В 1853-м году молодой служащий Министерства государственных ресурсов Российской империи Николай Яковлевич Данилевский приехал в Никольское — вологодское имение своего давнего друга, помещика Александра Павловича Межакова. Повод для визита был нерадостным: совсем недавно Николай Яковлевич потерял супругу. Она скончалась спустя всего девять месяцев после свадьбы от скоротечной чахотки. Данилевский надеялся, что общество близкого человека притупит боль утраты. Александру Павловичу Межакову горе друга было понятно и близко — он сам год назад похоронил жену, оставшись с шестью детьми на руках. Старшей его дочери, Ольге, было 15 лет.
Оля Межакова была внучатой племянницей святителя Игнатия (Брянчанинова). Она получила прекрасное домашнее образование. Свободно говорила на нескольких иностранных языках, много читала. Данилевского девушка считала человеком необыкновенным и восхищалась им. Ведь Николай Яковлевич где только ни побывал! На своей должности он постоянно ездил в экспедиции — исследовал территории Российской империи, изучал их климат, флору, фауну и промыслы, которыми занимались жители разных уголков страны. Вот, например, про Вологодскую губернию господин Данилевский целую книгу написал. Ольга сама видела её в батюшкиной библиотеке. А вчера за ужином он рассказывал, что собирается в скором времени отправиться на Каспий и Северный Ледовитый океан. Как далеко! Когда-то теперь она снова его увидит?...
Николай Яковлевич в тот свой приезд не заметил особого к нему отношения со стороны старшей дочери друга и того, как розовели щёки девушки, когда за общей беседой гость вдруг о чём-нибудь её спрашивал. Вскоре Данилевский покинул Никольское — на целых девять лет. Каспийская и Северная экспедиции оказались трудными, но плодотворными и принесли Николаю Яковлевичу золотую Константиновскую медаль Русского географического общества.
Вернувшись из долгой экспедиции, Данилевский узнал горестную новость: его дорогой друг Александр Павлович Межаков скончался. Он поспешил в Никольское. Его встретила Ольга. Это была уже не робкая девочка, которую он когда-то знал. Перед Николаем Яковлевичем предстала настоящая красавица, молодая хозяйка. И он вдруг всем сердцем почувствовал, что любит её, любит уже давно, просто почему-то раньше не знал об этом. 15 октября 1861 года в Заболотской церкви родового имения Межаковых Ольга Александровна и Николай Яковлевич обвенчались.
В Никольском у супругов родились дети. У Данилевских их было пятеро. В парке усадьбы до сих пор сохранились пять лиственниц, которые супруги посадили в честь каждого из своих чад. А потом в семье появился приёмный сын. Маленького беспризорника Ольга Александровна повстречала на одной из улиц Вологды. Мальчик что-то рисовал углём на заборе. Данилевские дадут ему блестящее образование. Алексей Зреляков окончит Петербургскую Академию художеств и станет известным живописцем.
В 1864 году семья Данилевских перебралась в Крым, где они приобрели небольшое имение Мшатка близ Фороса. Поселившись там, супруги редко куда-то выезжали. Зато в их доме всегда было много гостей. Однажды Мшатку посетил Лев Толстой. Вот что он писал об этом визите: «Был в Крыму и поехал к Данилевскому. Он очень мне полюбился, и его жена». В Мшатке Николай Яковлевич закончил труд всей своей жизни — книгу «Россия и Европа» — об уникальном пути русской цивилизации и о единственном спасении её в Православии.
В Крыму супруги серьёзно увлеклись садоводством. Их общими стараниями в имении появился сад — с абрикосами, оливами и кипарисами. Данилевские называли его «Ландшафтом души». Особенно любили они кипарисовую рощу. Там, под сенью высоких, стройных деревьев, Николай Яковлевич и Ольга Александровна нашли свой последний приют. Они прожили в браке 24 года. «Все мои чувства, мысли и надежды относились к ней одной», — говорил Николай Яковлевич о жене. А она всю жизнь обращалась к мужу со словами «Милый, дорогой мой».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Деяния святых апостолов
Деян., 15 зач., V, 21-33.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Священное Писание не стремится быть оригинальным в каждой своей фразе, а потому мы находим в нём множество повторений одних и тех же сюжетов, одних и тех же мыслей. Но удивительно не это, удивительно то, что от нас, несмотря на повторения, упорно ускользают многие библейские нравственные постулаты. Происходит так и с тем постулатом, который неоднократно озвучивает в книге Деяний святых апостолов апостол Пётр. Сегодня в православных храмах во время литургии звучит отрывок из 5-й главы этой книги, и мы вновь можем услышать апостольское изречение о жизненных приоритетах любого разумного человека.
Глава 5.
21 Они, выслушав, вошли утром в храм и учили. Между тем первосвященник и которые с ним, придя, созвали синедрион и всех старейшин из сынов Израилевых и послали в темницу привести Апостолов.
22 Но служители, придя, не нашли их в темнице и, возвратившись, донесли,
23 говоря: темницу мы нашли запертою со всею предосторожностью и стражей стоящими перед дверями; но, отворив, не нашли в ней никого.
24 Когда услышали эти слова первосвященник, начальник стражи и прочие первосвященники, недоумевали, что бы это значило.
25 Пришел же некто и донес им, говоря: вот, мужи, которых вы заключили в темницу, стоят в храме и учат народ.
26 Тогда начальник стражи пошел со служителями и привел их без принуждения, потому что боялись народа, чтобы не побили их камнями.
27 Приведя же их, поставили в синедрионе; и спросил их первосвященник, говоря:
28 не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека.
29 Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам.
30 Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе.
31 Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов.
32 Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему.
33 Слышав это, они разрывались от гнева и умышляли умертвить их.
В 4-й главе книги Деяний святых апостолов рассказывалась история беседы апостолов Петра и Иоанна с членами синедриона, финалом той беседы стал приказ первосвященников не говорить о Христе, на этот приказ апостолы ответили фразой, с которой невозможно спорить, они сказали, что надлежит Богу повиноваться более, чем людям. Эту же самую фразу апостолы повторили и тогда, когда они снова были насильно приведены к тем же самым первосвященникам. Члены синедриона не поняли апостолов ни в первый, ни во второй раз. Судя по всему, в картине мира этих людей и вовсе не было Бога, Который мог бы общаться с человеком здесь и сейчас, из Евангелия и апостольских посланий можно сделать предположение, что для иудейских первосвященников Бог был некой абстракцией, но никак не Той Личностью, с Которой возможно общаться и Которую необходимо слушаться.
Конечно, такое представление о Боге в корне противоречит христианскому. Мы верим, что Бог всегда рядом с нами, что с Ним можно и нужно общаться, верим, что поиск воли Божией и её исполнение — важнейшая задача человека. Однако точно ли такая вера имеет практическое выражение в нашей жизни?
Конечно, можно сколько угодно усмехаться над религиозными представлениями иудейских первосвященников первого века по Рождестве Христовом, но нельзя не признать, что эти их представления были весьма удобными: они освобождали человека от необходимости постоянного поиска Бога и постоянной неудовлетворённости, ведь если мы честны перед Богом и самими собой, то мы никогда не сможем сказать, что мы вполне знаем волю Божию о нас и уж тем более непросто нам будет сказать, что мы исполняем её во всей полноте. По этой причине мы ищем более простой путь, тот самый путь, который когда-то нашли отрицавшие Христово Воскресение первосвященники: зачастую мы, на словах исповедуя апостольскую веру, живём верой суддукеев. Именно по этой причине Церковь нам вновь и вновь напоминает, что повиноваться надлежит в первую очередь Богу, а не кому бы то ни было ещё, недостойно христианина повиноваться и собственным страхам, собственной неуверенности и собственному комфорту. Дай Бог, чтобы мы услышали это апостольское напоминание и приняли его как руководство к действию!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Добрый дом» — важная помощь во время лечения детей
Недавно семилетний Юра Путинцев из Ставропольского края приехал на длительное лечение в Москву. Свой седьмой день рождения он встретил прямо в больнице. У мальчика онкологическое заболевание и в скором времени Юре предстоит сложная операция. А пока он вместе с мамой находится в «Добром доме». Это первая в России благотворительная гостиница для семей с тяжелобольными детьми, которые приезжает на лечение в столицу из регионов. В «Добром доме» всё бесплатно — проживание в уютных комнатах, еда, средства гигиены и не только. В семьях, где долго болеют дети, много денег уходит на лекарства и лечение, поэтому благотворительная гостиница для них большое подспорье — место, где можно выдохнуть и не думать о том, как оплатить временное жильё. Здесь очень тёплая и дружеская атмосфера. Семьи находят моральную поддержку и занятие по душе. На территории гостиницы действует школа, устраиваются разные мастер-классы, интересные встречи и даже концерты.
Первоклассник Юра, когда ему позволяет самочувствие, тоже занимается тем, что ему нравится — проводит научные эксперименты. В будущем мальчик хочет стать учёным или врачом, чтобы спасать пациентов от разных болезней.
На летних каникулах Юру ждёт большая радость — к ним с мамой приедут родные — папа и старшие братья, которых они не видели уже несколько месяцев! Сотрудники «Доброго дома» всегда рады гостям — они за то, чтобы любимые люди могли увидеть и поддержать друг друга в трудные моменты.
Работа благотворительной гостиницы для семей с тяжелобольными детьми возможна только благодаря поддержке сотен отзывчивых людей. Если вы тоже хотите помочь проекту, переходите на сайт «Доброго дома»: https://do-dom.ru/campaign/dom/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жены-мироносицы». Свящ. Роман Федотов
У нас в гостях был клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыно священник Роман Федотов.
Разговор шел о памяти Жен-мироносиц, а также о роли и служении женщин в Церкви и мирской жизни.