Стройная девушка в белом платье скользила по льду. Она словно парила над ним, едва касаясь лезвиями коньков. Молодой парень любовался плавными, изящными движениями фигуристки. Сам он катался совсем по-другому: резко, порывисто, стремительно. Вот и сейчас, стоило сделать движение, как он буквально налетел на незнакомку в белом платье. Извинился. Она улыбнулась в ответ: мол, ничего, бывает. А через несколько минут они снова столкнулись. «Каток слишком маленький», — развёл руками юноша. «Но ведь кроме нас на льду больше никого нет», — смеясь, заметила девушка. «Тогда, наверное, это судьба», — ответил молодой человек. И оказался прав. Так в 1954 году, в Москве, впервые встретились будущие первые олимпийские чемпионы Советского Союза по фигурному катанию и супруги, чей брак продлился 60 лет — Олег Протопопов и Людмила Белоусова.
В тот день они ушли с катка вместе. Отправились гулять по городу. Рассказывали друг другу о себе. Оказалось, что оба не представляют жизни без фигурного катания. Людмила рассказала, как несколько лет назад посмотрела австрийский кинофильм «Весна на льду», и упросила маму купить ей коньки как у главной героини. Олег, смеясь, поведал, как поначалу пытался выполнять фигуры... в хоккейных коньках. Белоусова была москвичкой, Протопопов приехал в столицу на несколько дней из Ленинграда. Назавтра ему нужно было уезжать домой. Прощаясь, молодые люди договорились не терять друг друга из вида. Они обменялись адресами и стали переписываться. Когда выпадала возможность — созванивались «по межгороду», из кабинок переговорного пункта. Прошло совсем немного времени, и Людмила с Олегом поняли, что полюбили друг друга. Однажды Протопопов набрал номер Белоусовой и решительно сообщил девушке, что больше не может без неё жить. «Переезжай в Ленинград. Будь моей женой», — сказал он.
Они поженились в 1957 году. Хотя оба к тому моменту уже были довольно известными в СССР фигуристами, денег занятия спортом не приносили. Поэтому первые годы семейной жизни оказались непростыми в бытовом плане. Порой им банально не хватало средств на продукты. Людмила делилась с Олегом своими бесплатными талонами на питание в студенческой столовой Института железнодорожников, где в то время училась. Семейным гнездом стала девятиметровая комната в коммуналке. Но всё это не могло помешать безграничному счастью молодожёнов. Друзья, близко знавшие супругов, говорили, что они идеально дополняли друг друга не только на льду, но и в жизни. Тихая, спокойная Людмила уравновешивала вспыльчивого, экспансивного Олега.
По вечерам, включив старенькую радиолу, взятую напрокат у друзей, Олег и Людмила разучивали новые танцевальные движения. Они готовили собственную программу, с которой собирались покорить чемпионский пьедестал. «Грёзы любви» — так Протопопов и Белоусова назвали свой танец на льду под музыку любимых композиторов — Сергея Рахманинова и Ференца Листа. Почти все их последующие выступления будут в той или иной степени вариацией на эту первую ледовую программу. Мировая спортивная пресса писала об исключительной гармоничности танца Белоусовой и Протопопова. О том, как тонко воплощают они на льду образ возлюбленных. Впрочем, как раз это и не составляло для фигуристов большого труда — ведь они действительно трепетно и нежно любили друг друга. Супруги завоевали золото двух Олимпиад — 1964-го года, в австрийском Инсбруке, и 1968-го, во французском Гренобле.
А в 1979 году Протопопов и Белоусова приняли непростое решение — эмигрировать в Европу. Они поселились в небольшой швейцарской деревеньке Гриндельвальд. Там и прожили, не разлучаясь, всю оставшуюся жизнь. Занимались любимым делом: участвовали в ледовых шоу, преподавали фигурное катание молодёжи. В последний раз супруги вместе вышли на лёд, когда Олегу Алексеевичу исполнилось 83 года, а Людмиле Евгеньевне — 80 лет. И публика, как много лет назад, стоя аплодировала их гармоничному и прекрасному танцу, наполненному безграничной любовью друг к другу.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
16 мая. О Христе как источнике жизни
В 5-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе».
О Христе как источнике жизни, — протоиерей Феодор Бородин.
16 мая. Об истории Киево-Печерской Иконы Богородицы «Успение»
Сегодня 16 мая. Церковь чтит Киево-Печерскую Икону Богородицы «Успение».
О её истории, — протоиерей Михаил Самохин.
Деяния святых апостолов
Деян., 12 зач., IV, 23-31.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Для христиан совершенно естественно всякое дело начинать и оканчивать молитвой, естественно для нас обращаться к Богу в радости, в печали, в недоумении, в опасности, и вообще мы стараемся исполнять завет апостола Павла, который в Первом послании к Фессалоникийцам призвал к непрестанной молитве (см. 1Фес. 5:17). Молитва была сердцем христианской жизни с самых ранних лет существования Христовой Церкви. Свидетельство этому мы можем найти и в 4-й главе книги Деяний святых апостолов, отрывок из которой звучит сегодня в православных храмах во время божественной литургии. Давайте послушаем его.
Глава 4.
23 Быв отпущены, они пришли к своим и пересказали, что говорили им первосвященники и старейшины.
24 Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и всё, что в них!
25 Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное?
26 Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его.
27 Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским,
28 чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой.
29 И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое,
30 тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса.
31 И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением.
После того, как апостолы Пётр и Иоанн были отпущены первосвященниками, они вернулись «к своим», то есть к христианам. Конечно, апостолы не стали делать секрет из своих приключений, и рассказали обо всём с ними случившемся. Эту ситуацию можно попытаться перенести в нашу эпоху: вот, нас задержали за наши христианские убеждения, нас довольно быстро выпустили, но сказали, что стоит помалкивать о своей вере, мы, полные этими впечатлениями, снова оказались в кругу единомышленников и рассказываем им свою историю. Наверняка эта беседа очень бы затянулась: слушатели задавали бы всё новые и новые вопросы, они возмущались бы несправедливостью, ну а мы находили бы всё новые и новые грани случившегося с нами. В апостольской общине всё было иначе, и после краткого сообщения Петра и Иоанна слушатели не стали задавать вопросы и возмущаться поведением первосвященников, слушатели единодушно обратились к Богу со словами сердечной молитвы.
Суть этой молитвы была в прошении о даровании смелости для проповеди Христа Воскресшего. У первых христиан не было никаких иллюзий относительно себя самих, они понимали, что дерзновение для проповеди, так же, как и сила слова, не имеют никакой связи с личными достоинствами проповедника, и первое, и второе даёт Бог. Понимали первые христиане и то, что после инцидента с взятием под стражу апостолов Петра и Иоанна Церковь вступает в новую эпоху — эпоху открытого противостояния погрязшим в лицемерии первосвященникам и тем несчастным, которые проявлению живой Христовой силы предпочитают пребывание в рамках мёртвого закона. Для того, чтобы выдержать это противостояние, апостолам нужна была помощь Божия, и апостолы воззвали к Нему. Бог, как мы услышали, откликнулся, все собравшиеся исполнились Духа Святого, и проповедовали слово Божие без какого-либо страха.
Очень хочется надеяться, что пример апостолов побудит нас поступать таким же образом: в любой сложной ситуации первым делом обращаться к Богу, ведь только Бог способен наполнить нас столь необходимыми нам для борьбы с грехом крепостью и силой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов