Студентка ВГИКа Инна Выходцева бежала по коридору института. Она опаздывала на лекцию. Завернула за угол, к лестнице, и вдруг... уткнулась лицом в чей-то серый пиджак. Подняла глаза и увидела Лёву Полякова — студента из параллельной группы. Высокого голубоглазого блондина все девчонки в институте считали видным женихом. Украдкой вздыхала о нём и лучшая подруга Инны, Люда Гурченко, которая и сама была одной из первых красавиц курса. Выходцева старалась скрывать от подруг, что при виде Лёвы её сердце тоже начинает трепетно биться. Она думала, что красивый и популярный парень никогда не обратит на неё внимания. «Деревенская, по моде одеваться не умею, кокетничать не люблю», — говорила о себе Инна. За всё время учёбы они впервые оказались рядом. «Куда летишь?» — усмехнулся Лев. Он легонько взял девушку за плечи и взглянул ей прямо в глаза. Инна что-то пробормотала в ответ, вырвалась и убежала. А Поляков смотрел девушке вслед и думал о том, почему раньше не замечал её.
Вскоре после этого случая, в 1957 году, на курсе, где училась Выходцева, ставили спектакль по роману Толстого «Воскресение». Сыграть Катюшу Маслову предложили Инне. Преподаватели помнили, как эмоционально и ярко девушка читала монолог этой героини на вступительных экзаменах в институт. А вот роль Нехлюдова режиссёр неожиданно отдал студенту с соседнего курса — Льву Полякову. Начались репетиции. Вечером, когда остальные студенты расходились по домам, Поляков и Выходцева часто оставались в учебном театре — оттачивать диалоги. На самом деле молодым людям просто хотелось подольше побыть рядом. Они полюбили друг друга. Однокурсники улыбались: «Что-то вы чересчур много репетируете — неспроста это!». Так и случилось. Ещё до премьеры спектакля Лев сделал Инне предложение.
Инна Николаевна на всю жизнь запомнила тот вечер. Лев постучал в дверь её комнаты в студенческом общежитии. Попросил соседок ненадолго выйти. И сказал: «Я хочу, чтобы ты стала моей женой». Девушка ответила согласием. Буквально через несколько дней, после знакомства с родителями, Лев с Инной отправились в ЗАГС. «Посмотрите-ка, Нехлюдов всё-таки женился на Катюше Масловой!» — шутили однокурсники на их свадьбе.
Инна Николаевна рассказывала, что её отец поначалу скептически отнёсся к жениху. Уж слишком красивый, да ещё и актёр — от соперниц отбоя не будет! Действительно, Лев Александрович всю жизнь не был обделён вниманием почитательниц. Но для него самого существовала одна-единственная женщина — его супруга Инна. «Лёва оказался из породы однолюбов», — вспоминала Выходцева. Не ощущалось в нём и пафоса. Поляков был востребованным и известным киноактёром — он снялся в таких известных картинах, как «Гусарская баллада» Эльдара Рязанова, «Бриллиантовая рука» Леонида Гайдая, «Война и мир» Сергея Бондарчука, знаменитом советском телесериале «Тени исчезают в полдень». Однако в семейном быту он забывал о том, что звезда. Собственноручно чинил краны и бытовую технику. Если Инна была занята на съёмках или в театре, запросто мог встать у плиты и сварить суп, убрать в квартире. В 1960 году у супругов родился сын Никита. «Лёва никогда ничего не делал для себя. Он все нёс в семью», — говорила Инна Николаевна. И рассказывала, как во время заграничных гастролей Поляков экономил на собственных расходах, чтобы привезти подарки жене и сыну. Кстати, Никита не пошёл по стопам родителей. Он стал переводчиком и уехал работать за рубеж. В 1998 году во время цунами в Доминиканской Республике, молодой человек погиб.
Инна Николаевна и Лев Александрович поддерживали друг друга в общем горе. Однако здоровье Полякова сильно пошатнулось. В 2001 году актёр скоропостижно скончался от инсульта. «Я люблю одну только тебя», — успел сказать он супруге накануне. Их брак продлился почти 50 лет. Инна Николаевна больше не выходила замуж. «Думаю, что секрет нашего долгого союза — в любви. В жизни бывает всякое, никуда от этого не денешься. Но любовь помогает перенести всё», — говорила актриса.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Деяния святых апостолов
Деян., 13 зач., V, 1-11.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В первые десятилетия исторического бытия Христовой Церкви происходили совершенно невероятные события. Невероятной была способность апостолов именем Христовым совершать потрясающие воображение чудеса, невероятными были вообще все духовные дарования Древней Церкви. Однако были в то время и такие проявления силы Божией, от которых становится страшно. Одно из таких проявлений вмешательства Бога в жизнь апостольской общины описано в 5-й главе книги Деяний святых апостолов, отрывок из этой главы звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 5.
1 Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение,
2 утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов.
3 Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?
4 Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу.
5 Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это.
6 И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили.
7 Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся.
8 Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько.
9 Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут.
10 Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее.
11 И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это.
Действительно, великий страх обымает всех, кто слышит эту историю. К страху примешивается и непонимание: зачем же нужно было карать смертью тех людей, которые всего лишь утаили часть собственных средств? Да, обманывать нехорошо, но разве смерть — адекватное наказание за такое прегрешение?
Можно было бы подумать, что эти и подобные им вопросы вызваны характерным для нашего времени гуманистическим прочтением Священного Писания, однако недоумение история Анании и Сапфиры вызывала и в первые века христианства, а потому мало кто из древних толкователей обходил эту историю своим вниманием, благодаря этому мы можем увидеть, что Церковь, с одной стороны, никогда не пыталась сгладить впечатление от чрезвычайной строгости наказания Анании и Сапфиры, а с другой — Церковь всегда понимала необходимость такого наказания.
Дело здесь в том, что в первые годы после Сошествия Святого Духа на апостолов Церковь не могла позволить пребывать в своей ограде чему бы то ни было несовершенному, ведь это было время, в которое шла наиболее активная проповедь, люди, слушая апостолов и видя безукоризненную нравственную чистоту христиан, стремились примкнуть к ученикам Христовым, и нельзя было допустить, чтобы внутри христианской общины была какая-либо скверна, уничтожающая собой апостольскую проповедь. Кроме того, некоторые толкователи проводили параллель между грехом Анании и Сапфиры и грехом Иуды — в обоих случаях речь идёт об изощрённом сребролюбии, прикрытом ложью и лицемерием. Мы знаем, к чему привёл грех Иуды, тем более остро помнили и чувствовали последствия этого греха апостолы, и они не имели права не показать всем последующим поколениям христиан невероятную тяжесть этого греха.
А ещё эта история напоминает нам о крайне важной истине: Бог не только милует нас и прощает, Бог наказывает тех, чьи грехи могут стать причиной соблазна для других людей. Об этом предупреждал Сам Христос, и Его слова — это не пустой звук: «Невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» (Лк. 17:1–2).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Образование и новые технологии». Михаил Сумбатян
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в студии был директор и основатель группы компаний IThub Махаил Сумбатян.
Мы говорили о пути нашего гостя к созданию образовательного проекта, о важности взаимодействия педагога и ребенка, об особенностях обучения в колледжах, а также о том, как лучшие технологии и достижения науки и бизнеса использовать в системе образования и как через образование передать детям любовь к родной стране.
«Народное церковное искусство в СССР». Кирилл Вах, Дмитрий Антонов
У нас в гостях были руководители проекта «Христианская народная культура в СССР: исчезающее наследие»: действительный член Императорского Православного Палестинского общества Кирилл Вах и доктор исторических наук Дмитрий Антонов.
Разговор шел об особенностях церковной утвари и икон, появлявшихся в период советского времени, как люди самостоятельно создавали иконы и украшения для них, а также о том, какие удивительные тайны хранят эти народные традиции.