Храмы Русской Православной Церкви есть в самых разных уголках мира. Русское Православие имеет свое представительство и в государстве Тунис. В одноименной столице этой страны, Тунисе, с первой половины прошлого века существует русский храм с очень необычной судьбой.
Русский православный приход в Тунисе возник вынужденно, в результате печальных событий, связанных с революцией 1917 года. Основателями тунисского храма стали матросы и офицеры Черноморской корабельной эскадры, которые отказались присягать советскому правительству. В итоге корабли под командованием «белых» капитанов вышли в Средиземное море и встали на якорь у берегов Туниса, где и остались. Костяк ушедшей эскадры составили линкор «Генерал Алексеев», крейсеры «Генерал Корнилов», «Кагул» и штабной корабль «Георгий Победоносец». Всего в Тунис прибыло 33 военных корабля Черноморской эскадры. Штатный священник эскадры протоиерей Константин Михайловский выступил с инициативой организовать в столице страны православный храм в честь Воскресения Христова. Первоначально храм размещался на квартире, куда моряки перенесли корабельные иконы и богослужебную утварь. До революции на всех крупных российских кораблях имелись молельные комнаты и даже храмы. К корабельному храму обычно «прикреплялся» священник.
Перенос икон и утвари с кораблей во временный храм был вынужденным шагом — французские власти, которые в то время управляли Тунисом, взамен на покровительство русским эмигрантам потребовали плату. Ею стали военные корабли, часть из которых впоследствии плавала уже под французскими флагами. А другая часть была просто утилизирована. Русские моряки, таким образом, пожертвовали фактически всем для того, чтобы обрести в Тунисе и временное пристанище, и возможность молиться в православном храме. Иконостас в новообразованный храм был перенесен с крейсера «Кагул». Также с моря на сушу были доставлены иконы Воскресения Христовы, святителя Николая Чудотворца, святых князей Бориса и Глеба и другие. Всего — их было около ста. Главной святыней тунисского храма стал напрестольный крест с частицей Животворящего Древа Креста Господня и частицей мощей священномученика Киприана, епископа Карфагенского. Кроме того, в храме есть иконы Крещения Господня и Благовещения Пресвятой Богородицы с кораблей, затопленных в ходе Крымской войны рядом с Севастополем.
Православное богослужение в Тунисе совершалось на квартире до середины 50-х, когда сначала была приобретен участок земли, а затем на нем был построен красивый белоснежный храм. Освящение храма произошло в 1956 году. Его совершил святитель Иоанн (Максимович). В новый храм были перенесены упомянутые ценные корабельные иконы. В 1963 году для православных в Тунисе выпало новое испытание. Тунис стал независим от Франции. Вместе с французами страну стали покидать и русские. Приход потерял многих своих членов. Возникла и проблема со священником.
Русская Зарубежная Церковь не имела возможности прислать в Тунис постоянного священнослужителя. Такая непростая ситуация длилась вплоть до 1992 года, когда тунисский храм вошел в состав Московского Патриархата. Благодаря этому храм удалось спасти от сноса, а вместе с этим были сохранены от уничтожения и памятные корабельные иконы русской Черноморской эскадры. Сегодня увидеть их, совершить перед ними молитву может любой желающий.
Все выпуски программы Вселенная православия
Беседная икона Божией Матери
В 1383 году жители России люди наблюдали необъяснимое явление: по воздуху над городами и весями чудесно перемещался образ Божией Матери. Очевидцы отмечали, что святыня «шествовала по воздуху светозарно», то есть была окружена сиянием. Парящую икону заметили сначала неподалёку от Смоленска, затем над погостом на реке Оять под Вологдой. И наконец, обрели опустившейся на землю в селении Тихвино, близ Великого Новгорода.
Явленный образ Богородицы стали именовать Тихвинским. Он как две капли воды оказался схож с древней Влахернской иконой Богородицы. Это святое изображение Царицы Небесной, созданное ещё апостолом Лукой, хранилось в Константинополе и таинственно исчезло незадолго до обрете́ния святыни в России.
Для чудотворной иконы в селе Тихвино поставили храм в честь праздника Успения Божией Матери. Во время его строительства произошло ещё одно чудо. Пресвятая Богородица явилась местному жителю по имени Георгий и повелела установить на купол церкви не железный, а деревянный крест — в воспоминание того, что Христос был распят на древе. Георгий передал слова Пречистой Девы односельчанам, но ему не поверили. Когда же над храмом стали водружать железный крест, порыв ветра подхватил верхолаза и мягко опустил на землю. После этого церковь увенчали деревянным символом Распятия.
Удивительная история стала частью «Сказания об иконе Богоматери Тихвинской», составленного в конце четырнадцатого века. Чудесное происшествие нашло отражение также в иконописи. Мастер четырнадцатого столетия изобразил Георгия коленопреклонённым перед Богоматерью. Царицу Небесную он представил у подножия ветвистого дерева, покрытого распустившимися цветами. Того самого, из которого был изготовлен Крест Христов — орудие пытки, ставшее знамением победы над смертью.
Икона, посвящённая разговору Царицы Небесной с простым человеком о Кресте, получила название Беседная. Она широко распространилась в России в шестнадцатом-семнадцатом веках. Сейчас самые древние списки Беседного образа хранятся в Русском музее в Санкт-Петербурге и в Историческом музее в Москве.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Далматская икона Божией Матери
Далматская икона Божией Матери связана с именем преподобного Далмата. От рождения этого святого звали Дмитрий Иванович Мокринский. Он появился на свет в 1594 году в селении Берёзовский острог под Тобольском, в семье казачьего атамана. Став взрослым, и сам служил казаком, создал семью, воспитывал детей. После смерти супруги принял постриг с именем Далмат в Невьянском Спасо-Богоявленском монастыре. Обитель располагалась в тридцати километрах от современного города Алапаевска и до наших дней не сохранилась.
Братия избрала Далмата своим настоятелем. Но смиренный инок отказался. Желая избежать власти и почёта, он тайно удалился из монастыря и поселился отшельником в пещере на берегу реки Исеть. С собой Далмат взял только икону Пресвятой Богородицы. Образ, написанный в начале семнадцатого столетия, отображал исторические события, которые легли в основу праздника Успения, то есть, блаженной кончины Божией Матери.
Иконописец изобразил Пречистую Деву одновременно лежащей на смертном одре и спелёнатой подобно младенцу на руках у Иисуса Христа. Спаситель представлен в центре композиции в сиянии славы. Он пришёл, чтобы принять чистую душу Своей Матери и вознести её на небо. Вокруг центральных фигур — собрание апостолов, которые, согласно Преданию, стали свидетелями завершения земной жизни Царицы Небесной.
Икона Успения Богородицы стала главной святыней монастыря, образовавшегося вокруг кельи преподобного Далмата на реке Исеть. Далматовскую обитель в 1651 году сожгли войска сибирского хана Девлет-Гирея. Образ Божией Матери чудом остался невредимым во время пожара. В 1707 году его торжественно поместили под сводами нового монастырского каменного собора, освящённого в честь праздника Успения.
Икона прославилась чудотворениями с именем Далматская. Ей было установлено празднование 15-го февраля. Каждый год в этот день в Успенский монастырь на реке Исеть съезжались тысячи паломников.
Так продолжалось до революции 1917 года. Большевики закрыли обитель, насельникам пришлось покинуть родные стены. Уходя, они забрали с собой Далматскую икону Успения Богородицы. С тех пор её местонахождение остаётся неизвестным. Но сохранилось несколько списков древнего образа. Один из них, написанный в девятнадцатом веке, хранится в Знаменской церкви города Барнаула.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Имейте более упования на Бога и веруйте, что и волос с головы вашей не спадет без воли Отца вашего Небесного»
В 1824 году монах Иларион поселился уединённо недалеко от села Троекурово в Липецкой губернии. К нему приходило много людей за духовным советом. Однажды в село Троекурово приехала помещица. Её имение должно было идти в продажу за долги. Монах Иларион принял её и успокоил известием, что Бог даст деньги на погашение долгов. Вернувшись домой, помещица узнала, что имение назначено к описи. Тогда она усомнилась в словах отшельника. Однако вскоре крестьяне принесли ей нужную для взноса сумму, которую сами собрали. А чуть позже пришло письмо от прозорливого монаха Илариона. В нём были такие слова:
«Имейте более упования на Бога и веруйте, что и волос с головы вашей не спадет без воли Отца вашего Небесного».
Все выпуски программы Слова Святых