Иван Прокопьевич Попов состоял в притче Сретенской церкви села Бельск, что в Иркутской губернии. Вот уже несколько лет он был вдовцом. После смерти жены на руках у него осталось двое маленьких детей. Родня уговаривала Ивана Прокопьевича на новый брак — детям нужна материнская забота, а хозяйству — женский глаз. Мужчина поначалу отмахивался от этих увещеваний. Но со временем полюбил односельчанку Марию Ивановну. Девушка была из семьи зажиточного крестьянина. Отец невесты счёл такую партию неподходящей для молодой дочери: вдовец, с детьми, да ещё и небогат. И решительно отказал жениху. А ночью увидел необыкновенный сон. Величественный голос повелел ему не сопротивляться Божьей воле и выдать Марию замуж: «От этого брака родится ребёнок, который прославит Господа и станет святым». Наутро потрясённый отец позвал дочь и благословил её на семейную жизнь.
Иван Прокопьевич и Мария Ивановна поженились. 26 октября 1809 года у них родился сын. В крещении мальчика нарекли Георгием. Пройдёт время, и пророчество, открытое во сне его деду, исполнится. Он станет монахом, будет возведён в сан епископа, отличится миссионерскими и пастырскими трудами и будет прославлен Церковью в чине святителя. С самого юного возраста Георгий по утрам и вечерам молился вместе с матерью. Отец брал мальчика с собой в храм, где он, рано научившись грамоте, помогал ему во время чтения молитв на службе. Каждое воскресенье после Литургии Георгий вместе с матушкой посещал богадельню — дом для нищих при храме. Специально к этому случаю Мария Ивановна пекла хлеб, который вместе с сыном раздавала обитателям богадельни. Спустя годы святитель вспоминал, что первые уроки благочестия, любви к Богу и милосердия к ближним он получил от своих родителей.
В 1818 году Георгий поступил в иркутское духовное училище, а затем — в семинарию. Там доброго, всегда готового прийти на помощь студента прозвали Добросердовым. Прозвище закрепилось за Георгием настолько, что вскоре стало его новой фамилией. На последнем курсе Иркутской духовной семинарии Георгия направили в Бурятию. Там в течение года он проповедовал Евангелие среди буддистов и язычников. Воодушевлённый миссионерским служением, домой он возвращался с намерением посвятить себя Богу и просить у родителей благословения на монашество. Однако вскоре после его приезда заболела мать, и Георгий, не желая её волновать, решил отложить разговор. Через некоторое время Мария Ивановна скончалась. Смерть любимой матушки надолго выбила молодого человека из колеи. «Прощай, мать нежнейшая, любившая меня пламеннее всех чад своих», — писал будущий святитель в своём дневнике.
А вскоре произошло то, чего сам Георгий никак не ожидал. Он познакомился с Натальей Михайловной Шестуновой. Кроткая, добрая девушка вызвала в нём глубокие чувства. В январе 1836 года молодые люди обвенчались, а следом за женитьбой Георгий был рукоположен в священный сан. Семейный союз был счастливым. Георгий называл жену своим нежным добрым другом. Но продлиться этому браку было суждено всего 4 года. Наталья Михайловна скончалась от чахотки. Перед смертью жены Георгий стоял около кровати любимой супруги и сам, со слезами, читал отходную — молитвы, которые совершаются над умирающим человеком.
Через некоторое время после кончины Натальи Михайловны, Георгий пришёл к отцу и попросил у него благословения на монашество. Иван Прокопьевич молча перекрестил сына. Святитель в своём дневнике вспоминал трогательную сцену прощания с отцом: «Пять-шесть раз он обнимал меня, пять-шесть раз отходил и опять подходил ко мне со слезами». Георгий отправился в Санкт-Петербург. Там он поступил в Духовную академию и в марте 1845 года, на последнем курсе, принял постриг с именем Герасим. На протяжении всей своей жизни святитель Герасим (Добросердов) вёл дневники, в которых немало добрых, полных любви и благодарности, слов посвятил своим родным.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Деяния святых апостолов
Деян., 15 зач., V, 21-33.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Священное Писание не стремится быть оригинальным в каждой своей фразе, а потому мы находим в нём множество повторений одних и тех же сюжетов, одних и тех же мыслей. Но удивительно не это, удивительно то, что от нас, несмотря на повторения, упорно ускользают многие библейские нравственные постулаты. Происходит так и с тем постулатом, который неоднократно озвучивает в книге Деяний святых апостолов апостол Пётр. Сегодня в православных храмах во время литургии звучит отрывок из 5-й главы этой книги, и мы вновь можем услышать апостольское изречение о жизненных приоритетах любого разумного человека.
Глава 5.
21 Они, выслушав, вошли утром в храм и учили. Между тем первосвященник и которые с ним, придя, созвали синедрион и всех старейшин из сынов Израилевых и послали в темницу привести Апостолов.
22 Но служители, придя, не нашли их в темнице и, возвратившись, донесли,
23 говоря: темницу мы нашли запертою со всею предосторожностью и стражей стоящими перед дверями; но, отворив, не нашли в ней никого.
24 Когда услышали эти слова первосвященник, начальник стражи и прочие первосвященники, недоумевали, что бы это значило.
25 Пришел же некто и донес им, говоря: вот, мужи, которых вы заключили в темницу, стоят в храме и учат народ.
26 Тогда начальник стражи пошел со служителями и привел их без принуждения, потому что боялись народа, чтобы не побили их камнями.
27 Приведя же их, поставили в синедрионе; и спросил их первосвященник, говоря:
28 не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека.
29 Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам.
30 Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе.
31 Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов.
32 Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему.
33 Слышав это, они разрывались от гнева и умышляли умертвить их.
В 4-й главе книги Деяний святых апостолов рассказывалась история беседы апостолов Петра и Иоанна с членами синедриона, финалом той беседы стал приказ первосвященников не говорить о Христе, на этот приказ апостолы ответили фразой, с которой невозможно спорить, они сказали, что надлежит Богу повиноваться более, чем людям. Эту же самую фразу апостолы повторили и тогда, когда они снова были насильно приведены к тем же самым первосвященникам. Члены синедриона не поняли апостолов ни в первый, ни во второй раз. Судя по всему, в картине мира этих людей и вовсе не было Бога, Который мог бы общаться с человеком здесь и сейчас, из Евангелия и апостольских посланий можно сделать предположение, что для иудейских первосвященников Бог был некой абстракцией, но никак не Той Личностью, с Которой возможно общаться и Которую необходимо слушаться.
Конечно, такое представление о Боге в корне противоречит христианскому. Мы верим, что Бог всегда рядом с нами, что с Ним можно и нужно общаться, верим, что поиск воли Божией и её исполнение — важнейшая задача человека. Однако точно ли такая вера имеет практическое выражение в нашей жизни?
Конечно, можно сколько угодно усмехаться над религиозными представлениями иудейских первосвященников первого века по Рождестве Христовом, но нельзя не признать, что эти их представления были весьма удобными: они освобождали человека от необходимости постоянного поиска Бога и постоянной неудовлетворённости, ведь если мы честны перед Богом и самими собой, то мы никогда не сможем сказать, что мы вполне знаем волю Божию о нас и уж тем более непросто нам будет сказать, что мы исполняем её во всей полноте. По этой причине мы ищем более простой путь, тот самый путь, который когда-то нашли отрицавшие Христово Воскресение первосвященники: зачастую мы, на словах исповедуя апостольскую веру, живём верой суддукеев. Именно по этой причине Церковь нам вновь и вновь напоминает, что повиноваться надлежит в первую очередь Богу, а не кому бы то ни было ещё, недостойно христианина повиноваться и собственным страхам, собственной неуверенности и собственному комфорту. Дай Бог, чтобы мы услышали это апостольское напоминание и приняли его как руководство к действию!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Добрый дом» — важная помощь во время лечения детей
Недавно семилетний Юра Путинцев из Ставропольского края приехал на длительное лечение в Москву. Свой седьмой день рождения он встретил прямо в больнице. У мальчика онкологическое заболевание и в скором времени Юре предстоит сложная операция. А пока он вместе с мамой находится в «Добром доме». Это первая в России благотворительная гостиница для семей с тяжелобольными детьми, которые приезжает на лечение в столицу из регионов. В «Добром доме» всё бесплатно — проживание в уютных комнатах, еда, средства гигиены и не только. В семьях, где долго болеют дети, много денег уходит на лекарства и лечение, поэтому благотворительная гостиница для них большое подспорье — место, где можно выдохнуть и не думать о том, как оплатить временное жильё. Здесь очень тёплая и дружеская атмосфера. Семьи находят моральную поддержку и занятие по душе. На территории гостиницы действует школа, устраиваются разные мастер-классы, интересные встречи и даже концерты.
Первоклассник Юра, когда ему позволяет самочувствие, тоже занимается тем, что ему нравится — проводит научные эксперименты. В будущем мальчик хочет стать учёным или врачом, чтобы спасать пациентов от разных болезней.
На летних каникулах Юру ждёт большая радость — к ним с мамой приедут родные — папа и старшие братья, которых они не видели уже несколько месяцев! Сотрудники «Доброго дома» всегда рады гостям — они за то, чтобы любимые люди могли увидеть и поддержать друг друга в трудные моменты.
Работа благотворительной гостиницы для семей с тяжелобольными детьми возможна только благодаря поддержке сотен отзывчивых людей. Если вы тоже хотите помочь проекту, переходите на сайт «Доброго дома»: https://do-dom.ru/campaign/dom/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жены-мироносицы». Свящ. Роман Федотов
У нас в гостях был клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыно священник Роман Федотов.
Разговор шел о памяти Жен-мироносиц, а также о роли и служении женщин в Церкви и мирской жизни.