— Барин! Семён Сергеич! Барин! С какой стати вы в этом кабаке прохлаждаетесь? Да нешто вам тут место?
— Барин наш. Семён Сергеич. Видал, каков?
— Вон, лошадь во дворе стоит. Это он мне деньги на лошадь дал. Ха-ха!
В ночь на Рождество разыгралась метель. Несколько путников завернули на придорожный постоялый двор, чтобы переждать непогоду. Молодой человек в лёгком, не по сезону, пальто. Ямщик, признавший в нём своего бывшего барина. Молодая барышня по фамилии Иловайская, чей экипаж из-за пурги сбился с дороги. Двое рабочих — русский и татарин. Разорившийся помещик Лихарев и его маленькая дочь. Персонажей из разных произведений Антона Павловича Чехова собрал под одной крышей режиссёр Артур Войтецкий в своей картине «Рассказы о любви». Фрагмент из неё мы с вами сейчас услышали. На экраны лента вышла в 1980 году. Это экранизация сразу трёх чеховских рассказов — «На пути», «В ссылке» и «Осенью». Режиссёру удалось органично переплести их друг с другом, объединить одной общей идеей. И получилось удивительно цельное кинематографическое полотно. Которое повествует нам о самой большой, по Евангелию, человеческой добродетели — любви.
Хотел бы заметить, что Артур Войтецкий в своих картинах не раз обращался к творчеству Чехова, которого называл своим любимым писателем. Режиссёр восхищался тонким чеховским психологизмом. Старался выразить на экране духовную глубину его персонажей, их зачастую противоречивый, но в большинстве случаев светлый внутренний мир. Показать жизнь человеческой души. Это Войтецкому замечательно удавалось. Известный советский писатель и публицист Олесь Гончар однажды сказал о режиссёре: «Он улавливает энергию написанного слова и оживляет его».
Действительно, в картине «Рассказы о любви», прежде всего, замечательно передана атмосфера чеховских произведений. Действие, в основном, построено на диалогах. Но смотреть — и слушать! — невероятно интересно. В избе постоялого двора, за окнами которого завывает метель, герои, по воле Божьей оказавшиеся под одной крышей, просто общаются. Делятся своими печалями и радостями. Искренне, будто знают друг друга всю жизнь. Хотя видятся впервые и через несколько часов попрощаются навсегда. Они становятся почти родными. Настолько, что в одном из эпизодов помещик Лихарев в беседе с барышней Иловайской по-настоящему раскаивается в прежних поступках.
— Я жил, жил... Но в чаду не чувствовал самого процесса жизни. Вы не поверите, я не помню ни одной весны. Не замечал, как меня любила жена, как росли мои дети.
— Вспоминаю, как часто в своих увлечениях я был нелеп, далёк от правды, жесток, несправедлив, опасен. Опасен. Как часто я всей душой ненавидел и презирал тех, кого следовало бы любить.
Именно любовь объединяет персонажей фильма Артура Войтецкого. Её поиски. Её утрата. Тоска по ней. Готовность ради любви на жертвы. Работник-татарин скучает по жене, которая осталась дома. И признаётся товарищу, что готов принять какие угодно муки за одну только возможность увидеть её — хоть на единственный час. Своя особенная история есть у каждого из героев. И мы обязательно все их узнаем, если посмотрим картину «Рассказы о любви».
Это неспешный, я бы даже сказал, завораживающий фильм. Вслушиваешься в звучание голоса героев, всматриваешься в их лица. И улавливаешь едва заметные на первый взгляд движения их душ. В этом, безусловно, зрителю помогает тонкая и живая работа актёров. В картине снялись Армен Джигарханян, Анна Каменкова, Валерий Носик и другие известные артисты. «Рассказы о любви» заставляют размышлять. И помогают понять, что в душе каждого из нас живёт любовь.
Олень Эдик. Дарья Кравченко
Помню день, когда наша маленькая дочка Арина сама позвала Бога. Мы бережно прокладывали для неё дорогу к храму. Возили на службы ко причастию. Не читали длинные проповеди о вере, но утром вместе молились перед тем, как съесть манную кашу, на ночь читали детскую Библию, рассматривали картинки и отвечали на вопросы о Боге. Мы ждали, пока Ариша сможет осознанно обратиться к Богу. И вот однажды она потеряла свою любимую игрушку — плюшевого оленя Эдика.
Олень — не просто мягкая игрушка нашей Ариши, он — член нашей семьи! Плюшевый друг не раз выручал в длинных поездках, часто был хорошим компаньоном во время обеда, вместе с ним мы делали болючие прививки. Наш старенький друг всегда был готов подставить плечо! Каждую ночь Аришка засыпала только с ним. Обычная игрушка, стала неотъемлемой частью нашей жизни!
Однажды после воскресной службы мы отправились в магазин, чтобы побаловать Аришу. Дочка настолько была увлечена выбором шоколадных конфет в магазине, что не заметила, как уронила свою любимую игрушку. Мы пришли домой, разделись, отдали Арине купленные подарки, и тут... мы с мужем переглянулись. Оленя нет. «В сумке есть? Может в пакете?» — озадаченно спрашивала я. «Судя по всему потеряли...» — тихо ответил супруг.
Конечно Арина расплакалась по поводу пропажи оленя. Не успокоить. Для нашей семьи — это была настоящая драма, потому что заснуть без него не сможет, в детском саду будут слезы, обеденный сон без игрушки тоже не состоится. В общем, целый набор неприятностей из — за плюшевого оленя нам был обеспечен.
Муж побежал в магазин, несмотря на то, что надежды найти игрушку в крупном супермаркете практически не было. Но вдруг кто-то нашел.
Смотря, на рыдающую Аришку, я сказала: «Иди к иконкам и попроси у Боженьки вернуть Игоря». Арина побежала в комнату с иконами и начала лепетать: «Бога, дай мне Эдю». Еле выговаривая, она повторяла слова, как молитву. В тот момент я сама молила лишь бы этот олень нашёлся!
Через 10 минут позвонил муж и сказал, что везет игрушку домой. Оказывается, кто-то случайно подобрал Оленя и оставил на кассе в магазине! Радости не было предела. Тогда мне вспомнились слова Владыки Василия Родзянко: «Когда я перестаю молиться, совпадения прекращаются». С тех пор у Арины с Боженькой особые отношения.
Ариша спрашивала «Когда мы пойдем к Боженьке?». И мы ехали в храм. С вечера мы выбирали наряд для похода на литургию. Вешали на стульчик платье и косынку. Мы приезжали за час до причастия, чтобы она понимала, где она, и что будет происходить на службе.
В храме девочка крестилась иногда правой иногда левой рукой, пела церковные песни на свой лад, но с чистым сердцем. Я не дергала, не заставляла поменять руки или петь чуть тише во время службы. В те минуты, когда она своим чистым детским сердечком молилась, я тихо умилялась со стороны. Перед сном вместе с Ариной мы пели короткие «Господи помилуй».
Пройдет еще несколько лет, и мы отпустим Аришу во взрослую, такую прекрасную, непредсказуемую жизнь. И главными людьми в ее жизни будут уже не папа с мамой, а друг Саша или верная подруга Аня. А мы будем надеяться, что Арина не забудет дорогу к храму и с Божьей помощью сохранит, ту чистую, искреннюю веру в Бога.
Автор: Дарья Кравченко
Все выпуски программы Частное мнение
17 мая. О значении Акта о каноническом общении
Сегодня 17 мая. В этот день в 2007 году в Москве патриарх Московский и всея Руси Алексий II и первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей митрополит Лавр подписали «Акт о каноническом общении».
О значении этого события, — протоиерей Артемий Владимиров.
17 мая. О подвиге Мученицы Пелагии Тарсийской
Сегодня 17 мая. День памяти Мученицы Пелагии Тарсийской, пострадавшей за Христа на рубеже II-III (2-3-го) веков.
О её подвиге, — священник Августин Соколовски.