Недавно я прочитала изречение Иоанна Богослова: «Важно для других быть не в тягость, а в радость и быть свечой горящей, чтоб хоть кто-то мог погреться у нее».
Я, пытаясь осмыслить это, стала думать, как часто мы бываем в тягость своим близким? Да практически каждый день. Взять, например, привычку жаловаться на свою жизнь, рассказывать о своих проблемах. Казалось бы, какая мелочь, и грехом серьезным, вроде бы, не является. Ну не гнев же, не блуд... Но порадует ли наше сетование на то, что ребенок плохо себя ведет или учится того, у кого вовсе нет детей? Честно ли искать сочувствия по поводу проблем на работе у пожилого человека, к примеру, у доброй соседки, которая из вежливости и любви к нам выслушает и покивает головой, а душе, возможно, подумает, что она то давно на пенсии, выйти хоть на какую-то работу здоровье не позволяет, а так хотелось бы...
Как часто мы действуем, исходя из своих эгоистичных желаний. Не можем справиться с элементарной привычкой опаздывать, не держим слово, из-за чего создаем проблемы окружающим, оправдывая себя простой житейской фразой: «я же не со зла».
Как много мелочей, которые мы совершаем «не со зла», болью отзываются в сердцах наших близких.
Я часто не могу справиться с дурным настроением, с которым вхожу в дом после трудного дня. Да, устала, да, бывает, что все складывается не так, как хотелось бы, но хотелось кому? Мне? А Богу хотелось иначе. Но в этот момент об этом не думаешь, а волна раздражения уже незаметно вылилась на самых близких. «Они же родные, должны понимать».
Конечно, каждому хочется сочувствия, но когда получается чуть-чуть потерпеть, преодолеть, как порог в горной реке, этот момент внутреннего раздражения, не пожаловаться, не осудить, тут же душа наполняется радостью. И, пройдя это первое духовное упражнение, хотя бы не быть в тягость, уже возможно подняться на вторую ступеньку — научиться отдавать, пропускать через себя Божественную любовь, нести свет Христов, гореть свечой, согревать словами и поступками. А самое главное — помнить, что в духовной жизни нет мелочей. Каждое твое слово, каждый поступок отражается на жизни других и или прибавляет в них любовь, и соответственно, приближает к Богу, или наоборот, уводит от него. Помоги, Господи, нести этот свет и согревать всех, кого Господь делает нашими попутчиками.
Автор: Мария Чугреева
Все выпуски программы Частное мнение
Деяния святых апостолов
Деян., 13 зач., V, 1-11.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В первые десятилетия исторического бытия Христовой Церкви происходили совершенно невероятные события. Невероятной была способность апостолов именем Христовым совершать потрясающие воображение чудеса, невероятными были вообще все духовные дарования Древней Церкви. Однако были в то время и такие проявления силы Божией, от которых становится страшно. Одно из таких проявлений вмешательства Бога в жизнь апостольской общины описано в 5-й главе книги Деяний святых апостолов, отрывок из этой главы звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 5.
1 Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение,
2 утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов.
3 Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?
4 Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу.
5 Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это.
6 И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили.
7 Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся.
8 Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько.
9 Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут.
10 Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее.
11 И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это.
Действительно, великий страх обымает всех, кто слышит эту историю. К страху примешивается и непонимание: зачем же нужно было карать смертью тех людей, которые всего лишь утаили часть собственных средств? Да, обманывать нехорошо, но разве смерть — адекватное наказание за такое прегрешение?
Можно было бы подумать, что эти и подобные им вопросы вызваны характерным для нашего времени гуманистическим прочтением Священного Писания, однако недоумение история Анании и Сапфиры вызывала и в первые века христианства, а потому мало кто из древних толкователей обходил эту историю своим вниманием, благодаря этому мы можем увидеть, что Церковь, с одной стороны, никогда не пыталась сгладить впечатление от чрезвычайной строгости наказания Анании и Сапфиры, а с другой — Церковь всегда понимала необходимость такого наказания.
Дело здесь в том, что в первые годы после Сошествия Святого Духа на апостолов Церковь не могла позволить пребывать в своей ограде чему бы то ни было несовершенному, ведь это было время, в которое шла наиболее активная проповедь, люди, слушая апостолов и видя безукоризненную нравственную чистоту христиан, стремились примкнуть к ученикам Христовым, и нельзя было допустить, чтобы внутри христианской общины была какая-либо скверна, уничтожающая собой апостольскую проповедь. Кроме того, некоторые толкователи проводили параллель между грехом Анании и Сапфиры и грехом Иуды — в обоих случаях речь идёт об изощрённом сребролюбии, прикрытом ложью и лицемерием. Мы знаем, к чему привёл грех Иуды, тем более остро помнили и чувствовали последствия этого греха апостолы, и они не имели права не показать всем последующим поколениям христиан невероятную тяжесть этого греха.
А ещё эта история напоминает нам о крайне важной истине: Бог не только милует нас и прощает, Бог наказывает тех, чьи грехи могут стать причиной соблазна для других людей. Об этом предупреждал Сам Христос, и Его слова — это не пустой звук: «Невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» (Лк. 17:1–2).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Образование и новые технологии». Михаил Сумбатян
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в студии был директор и основатель группы компаний IThub Махаил Сумбатян.
Мы говорили о пути нашего гостя к созданию образовательного проекта, о важности взаимодействия педагога и ребенка, об особенностях обучения в колледжах, а также о том, как лучшие технологии и достижения науки и бизнеса использовать в системе образования и как через образование передать детям любовь к родной стране.
«Народное церковное искусство в СССР». Кирилл Вах, Дмитрий Антонов
У нас в гостях были руководители проекта «Христианская народная культура в СССР: исчезающее наследие»: действительный член Императорского Православного Палестинского общества Кирилл Вах и доктор исторических наук Дмитрий Антонов.
Разговор шел об особенностях церковной утвари и икон, появлявшихся в период советского времени, как люди самостоятельно создавали иконы и украшения для них, а также о том, какие удивительные тайны хранят эти народные традиции.