и говорила. Рассказывала про деревенские будни, про больного мужа и непутевого сына, скудную пенсию, дорогие лекарства...
Батюшка слушал ее и вспоминал свою родную деревню. Таких же, как вот эта женщина, людей. Простых и безвестных тружеников, которых он когда-то исповедовал, причащал, венчал, хоронил... Словно вся Русь в лице этой женщины пришла к нему.
— Храм-то в деревне есть? — спросил батюшка.
— Ох, нету храма. Не для кого строить — в деревне людей мало, и больше старики. И не каждый-то и верует.
— А вы...веруете?
— Верую. Да только что наша вера — ничего не знаю, ничего не соблюдаю. Так, верую в Бога, да и все.
После вопроса о храме и вере Валентина Андреевна как-то странно начала смотреть на батюшку. Как будто заподозрила что-то.
Вскоре нашли клинику. Время было прощаться.
— Ну что ж, здоровья вам, Валентина Андреевна! Всего доброго! — сказал батюшка.
— До свидания! Огромное вам спасибо!
Повернувшись, священник продолжал чувствовать на себе тот самый, особый ее взгляд.
— Подождите! — вдруг услышал он.
Батюшка обернулся. Женщина смотрела на него все тем же загадочным взглядом.
— Скажите...
— Да, Валентина Андреевна.
— Скажите... Вы — Николай Чудотворец?
Батюшка оторопел. Он явственно почувствовал, что женщина верила в то, что говорила. И если бы он ответил «да», она бы наверняка упала перед ним на колени.
Батюшке в жизни приходилось отвечать на многие вопросы. Но на такой — никогда.
Он весело улыбнулся, и сказал:
— Не совсем.
Затем повернулся, и быстро зашагал обратно. Успел только заметить, как женщина мелко перекрестилась.
Отец Сергий шел, кутал подбородок в воротник, и все улыбался. Ему отчего-то сделалось хорошо и радостно. Удивительно, но эта радость была сильнее печали о болезни Валентины Андреевны. Почему? Наверное, потому, что, когда есть вера, тогда... Нет, конечно, болезни не обязательно исцеляются. И вообще не обязательны какие-то чудеса. Просто там, где вера — там тепло, и там есть надежда.
Даже если ты совсем не Николай Чудотворец.
Автор: Сергей Комаров
Все выпуски программы Частное мнение
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 178 зач., V, 1-10.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что является главной целью жизни христианина? На чём крещёный человек должен сосредоточить своё внимание в первую очередь? Движению к чему должен посвятить все свои силы? Ответ на этот вопрос находим в том отрывке из 5-й главы 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня в православных храмах за богослужением. Давайте послушаем.
Глава 5.
1 Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный.
2 Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище;
3 только бы нам и одетым не оказаться нагими.
4 Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью.
5 На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа.
6 Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа,
7 ибо мы ходим верою, а не видением,
8 то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа.
9 И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными;
10 ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел, рассуждая о конечной участи человека, довольно чётко указывает, к чему стремится каждый ученик Христов. Сейчас мы живём в смертных телах. Но желаем, по словам апостола Павла, облечься, то есть одеться, в небесное жилище, то есть в небесное, бессмертное, тело. Сейчас в нашей человеческой природе царствует закон смерти. Мы болеем, получаем раны, страдаем и, наконец, умираем. Поэтому мы хотим, чтобы смертное было поглощено жизнью. Именно на это направлены все наши усилия. Итак, в глобальном смысле цель жизни христианина — это преодоление смерти. Для этого, по словам апостола, необходимо приблизиться к источнику жизни, к Богу.
Что для этого надо сделать? Павел предлагает во всех своих делах полагаться на веру. Поэтому он и говорит: «мы ходим верою, а не ви́дением». И здесь вполне уместно задать апостолу вопрос: легко идти к цели, когда видишь её. Когда её можно осязать хотя бы одним из органов чувств. Но как можно двигаться к цели, когда её не видишь? И когда она недоступна нашему телесному восприятию? Ведь сам же апостол говорит в другом своём послании, что вера эта — «уверенность в невидимом». Но подобное утверждение противоречит здравому смыслу. Это всё равно, что пытаться идти по воздуху, как по асфальту. Попробовать можно, но толку-то?
Предчувствуя такие недоумения, апостол делает очень важное пояснение. Господь, по словам Павла, дал нам «залог Духа». Что это такое? Говоря простым языком — это духовная интуиция. Врождённая чувствительность к духовной реальности, которая есть у каждого человека в силу того, что каждый из нас — образ Божий. В каждого из нас Господь вдохнул дыхание жизни. Как инстинкты помогают животным выжить в мире дикой природы, так и духовная интуиция подсказывает нам, как необходимо действовать, чтобы не потерять связь с Творцом. Она позволяет нам ощущать и осознавать Его присутствие. Она делает нас чуткими и проницательным в тех вопросах, которые связаны с духовным миром.
Так в чём же тогда проблема? Проблема в том, что мы не пользуемся этим чувством. Оно у нас атрофировано. В этом мы чем-то похожи на животных, у которых отбит нюх. Зубы есть, когти есть, сила и ловкость есть, но без нюха животное обречено. А потому наша задача распознать эту важную часть своего существа, а потом всячески её разрабатывать. Именно для этого Христос дал нам Церковь с её таинствами, именно для этого Он дал нам Евангелие с его заповедями. Тот, кто понуждает себя организовать свою повседневную жизнь так, чтобы самоотверженно служить ближним и во всём искать волю Бога, создаёт в своей душе пространство, которое Господь через церковные таинства наполняет Своей благодатью. Присутствие Бога в жизни становится для такого человека ощутимой и осознаваемой реальностью. Духовное измерение получает плотность. А это и означает, что наше смертное тело уже здесь на земле превращается в небесное жилище и наполняется вечной жизнью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помогать Благотворительной клинике и бездомным людям
Григорий из Санкт-Петербурга в прошлом бизнесмен. Восемь лет назад под Новый год его жизнь круто изменилась. Мужчина потерял работу, деньги, дом и оказался на улице.
«Моя история про то, как резко всё может поменяться, — рассказывает Григорий. — Однажды летом я выходил из ресторана и, проходя мимо бездомного человека, пнул его ногой. И ещё добавил: „Что тут расселся? Иди работай!“. И когда спустя пару лет я замерзал у метро и просил у прохожих деньги на проезд, а все шли мимо, я очень отчетливо вспомнил эту историю».
В один из дней, между поисками жилья и заработка, Григорий набрёл на маленький храм под Петербургом. Там он встретил женщину, которая рекомендовала ему поехать в посёлок Вырица, в Ленинградской области. Так мужчина оказался в Серафимо-Вырицком монастыре, где обрёл кров и поддержку. То, что с ним произошло, полностью изменило его взгляды на жизнь. Теперь дни Григория наполнены смыслом, верой и помощью ближним.
Сегодня он трудится в монастыре, выполняя разные послушания, работает в строительной сфере и помогает Благотворительной больнице. Это место, где бесплатно принимают пациентов, у которых нет дома, денег или документов. Им перевязывают раны, проводят обследования, выдают лекарства и в целом помогают выбраться из трудной ситуации.
Григорий всегда готов здесь что-то починить или решить другие важные задачи. Кроме этого, он не оставляет без внимания и людей, оказавшихся на улице — при случае накормит и направит за поддержкой в Благотворительную больницу.
Если вы тоже, как и Григорий, хотите помогать проекту и людям, попавшим в беду, переходите на сайт Благотворительной больницы — заполните анкету волонтёра или сделайте любой денежный перевод: https://charityhospital.ru/donate/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Послания апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам». Прот. Андрей Рахновский
У нас в студии был настоятель храма Ризоположения в Леонове протоиерей Андрей Рахновский.
Разговор шел о посланиях апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам: как они были написаны и как в них формулируется учение о Христе и Церкви.
Все выпуски программы Светлый вечер