Камбоджа обычно ассоциируется у нас с буддизмом, движением хиппи и тропическим климатом. Поколение постарше может вспомнить режим «красных кхмеров» — камбоджийских коммунистов, управлявших страной в 50-80-е годы прошлого столетия. Но современная Камбоджа далеко не всегда соответствует нашим стереотипным представлениям о ней. Взять хотя бы тот факт, что последние два десятилетия в этой стране активно развивается местная Православная традиция. Она пока еще довольно малочисленна — православных камбоджийцев не более трехсот человек. Но ведь и у Христа сначала было не так уж много учеников.
Первый православный храм появился на территории Камбоджи в 1993 году. Он располагается при болгарском посольстве и был создан как мемориал в память о погибших в Камбодже болгарских миротворцах. Богослужение в храме совершалось крайне нерегулярно, а попасть на охраняемую территорию посольства было проблематичным. Поэтому в середине 2000-х годов Московской Патриархией было принято решение о строительстве в столице Камбожди, Пномпене, полноценного храма — уже в юрисдикции Русской Церкви.
Новая церковь находится в стадии строительства и будет освящена во имя святого великомученика Георгия Победоносца. Богослужения совершаются пока в прежнем помещении — на территории посольства Болгарии. Пока храм в столице строится, центром камбоджийского Православия является церковь во имя святого великомученика Пантелеимона. Она располагается в городе Сиануквиль. По внешнему виду храм похож на настоящий собор — русская церковная архитектура очень необычно смотрится на фоне тропической растительности. Освящение церкви святого Пантелеимона состоялось в 2015 году. Богослужение в православных храмах Камбожди совершается на трёх языках: церковнославянском, английском и кхмерском. Это связано с многонациональным составом прихожан, каждый из которых хотел бы слышать молитву на родном для себя наречии. Перевод богослужения на язык кхмеров, титульной нации Камбоджи, — одно из главных направлений деятельности местных православных приходов. В настоящее время православные камбоджийцы издали кхмерский молитвослов. Несмотря на то, что камбоджийское православие ещё совсем молодо, оно уже имеет собственный яркий символ. Им стала Сиануквильская икона Божией Матери.
Сиануквильская икона Богородицы была создана вятским художником Константином Кривошеиным. Образ выполнен в технике маркетри — мозаики из дерева. Иконы написана не красками, а выполнена из кусочков дерева разных пород. Роль красок в образе играет цвет древесины — у каждого дерева он свой, особенный. Сиануквильская икона Богородицы — это единственное изображение Богоматери с младенцем Христом на руках, где у Него не видно лица. Богородица как бы защищает Спасителя от жестокости мира. Христос держит в руках свиток со словами «Просите и дано будет». По замыслу художника композиция иконы передает дух Православия Камбоджи — где храмы появились по горячей молитвенной просьбе местных жителей.
Все выпуски программы Вселенная православия
Олень Эдик. Дарья Кравченко
Помню день, когда наша маленькая дочка Арина сама позвала Бога. Мы бережно прокладывали для неё дорогу к храму. Возили на службы ко причастию. Не читали длинные проповеди о вере, но утром вместе молились перед тем, как съесть манную кашу, на ночь читали детскую Библию, рассматривали картинки и отвечали на вопросы о Боге. Мы ждали, пока Ариша сможет осознанно обратиться к Богу. И вот однажды она потеряла свою любимую игрушку — плюшевого оленя Эдика.
Олень — не просто мягкая игрушка нашей Ариши, он — член нашей семьи! Плюшевый друг не раз выручал в длинных поездках, часто был хорошим компаньоном во время обеда, вместе с ним мы делали болючие прививки. Наш старенький друг всегда был готов подставить плечо! Каждую ночь Аришка засыпала только с ним. Обычная игрушка, стала неотъемлемой частью нашей жизни!
Однажды после воскресной службы мы отправились в магазин, чтобы побаловать Аришу. Дочка настолько была увлечена выбором шоколадных конфет в магазине, что не заметила, как уронила свою любимую игрушку. Мы пришли домой, разделись, отдали Арине купленные подарки, и тут... мы с мужем переглянулись. Оленя нет. «В сумке есть? Может в пакете?» — озадаченно спрашивала я. «Судя по всему потеряли...» — тихо ответил супруг.
Конечно Арина расплакалась по поводу пропажи оленя. Не успокоить. Для нашей семьи — это была настоящая драма, потому что заснуть без него не сможет, в детском саду будут слезы, обеденный сон без игрушки тоже не состоится. В общем, целый набор неприятностей из — за плюшевого оленя нам был обеспечен.
Муж побежал в магазин, несмотря на то, что надежды найти игрушку в крупном супермаркете практически не было. Но вдруг кто-то нашел.
Смотря, на рыдающую Аришку, я сказала: «Иди к иконкам и попроси у Боженьки вернуть Игоря». Арина побежала в комнату с иконами и начала лепетать: «Бога, дай мне Эдю». Еле выговаривая, она повторяла слова, как молитву. В тот момент я сама молила лишь бы этот олень нашёлся!
Через 10 минут позвонил муж и сказал, что везет игрушку домой. Оказывается, кто-то случайно подобрал Оленя и оставил на кассе в магазине! Радости не было предела. Тогда мне вспомнились слова Владыки Василия Родзянко: «Когда я перестаю молиться, совпадения прекращаются». С тех пор у Арины с Боженькой особые отношения.
Ариша спрашивала «Когда мы пойдем к Боженьке?». И мы ехали в храм. С вечера мы выбирали наряд для похода на литургию. Вешали на стульчик платье и косынку. Мы приезжали за час до причастия, чтобы она понимала, где она, и что будет происходить на службе.
В храме девочка крестилась иногда правой иногда левой рукой, пела церковные песни на свой лад, но с чистым сердцем. Я не дергала, не заставляла поменять руки или петь чуть тише во время службы. В те минуты, когда она своим чистым детским сердечком молилась, я тихо умилялась со стороны. Перед сном вместе с Ариной мы пели короткие «Господи помилуй».
Пройдет еще несколько лет, и мы отпустим Аришу во взрослую, такую прекрасную, непредсказуемую жизнь. И главными людьми в ее жизни будут уже не папа с мамой, а друг Саша или верная подруга Аня. А мы будем надеяться, что Арина не забудет дорогу к храму и с Божьей помощью сохранит, ту чистую, искреннюю веру в Бога.
Автор: Дарья Кравченко
Все выпуски программы Частное мнение
17 мая. О значении Акта о каноническом общении
Сегодня 17 мая. В этот день в 2007 году в Москве патриарх Московский и всея Руси Алексий II и первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей митрополит Лавр подписали «Акт о каноническом общении».
О значении этого события, — протоиерей Артемий Владимиров.
17 мая. О подвиге Мученицы Пелагии Тарсийской
Сегодня 17 мая. День памяти Мученицы Пелагии Тарсийской, пострадавшей за Христа на рубеже II-III (2-3-го) веков.
О её подвиге, — священник Августин Соколовски.