Много раз я встречал людей, которые молились в общественных местах. Например, в подземном переходе бабушка стоит и молитву читает, да так громко, что слышно на весь переход. Пожилые женщины, не доходя до храма, лишь завидев купола любимой церкви, начинают бить поклоны и прилюдно креститься. Глядя на это, мне становилось неловко, и в голове мелькало осуждение: «Зачем это надо делать при всех? Молитва —сугубо личное дело. Это общение с Богом, а они выставляют его на показ».
Я не понимал, какие эти бабушки счастливые люди, и как сильно ошибался я.
Есть в нашем храме Вознесения Господня в селе Сатино-Русское воскресная школа для взрослых. Каждое воскресение после службы собирается группа десять-пятнадцать человек, и мы разбираем с преподавателем Священное Писание.
Эти занятия регулярно посещает прихожанка по имени Людмила. После четырёх инсультов ей тяжело ходить, и без ходунков пришлось бы очень туго. Но, не взирая на жизненные трудности, Людмила постоянно приходит в храм на службы, часто причащается и всегда присутствует на воскресной школе. Она чуть ли не больше всех остальных участвует в бурных обсуждениях библейских тем, которые мы разбираем.
Есть у Людмилы одна черта характера, которая поначалу показалась немного странной, а потом вообще начала меня раздражать. Да так, что иногда я вставал из-за стола и выходил на улицу, делая вид, что мне позвонили по работе. Она часто произносила фразы: «Господи помилуй! Слава тебе, Господи! Слава тебе!»
Казалось бы, что тут такого? Разве это может раздражать? Да вот только Людмила произносила эти слова практически постоянно. Например, отстояли мы службу: «Слава тебе, Господи!», купили еды для совместной трапезы: «Слава тебе, Господи!», наконец-то пошел дождь: «Слава тебе, Господи!» Постоянно, по любому поводу, она громко и уверенно славила Бога.
Я это слушал и приходил в недоумение: «Да сколько можно это говорить? Ну, скажите, вы это про себя, пожалуйста! Мне это неинтересно!» Так продолжалось месяца два, пока в очередной раз я не вышел на улицу, еле сдерживая раздражение. И не начал анализировать свою реакцию.
«Вот, опять, заладила своё. У неё что, кроме Бога других радостей в жизни нет??!» И тут до меня дошло. Я только что вопросом ответил на свой вопрос. Она в этой суетливой жизни отсекла всё земное, и душа её принимает только Бога. Она с Ним постоянно, всегда и везде, и оттого по-настоящему счастлива. А я потонул в рутине и, выходит, просто завидую чужой радости, потому что Людмиле даже не нужно прилагать усилий, чтобы искренне улыбнуться в душе Богу и жить дальше. Она просто чувствует, что Он рядом: любит и слышит её.
Нам кажется, что для нормального и комфортного существования нужна квартира в центре города, машина, хорошая зарплата и вот тогда жизнь можно назвать полноценной. Но настоящее счастье не в этом. Оно здесь, совсем рядом.
Блаженный Августин говорил: «Тот умеет хорошо жить, кто умеет хорошо молиться». А наша прихожанка Людмила живёт с постоянной молитвой на устах. И жизненные трудности не сгибают её и не вгоняют в тоску. Она свою душу доверила Богу и потому счастлива.
Автор: Илья Муромский
Все выпуски программы Частное мнение
Перемена. Яна Артюшина
Я вспоминаю период тяжелых духовных поисков, когда я была уже крещена, но не знала Евангелия, не знала Христа. Я не понимала, зачем рождаться, умирать, есть, спать, радоваться, страдать? Где эти ответы только не искала. В моей голове, как на библиотечных полках, скопилось множество книг по психологии, философии, мифологии, не остались без внимания и материалы о духовных практиках заморских культур, но вопрос «Зачем?» по-прежнему оставался без ответа.
Однажды ночью, я почувствовала предел отчаяния от бесплодных поисков, от набивших оскомину «ты этого достойна» и «полюби себя», от непонимания «Что такое хорошо и что такое плохо?». В груди было больно, от непонятной тоски сжималось сердце. Я села на диван. Потом встала. Подошла к шкафу, в котором хранилась одна древняя книга. Взяла ее, открыла.
Пятая глава Евангелия от Матфея: «Увидев народ, Он взошёл на гору и отверзши уста Свои, учил их говоря...». То, что произошло во мне дальше можно описать одним словом — «перемена».
Когда я стала читать заповеди блаженства, в районе солнечного сплетения физически ощутила лёгкость. Наконец, получилось вздохнуть глубоко. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное», — прочитала я. Неожиданно, от слов «Царство Небесное» на душе стало мирно. «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» и тут же ручьём полились слёзы. «Блаженны алчущие и жаждущие правды...» и появилась надежда. «Блаженны милостивые...» и ушли обиды. «Блаженны миротворцы...» и в сердце пришла такая радость, что захотелось обнять всех на свете.
В ту минуту Евангельская весть обновляла меня изнутри, сжигая всё дурное. И именно тогда я поняла, что ответы на все мои вопросы были даны уже две тысячи лет назад, причём поняла я это не умом, а сердцем. В те минуты мне не требовались доводы, доказательства, я четко осознала, что всё описанное в тексте Библии — правда. Как? Ответить не могу. Просто стало ясно.
И я нашла ответы на все свои вопросы. Евангелие — это описание законов нашего мироздания. Живущий по ним становится счастливым.
Автор: Яна Артюшина
Все выпуски программы Частное мнение
«Воевать с врагами не значит ненавидеть»
В 1904 году разразилась Русско-японская война. Епископ православной миссии в Японии Николай Касаткин вынужден был в это время отказаться от участия в общественных богослужениях. На них верующие японцы молились о победах своего императора. Однако владыка не бросил в трудный момент японскую Церковь. Он остался в Японии, и все силы миссии направил на помощь пленным русским воинам. Весь его ежедневный рабочий график был заполнен делами милосердия. Японская Православная Церковь оказалась в двусмысленной ситуации. С одной стороны православные японцы должны были воевать, как подданные императора, с другой стороны соотечественники не доверяли Церкви под предводительством русского архиерея. Владыке пришлось отвечать на вопрос — должны ли японские христиане участвовать в войне против России. Владыка сказал, что православные японцы обязаны выполнить долг перед своей родиной вместе со всем народом. При этом архиепископ Николай обратился к пастве с такими словами:
«Воевать с врагами не значит ненавидеть».
Все выпуски программы Слова Святых
Мгновенный ответ. Яна Артюшина
Я проснулась утром от очень страшного сна. Настолько мне было не по себе, что я начала молиться. Спросила Бога: «Ведь Ты рядом? Ведь Ты живой?». Удивительно, но на первый вопрос ответ пришёл сразу — беспокойство исчезло, словно и не было, в груди стало легко.
Я потянулась за телефоном, чтобы узнать время. Конечно, и в голову не могло прийти, что в тот же миг, через экран, получу ответ и на второй вопрос. Захотелось открыть You-Tube. Нажала на первое видео. Это был один из выпусков «Светлых историй» на Радио ВЕРА. Ведущая Алла Митрофанова рассказывала о Ланчанском чуде.
История произошла в восьмом веке от Рождества Христова. Один монах из итальянского городка Ланчано служил Литургию, и у него возникло сомнение: истинны ли Тело и Кровь Господни, сокрытые под видом хлеба и вина. Со словами молитвы он преломил Евхаристический хлеб и увидел в чаше не вино, а густую красную жидкость, похожую на кровь. И плоть человеческую.
Спустя двенадцать веков было проведено исследование, и учёные выяснили: кровь из Ланчано принадлежит той же четвёртой группе, что и кровь на Туринской Плащанице. Кроме того, было установлено, что плоть является фрагментом мышечной ткани человеческого сердца, содержит миокард, эндокард и блуждающий нерв.
Это потрясает! Время не изменило свойств крови, — она не испортилась, только свернулась в пять шариков. И совсем непостижимо — вес одного шарика крови оказался равен весу пяти шариков вместе взятых.
В то утро Господь не только показал мне, что Он живой, что Он истинный Бог и истинный Человек с нетленной кровью, Христос словно повторил для меня те слова, которые однажды произнёс утопающему Петру: «Маловерный! Зачем ты усомнился?». В минуту моей слабости Господь укрепил в вере, показав, что Его кровь — одна во все века. Кровь, пролитая и за Петра, и за монаха из Ланчано, и за меня.
Ах, если бы только мы всегда помнили, что Творец мира стоит рядом, никогда не пренебрегая нами, нашими тревогами и самыми малыми просьбами, мы бы никогда не отчаивалась, да что там не отчаивались, в нашей жизни просто не существовало бы ни одного повода даже для лёгкой грусти!
В деле спасения любого человека для Господа Христа не существует маловажных ситуаций. Он всегда готов протянуть нам Свою сильную, щедрую руку, как тогда, на Генисаретском озере, своему тонущему ученику.
Автор: Яна Артюшина
Все выпуски программы Частное мнение