В Православной Церкви есть святыни, которые появились непосредственно в христианскую эпоху, а есть такие, которые почитаются еще с ветхозаветных времен, то есть начиная с исторического периода до Рождения Иисуса Христа. Многие подобные реликвии находятся в Палестине и одинаково признаются и христианами, и иудеями. Например, в городе Хевроне находится Пещера праотцев, в которой похоронены ветхозаветные святые праотцы Авраам, Исаак и Иаков, а также их жены. Почтить гробницы приходят христиане, иудеи и мусульмане. Пещера в Хевроне — святыня с непререкаемым статусом.
Впрочем, есть ветхозаветные реликвии, история которых не совсем ясна и даже покрыта тайной. К таковым относится, прежде всего, Ковчег Завета — главная святыня народа Израильского и яркий символ его истории. Ковчегом Завета принято называть деревянный ларец, обильно украшенный золотом изнутри и снаружи, в котором находились каменные скрижали с десятью заповедями, данных Богом через Моисея, чудесным образом расцветший посох пророка Аарона, а также блюдо с манной, небесной пищей, которой питались евреи во время путешествия в пустыне. Ковчег Завета долгое время находился в храме Соломона, главном храме Израиля в центре Иерусалима. По свидетельству Священного Писания Ковчег Завета обладал чудесными свойствами и человек, в зависимости от своего внутреннего состояния, мог через прикосновение к Ковчегу получить или исцеление, или погибнуть.
В шестом веке до Рождества Христова Иерусалим пал под ударом войска вавилонского царя Навуходоносора. Вавилоняне разграбили столицу Израиля, храм Соломона в том числе, но Ковчега Завета не нашли. Величайшая святыня Ветхого Завета исчезла, но, как кажется, не бесследно. Как утверждают эфиопские христиане, именно их страна стала местом, где Ковчег Завета был спрятан и тем самым избежал уничтожения. Ветхозаветная святыня якобы до сих пор находится в городе Аксум на севере Эфиопии и размещена в особой часовне рядом с Собором Святейшей Девы Марии Сиона.
К сожалению, Эфиопская церковь, хотя и именует себя «православной», начиная с четвертого века не состоит в общении с Православными церквами из-за искажения основ веры. Тем не менее, эфиопское христианство имеет древнюю историю и очень самобытные традиции. С точки зрения эфиопских христиан Ковчег Завета попал в их страну не случайно. Согласно местному преданию перенесение святыни в Эфиопию организовал сын израильского царя Соломона и царицы Савской Македы Менелик, который то ли с согласия своего отца, то ли без него, перенес Ковчег завета в упомянутый уже город Аксум. В доказательство связи своего народа с царем Соломоном эфиопы приводят то, что на протяжении веков их страной управляла так называемая Соломонова династия, последним представителем которой был свергнутый в 1974 году император Хайле Селассие.
Ковчег Завета настолько бдительно охраняется Эфиопской церковью, что своими глазами его в течение истории видели немногие люди. Право взглянуть на ковчег имеется только у главы Эфиопской церкви. Другим членам церкви остается лишь созерцать копию Ковчега, которую выносят на всеобщее обозрение по большим праздникам. Поэтому сказать точно — действительно ли великая ветхозаветная святыня хранится в Эфиопии или нет, является дело проблематичным. Однако хочется верить, что по воле Божией эфиопам удалось ее сберечь.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Путь иконописца». Мария Глебова
У нас в гостях была доцент кафедры иконописи факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Мария Глебова.
Наша гостья рассказала о своем пути к вере и знакомстве с отцом Иоанном Крестьянкиным, об удивительных людях, повлиявших на ее путь в иконописи, а также о своем участии в работе над созданием иконы Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Ведущие: Игорь Цуканов, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
О чем мы поем?
В этом выпуске иеромонах Фотий (Мочалов), певец и композитор Ираклий Пирцхалава и специалист по связям с общественностью Светлана Бакулина делились своими размышлениями о том, какие смыслы содержат популярные песни, чем они могут быть вредны, а чем полезны, какие песни стоит петь, а от каких стоили бы отказаться и почему песня может не только объединять и дарить радость, но и наносить вред душе.
Фома неверующий
Светлая пасхальная неделя или седмица, как принято говорить в Церкви – первая неделя после Пасхи. В течение Светлой седмицы Литургия в храмах совершается пасхальным чином. А завершается Светлая неделя днём, который называется Фоминым воскресеньем. В этот день Церковь празднует память апостола Фомы. За что же оказана такая честь апостолу, имя которого в народе стало нарицательным, причем в негативном плане? «Вот Фома неверующий!» - говорят о человеке, сомневающемуся в факте, который уже стал очевиден.
О том, кем был апостол Фома до своего призвания Спасителем, ничего не известно. Полагают, что он был рыбаком из Галилеи.
Что же касается характера, то есть основания видеть в апостоле Фоме человека весьма приземленного. Он как бы воплощает собой всех людей сомневающегося ума, доверяющих лишь тому, что можно потрогать.
Когда в первый день недели, после своего Воскресения Господь явился ученикам, Фомы с ними не было. Может быть, как человек рационального склада, он был весь поглощен земными делами. И когда другие апостолы сказали ему, что видели Господа, тот только отмахнулся, сказав: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю». Апостолы не знали, как уверить его, а он ходил убежденный, что всем его чаяниям о приходе Христа, Спасителя мира, после смерти Учителя пришел конец. Но вот, как пишет евангелист Иоанн Богослов,: «После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними». Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в рёбра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие».
От лица апостола Фомы говорил человеческий разум. Господь, обращаясь к нему, обращался ко всем, кто пытается жить исключительно «своим умом».
Как и всем двенадцати апостолам, кроме Иоанна, Фоме суждено будет принять мученическую смерть за проповедь веры в Христа. И примечательно, что он дойдет с ней дальше всех апостолов – до самой Индии. И если глубоко образованному апостолу Павлу удастся убеждать искушенных философией греков, то простому галилейскому рыбаку с пытливым и острым умом также удастся обратить в веру многих жителей страны с тысячелетней традицией познания мира испытующим разумом.