Второго сентября тысяча восемьсот двадцать седьмого года в итальянский город Турин въехал, подпрыгивая на брусчатке, пассажирский дилижанс из Милана. Он остановился возле городской больницы. Дверь экипажа открылась, и на землю спрыгнул мужчина средних лет. Он бережно снял со ступеней дилижанса свою жену, женщину с худым, испуганным лицом. Она куталась в тёплую шаль, прикрывая большой живот, и кусала губы от боли — прямо в дороге у неё начались родовые схватки. К тому же женщину лихорадило, у неё был сильный жар. Пятеро ребятишек — мал мала меньше — следом высыпавшие из кареты на мостовую, испуганно смотрели на мать.
Мужчина, осторожно поддерживая дрожащую от озноба жену и пытаясь не выпускать из поля зрения детей, вошёл в двери больницы.
— Помогите, Бога ради, моя жена больна и, кажется, рожает, — обратился он к строгой даме в белом чепце.
Дама смерила женщину взглядом и холодно ответила:
— У вашей жены лихорадка. А мы не допускаем в родильное отделение больных.
Весь день несчастная семья бродила по городу в поисках пристанища и помощи, пока, наконец, хозяин одной харчевни не согласился пустить их в свою конюшню. Женщина уже не могла держаться на ногах. «Священника!» — прошептала она помертвевшими губами, падая на застеленный соломой пол.
...Отец Джузеппе Коттоленго, настоятель богатого прихода в респектабельном районе Турина, сидел за вечерним чтением. Вдруг в дверь постучали.
— Падре, — раздался взволнованный голос слуги. — Вас зовут! Женщина в харчевне за углом умирает!
Отец Коттоленго подоспел как раз вовремя — через несколько минут отверженная людьми несчастная женщина скончалась. Ребёнок, которого она родила прямо здесь, на соломе, — девочка — тоже едва дышала. Священник едва успел окрестить бедное дитя, как оно последовало вслед за своей матерью. На обратном пути падре, едва сдерживая слёзы, твердил про себя: «Так не должно быть! Так не должно быть!»
А уже через несколько дней отец Коттоленго снял в центре города небольшое помещение, где на собственные средства открыл бесплатную больницу для бедняков. За четыре года её существования помощь там получили более двухсот больных. А потом городские власти принудили священника закрыть его маленький островок спасения под предлогом, что больница может послужить источником распространения инфекций. Но Джузеппе Коттоленго не сдался. Вскоре он снова открыл свою больницу, на сей раз — за городом. Теперь она была намного больше, и бедняки могли там не только лечиться, но и жить. А в старом здании клиники отец Джузеппе устроил бесплатный детский сад.
В новой больнице появились отделения для глухонемых, эпилептиков и даже неизлечимо больных. Только здесь говорили не «отделение», а — семья. И действительно, пациенты коттоленговской больницы чувствовали, что находятся среди родных. И даже называли клинику домом — Малым Домом Божественного Провидения.
Постепенно стараниями падре Джузеппе на окраине Турина вырос целый благотворительный городок, на поддержание которого охотно жертвовали деньги богатые и знатные люди. Один из них, приехав однажды в Малый Дом Божественного Провидения, спросил у отца Коттоленго: «Падре, Вы здесь главный?» Священник с улыбкой ответил: «О, нет, синьор! Главный здесь — Господь. И все те, кто приходят к нам больными, нагими и босыми. А я — лишь самый скромный их слуга».
Он служил несчастным и обездоленным на протяжении пятнадцати лет — с сорока до пятидесяти пяти, вплоть до самой своей смерти в тысяча восемьсот сорок втором году.
Все выпуски программы Имена милосердия
«Как обрести спутника жизни?». Священник Стахий Колотвин, Андрей Кормухин, Елена Смаглюк
В этот раз участниками дискуссии в программе «Клуб частных мнений» были клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин, председатель общероссийского общественного движения «Семья», отец девяти детей Андрей Кормухин и культуролог, мама семи детей Елена Смаглюк.
Разговор шел о том, как выбрать спутника жизни и строить счастливые семейные отношения.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
- «Как обрести спутника жизни?». Священник Стахий Колотвин, Андрей Кормухин, Елена Смаглюк
- «Как давать милостыню?» Священник Андрей Дорохин, Виталий Сурвилло, Виталий Заболотный
- «Покаяние». Прот. Алексей Батаногов, Евгения Ульева, Евгений Сулес
При поддержке VK
2 февраля. О добродетелях пастыря
В 4-й главе 1-го Послания апостола Павла Тимофею есть слова: «Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте».
О добродетелях пастыря — священник Захарий Савельев.
Эти слова апостола Павла, которые он адресовал Тимофею, своему ученику, сейчас записаны на крестах духовенства. С обратной стороны эта надпись на кресте является постоянным напоминанием для священника, каким он должен быть. Это постоянное пребывание своим умом в Боге. Это непрестанное желание жить по заповедям. И даже в тяжелые моменты, когда у человека не остается сил, это самоконтроль и упование на Бога. Даже в те моменты, когда человека посещают искушение, чтобы отвернуться, поступить не по правде, не по заповедям Божьим. Образ «будь верным» в слове, житии и в любви относится к епископам и к священникам. Потому что и во времена апостола Павла, как многие мы можем помнить, епископ и священник — это были синонимы одного служения. И сегодня эти слова относятся, конечно, к пастырям, но в том числе и к посомым. Отец в семье тоже является пастырем, мать в семье является примером. И потом дети, которые будут, подражая своим родителям, создавать свою семью, свою ячейку, свою малую церковь, они тоже будут обязаны следовать этим словам апостола Павла, которые он тогда написал Тимофею.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 февраля. Об истории патриаршества в России
Сегодня 2 февраля. В этот день в 1945 году Митрополит Алексий (Симанский) избран Патриархом Московским.
Об истории патриаршества в России — протоиерей Михаил Самохин.
В слове «патриарх» первый корень означает «отец». Патриарх — отец Церкви. И после веков безотцовщины русской церкви она в ХХ веке избирает святителя Тихона — подвижника и мученика. Это было великим событием для нашей церкви. Она обрела отца. В тяжелейшие годы Великой Отечественной, после кровавых гонений, церковь в 1943 году вновь обретает Патриарха. Но совсем скоро, в мае 1944-го, вновь его теряет. И в следующем году, когда советская власть уже не нуждалась в помощи церкви для подъема и сплочения народа, избрание нового Патриарха было вовсе не предопределено. Но милостью Божией в 1945 году церковь избирает Патриарха Алексия, которому предстоит управлять ею четверть века. Блокаду в Ленинграде, еще в сане митрополита, послевоенное восстановление храмов и семинарий, хрущевские гонения, расцвет брежневского застоя — все это довелось пережить святейшему Патриарху Алексию, дворянину, который стал архиереем еще в 1913 году, в год 300-летия дома Романовых.
Святейший Патриарх Алексий, который прожил больше 90 лет, самим своим служением стал образом неразрывности духовной традиции в бурном XX веке. Благодаря ему во многом сохранилась преемственность церковного устроения и культуры, насколько это позволяли условия служения.
Все выпуски программы Актуальная тема