Свенскую икону Божией Матери написал в конце одиннадцатого века преподобный Алипий Печерский. Он — первый русский иконописец, чьё имя сохранилось в истории. Алипий изобразил Божию Матерь сидящей на золотом престоле. Младенец Христос у Неё на коленях обеими руками благословляет молящихся. По двум сторонам от трона стоят преподобные Антоний и Феодосий, основатели Киево-Печерской лавры. Иконописец также был монахом этой обители.
Творение преподобного Алипия хранилось в Киево-Печерской лавре около двухсот лет. За это время образ прославился чудотворениями. О нём вспомнил брянский князь Роман, когда потерял зрение в 1288 году. Как рассказано в летописи, Роман попросил монахов Киево-Печерской лавры доставить святыню в Брянск. Иноки откликнулись на просьбу, и отправили князю образ Богородицы речным путём — в ладье по Днепру и Десне.
В дороге произошло неожиданное. Там, где в Десну впадает речка Свень, в десяти верстах от Брянска, судно остановилось, отказываясь подчиняться течению и вёслам. Путники, сопровождавшие святыню, решили подождать до утра и остановились на ночлег. А когда рассвело, они с изумлением обнаружили, что икона Божией Матери необъяснимым образом переместилась на огромный дуб в устье реки Свени.
О чуде рассказали князю Роману. Он, хоть и был слепым, принял решение пешком отправиться к святыне. В пути зрение постепенно возвращалось к князю. А достигнув цели и приняв на руки икону, Роман прозрел. На месте своего чудесного исцеления брянский правитель основал монастырь в честь праздника Успения Богородицы. Обитель по названию реки стали именовать Свенской. Это же имя получила и икона, написанная преподобным Алипием.
Почти семь веков реликвия украшала иконостас Успенского собора Свенского монастыря. После революции 1917 года обитель закрыли. В 1930-ом почти все монастырские здания были уничтожены. Свенская икона сохранилась благодаря тому, что её успел вывезти в Москву искусствовед Николай Померанцев. Сейчас реликвия хранится в Третьяковской галерее. Для верующих посетителей музея образ, созданный первым русским иконописцем — не просто древний экспонат. Но святыня, через которую Божия Матерь много веков утешает молящихся.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Мужчины и женщины». Наталия Инина
У нас в студии христианский психолог, психотерапевт, преподаватель факультета психологии МГУ им. МВ Ломоносова, РПУ св. Иоанна Богослова Наталья Инина.
Разговор шел о том, как различается психика мужчины и женщины, как научиться понимать друг друга и как реализовать те особенности, которые заложены Богом.
Комната, где дети не плачут. Дарья Кравченко
Помню, как сейчас. Вечер. Я смотрю на недоклеенные обои в коридоре нашей квартиры и говорю мужу, что необходимо срочно доделать ремонт до рождения нашего малыша. Он попросил успокоиться и забыть о ремонте. Я еще раз спрашиваю про некупленные шторы, но Илья только улыбается в ответ. Все будет хорошо.
Ночью мне на самом деле стало не до ремонта. Меня на восьмом месяце беременности забрала скорая помощь в роддом. Я смутно помню, что было дальше. Помню долгую дорогу и тусклый свет в карете скорой. Все время в дороге я молилась Богородице, чтобы у меня родился здоровый малыш. Молилась, потому что вероятность родить здорового ребенка на таком сроке невелика.
На следующий день, в 14:40 на свет появился мой недоношенный богатырь. Да, именно так назвали реаниматологи нашего Луку, ведь родился он весом 3 кг, а это для восьмимесячного малыша — чудо. Только я, вытирая слезы на усталом лице, знала, что материнская молитва может и не такое! Тем не менее нас положили в отделение патологии для новорожденных. Формально ребенок считался недоношенным.
Вечером я стояла в больничном коридоре патологии в очереди за порцией рыбного супа. И мой взгляд случайно скользнул в палату с множеством кувезов, разной медицинской аппаратуры трубок, проводов и маленьких иконок. Я шагнула в эту комнату и оцепенела. В кувезах лежали новорожденные недоношенные дети, точнее, что-то очень похожее на детей. Ведь вес тех деток — от 300 грамм до 1 кг.
Дети не плакали, лишь изредка раздавался звук сирены, если у кого-то из малышей заканчивался кислород. Тогда медсестры быстро бежали налаживать процесс подачи воздуха.
Мой случай для мам, которые находились в этой патологии, был мечтой. Ведь я лежала рядом со своим здоровым малышом, а их детки не могли не дышать, не согреваться без помощи аппаратуры.
Тем не менее в этой палате для недоношенных малышей было спокойно и благодатно. Там было много икон и какого-то тепла. Тогда мне казалось, что деток греют не аппараты, а маленькие затертые иконки, висевшие над кувезами. Позже я познакомилась с заведующей отделением. Она оказалась верующим человеком. «Конечно, молюсь за этих крошек — рассказала она — Бог милостив!»
Те пару недель, проведенные в детской патологии, мне многое показали: например, как сильна материнская молитва. Не преувеличу, если скажу, что нашего Луку Бог спас по Своей Милости, по моим молитвами и заступничеству Пресвятой Богородицы. Мы вымолили его той ночью.
Это чудо — держать на руках недоношенного, но здорового ребенка.
Я больше не ропщу, когда что-то не ладится, не расстраиваюсь, когда не получаю просимого. Когда кажется, что в моей жизни все совсем плохо, я вспоминаю ту комнату, в которой дети не плачут и тихо шепчу Богу: «Слава Тебе, Господи, за все!».
Автор: Дарья Кравченко
Все выпуски программы Частное мнение
«Послушание»
Выхожу ранним утром на улицу и слышу привычный звук — это дворник Петрович метёт дорогу вдоль дома. У меня звук метлы — соприкосновение берёзовых прутьев с асфальтом — часто вызывает воспоминания из прошлого. Когда-то в юности я приехал потрудиться в мужской монастырь. Монахи обители, взглянув на мою худощавую фигуру, не стали направлять меня на тяжёлые работы. Поручили поддерживать монастырскую площадь и дорожки в порядке.
Так я и проходил две недели с метлой в руках. Как сейчас помню длинную дорожку от братского корпуса, в котором жили монахи, к главному храму. За долгую осеннюю ночь её покрывали опавшие листья, и мне предстояло их убирать. Час-полтора работы и дорожка вновь чистая. Очень нравилось мне это послушание, так в монастыре называют определённые виды работ. С тех пор я неравнодушен к звукам метлы и при случае помогаю нашему дворнику.
Вот и сейчас я подхожу к нему и говорю: «Петрович, здорово! Возьми, подержи». Передаю ему свою сумку, беру метлу и начинаю мести дорожку. Петрович улыбается, он рад перекинуться со мной парой слов. Я тоже рад с ним поговорить и вспомнить своё монастырское послушание.
Все выпуски программы Утро в прозе