В древности существовали виды церковного служения, которые сегодня отсутствуют. Например, в ранней христианской среде были женщины, которых именовали диакониссами. Они, чаще всего, помогали священникам при совершении крещений, вели просветительскую деятельность, брали на себя заботы в ведении храмового хозяйства. Иногда им даже доверялось разносить Святое Причастие по домам и причащать больных.
Не стоит путать женщин диаконисс с диаконами. Диакон — священнослужитель; он совершает таинства вместе с епископом или священником. Диаконисса же священнослужителем не являлась, а была только помощницей священника или епископа. С греческого языка диаконисса переводится как «служительница». Диакониссей являлась, например, почитаемая в России святая мученица Татьяна. Со временем служение диаконисс в Православной Церкви было упразднено. Одной из причин стало то, что для исполнения всех церковных дел хватало уже мужчин священнослужителей.
В двадцатом веке в разных Православных Церквах начался разговор о возрождении служения диаконисс. Большую нужду в этом виде церковного служения испытывала, например, Александрийская Церковь, которая объединяет православных христиан Африканского континента.
Условия жизни африканских православных напоминают первохристианские. Местным православным приходится жить в недружественном языческом или исламском окружении. Каждый африканский прихожанин вне зависимости от своего пола здесь на особом счету, так как по факту является проповедником Православия, почти апостолом. На африканских приходах рук просто не хватает, а священнику просто физически невозможно и служить, и ремонтировать-убирать храм, и вести занятия в воскресной школе, а еще и рассказывать о Христе язычникам.
В этом и заключалась одна из причин, почему в ноябре 2016 года в Александрийской Церкви было восстановлено служение диаконисс. Первая диаконисса была поставлена на служение Александрийским Патриархом в феврале 2017 года. Ею стала монахиня Феано, которая в течение многих лет активно занимается просветительской деятельностью на территории Конго. Она преподает в воскресных школах для детей и взрослых, оказывает благотворительную медицинскую помощь.
Став диакониссей монахиня Феано не только продолжила свою прежнюю деятельность, но также стала помогать священнику при совершении им таинств крещения и венчания. То есть выполнять обязанности древних диаконисс — за исключением Причащения больных. В ближайшем будущем планируется поставление диаконисс в иных регионах Африки. Нужно отметить, что восстановление служения диаконисс не является введением женского священства, которое имеется у западных христиан. Диакониссы Александрийской Церкви это не священнослужители, а, повторимся, только помощницы священников в приходской жизни, в миссионерской и благотворительной деятельности.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Афонская тетрадь. Истории о преподобном Паисии Святогорце»
Преподобный афонский старец Паисий Святогорец оставил огромное духовное литературное наследие. Издано несколько томов его бесед с духовными чадами. Перу старца принадлежат рассказы о святых и афонских подвижниках. А сколько книг написано о самом преподобном Паисии! Не только его ученики со всего света, но и многие из тех, кому посчастливилось жить с ним бок о бок на Святой Горе Афон, записывали удивительные случаи из жизни старца Паисия, его поучения и наставления. Именно так поступил в своё время иеромонах Киприон — насельник русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. В 2015 году его записи были изданы Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом под заглавием «Афонская тетрадь. Истории о преподобном Паисии Святогорце».
Автор записок с огромным почтением говорит о старце. Вспоминает, что каждый день к отцу Паисию со своими проблемами приходили сотни людей, и он с искренним участием, внимательно выслушивал каждого. Разрешал самые сложные вопросы, согревал своей любовью, поддерживал молитвой, утешал, укреплял и наставлял на правильный путь простыми и добрыми словами. Некоторые из этих слов старца иеромонах Киприон приводит в своей «Афонской тетради». Например, отец Паисий не раз повторял, что духовную жизнь нужно начинать не только с внешних её проявлений, но прежде всего — с сердца. Паисий Святогорец часто напоминал о важности молитвы. Однажды в качестве примера он рассказал историю из собственной жизни. Ещё до монашеского пострига старец Паисий — тогда его ещё звали Арсений — участвовал во Второй Мировой войне. Когда в апреле 1941-го фашисты вторглись в Грецию, он был призван на фронт. Служил связистом. Старец вспоминал, что чем чаще удавалось выйти на связь с центром дивизии, тем больше поднимался боевой дух солдат. «То же самое и в молитве — чем чаще будем обращаться к Богу, тем уверенней и радостней будем ощущать себя. Всегда нужно молиться и не унывать», — говорил старец Паисий.
В жизни преподобного Паисия Святогорца было много чудесного. Господь видимым образом заботился о нём. Однажды старец заболел и из-за слабости почти не вставал с постели. У него закончились продукты. Жил преподобный тогда в полном уединении, поблизости не было никого, кто мог бы ему помочь. В один из дней старец Паисий с большим трудом поднялся и вышел во двор своей маленькой монашеской хижины, чтобы подышать свежим воздухом. Вдруг со стороны моря прилетела птица. В когтях у неё трепыхалась крупная рыба. Птица разжала когти, и рыба упала прямо во двор отца Паисия! Старец вознёс Богу благодарственную молитву, пожарил рыбу, и так подкрепил свои силы.
Автор книги «Афонская тетрадь» с огромной теплотой вспоминает о старце. Иеромонах Киприон пишет: «Так и видишь его, беседующего и одновременно вяжущего четки, или поглаживающего котенка, или поливающего свой небольшой огород». И мы, читатели, со страниц книги тоже словно своими глазами видим преподобного Паисия Святогорца, слышим его добрые слова. И он помогает нам.
Все выпуски программы Литературный навигатор
«Живи проще — и Бог тебя не оставит»
В 1804 году монахи монастыря Белобережская пустынь в Брянской губернии избрали главой обители отца Леонида, будущего преподобного Льва Оптинского. Четыре года настоятельства стали для него школой обучения ответственности за вверенную братию. В 1808 тяжело заболел духовник отца Леонида — старец Феодор. Наставника перевезли в уединённую келию в лес, в двух верстах от обители. И его верный ученик отправился вслед за больным учителем. Многим был тогда непонятен поступок отца Леонида — как можно сменить жизнь настоятеля на уединение в глуши? А он не искал чинов и почёта. Впоследствии преподобный Лев Оптинский так и не стал ни игуменом, ни архимандритом. Старец всегда сам руководствовался правилом и другим советовал:
«Живи проще — и Бог тебя не оставит».
«Из покаянной веры зарождается любовь, которая, вселившись в сердце, делает человека способным на всякие подвиги ради Бога»
В 1937 году, в возрасте шестидесяти пяти лет, архиепископ Фаддей Успенский был арестован советскими властями. Ему предъявили вымышленное обвинение «в контрреволюционной деятельности». Владыку заключили в одну камеру с уголовниками. Потерявшие человеческий облик люди заталкивали немощного старца под нары и ставили туда консервную банку с нечистотами. А старец лишь безмолвно молился за мучителей своих. И произошло чудо: Сама Матерь Божия вступилась за беззащитного. Однажды ночью Она явилась во сне главарю уголовников и сказала: «Не трогайте святого мужа, иначе вы все лютой смертью погибнете!» Наутро он пересказал сон товарищам. Они бросились под нары, помогли обессилевшему архиепископу выбраться, все попросили у него прощения. С того дня издевательства над ним прекратились. Впоследствии все эти люди по молитвам владыки покаялись и остались живы. Святитель Фаддей Успенский говорил сокамерникам так:
«Из покаянной веры зарождается любовь, которая, вселившись в сердце, делает человека способным на всякие подвиги ради Бога. Добрые дела, проистекающие из любви, получают великую цену в очах Божиих».
Все выпуски программы Слова Святых