— Ты чего сегодня такой?
— У него мать женилась.
— На ком женилась?
— На Коростелёве. Директоре совхоза «Ясный берег».
— А, переживает Серёжка.
— А ему чего? Как жил, так и будет жить, какое ему дело.
— Не переживай, Сергей. Он дядька ничего себе — по лицу видать.
Пятилетний Серёжа пытается свыкнуться с новой реальностью. Мама вышла замуж. Теперь вместе с ними будет жить Дмитрий Корнеевич Коростелёв, которого Серёже велено называть папой. И вроде бы друг Васька прав — Коростелёв, кажется, хороший человек. Общается доброжелательно. И даже обещал купить велосипед. Но всё равно своим маленьким детским сердцем Серёжа чувствует, что жизнь его должна теперь измениться. Светловолосый мальчуган с не по годам серьёзным взглядом — герой кинофильма, который так и называется: «Серёжа». В 1960-м году его сняли два молодых режиссёра-однокурсника, Георгий Данелия и Игорь Таланкин. Фильм стал их дебютной полнометражной работой. В основу картины легла одноимённая повесть писательницы Веры Пановой. Игорь Таланкин прочёл её в литературном журнале «Новый мир». Простая, казалось бы, история из жизни маленького мальчика, захватила его. Таланкин дал почитать повесть Данелии. И тот тоже не смог от неё оторваться. Друзья решили делать фильм. Георгий Данелия впоследствии рассказывал, что повесть покорила их своим эмоциональным строем: добротой, искренностью, человечностью. Всё это коллеги-режиссёры захотели воплотить на экране. И у них получилось! Картину полюбили зрители. Она завоевала награды нескольких крупных отечественных и зарубежных кинофестивалей. Фильм стал мировой классикой. И сегодня, спустя полвека, смотрится на одном дыхании.
Казалось бы — почему? Может быть, потому, что в фильме «Серёжа» режиссёры впервые в истории кино использовали приём, который условно можно назвать «мир глазами ребёнка». Операторы даже съёмку вели с ракурса «снизу вверх», чтобы зрители почувствовали себя одного роста с маленьким главным героем. Но всё-таки дело не только в этом. Просто у картины, что называется, есть душа. Есть настроение — светлое, доброе. В ней есть любовь. И это сразу же чувствуют зрители. Белокурый мальчуган Серёжа становится родным. И за его приключениями наблюдаешь с волнением. А ими жизнь Серёжи буквально наполнена. То он залезает на колокольню и звонит в колокол, приводя в полную готовность местную пожарную бригаду. То с помощью друзей превращает новенький велосипед, купленный отчимом, в груду запчастей. Кстати, сюжетная линия взаимоотношений Серёжи и Коростелёва — самая трогательная. В какой-то момент отчим становится для мальчика самым близким человеком. А потом наступает момент, от которого замирает сердце не только у Серёжи, но и у зрителей. Мальчик неожиданно узнаёт, что Коростелёва переводят в другой колхоз. Далеко — на север, в Холмогоры. Но Серёжа рад! В одном из эпизодов он делится этой радостью с матерью.
— Мы едем в Холмогоры?
— Серёженька, папу переводят туда на работу.
— И мы с ним?
— Ну, а как же его оставишь одного? Ведь ему плохо будет одному. Придёт папа домой, а дома никого нет, и не прибрано, и поговорить не с кем, и покормить некому. И станет бедному папе грустно-грустно... Я поеду с ним.
— А я? А я?! А я?!!!
В одно мгновение жизнь мальчика меняется. А что будет дальше — лучше узнать не от меня, а из замечательного фильма «Серёжа», снятого Георгием Данелией и Игорем Таланкиным. Кстати, на роль Серёжи они после долгих поисков взяли замечательного паренька Борю Бархатова. Пятилетний актёр не играет, а живёт в кадре. А помогают ему опытные, известные артисты — Сергей Бондарчук в роли Коростелёва и актриса Ирина Скобцева, которая сыграла маму Серёжи. Между прочим, картину в своё время высоко оценил мэтр отечественной режиссуры, Михаил Ромм. Он отмечал, что в фильме «Серёжа» режиссёры говорят со зрителем вроде бы о самых обыкновенных вещах. Но при этом показывают, насколько глубоким и неординарным может быть такой разговор. И я думаю, что присоединиться к нему стоит всем нам, посмотрев фильм Георгия Данелии и Игоря Таланкина «Серёжа».
Олень Эдик. Дарья Кравченко
Помню день, когда наша маленькая дочка Арина сама позвала Бога. Мы бережно прокладывали для неё дорогу к храму. Возили на службы ко причастию. Не читали длинные проповеди о вере, но утром вместе молились перед тем, как съесть манную кашу, на ночь читали детскую Библию, рассматривали картинки и отвечали на вопросы о Боге. Мы ждали, пока Ариша сможет осознанно обратиться к Богу. И вот однажды она потеряла свою любимую игрушку — плюшевого оленя Эдика.
Олень — не просто мягкая игрушка нашей Ариши, он — член нашей семьи! Плюшевый друг не раз выручал в длинных поездках, часто был хорошим компаньоном во время обеда, вместе с ним мы делали болючие прививки. Наш старенький друг всегда был готов подставить плечо! Каждую ночь Аришка засыпала только с ним. Обычная игрушка, стала неотъемлемой частью нашей жизни!
Однажды после воскресной службы мы отправились в магазин, чтобы побаловать Аришу. Дочка настолько была увлечена выбором шоколадных конфет в магазине, что не заметила, как уронила свою любимую игрушку. Мы пришли домой, разделись, отдали Арине купленные подарки, и тут... мы с мужем переглянулись. Оленя нет. «В сумке есть? Может в пакете?» — озадаченно спрашивала я. «Судя по всему потеряли...» — тихо ответил супруг.
Конечно Арина расплакалась по поводу пропажи оленя. Не успокоить. Для нашей семьи — это была настоящая драма, потому что заснуть без него не сможет, в детском саду будут слезы, обеденный сон без игрушки тоже не состоится. В общем, целый набор неприятностей из — за плюшевого оленя нам был обеспечен.
Муж побежал в магазин, несмотря на то, что надежды найти игрушку в крупном супермаркете практически не было. Но вдруг кто-то нашел.
Смотря, на рыдающую Аришку, я сказала: «Иди к иконкам и попроси у Боженьки вернуть Игоря». Арина побежала в комнату с иконами и начала лепетать: «Бога, дай мне Эдю». Еле выговаривая, она повторяла слова, как молитву. В тот момент я сама молила лишь бы этот олень нашёлся!
Через 10 минут позвонил муж и сказал, что везет игрушку домой. Оказывается, кто-то случайно подобрал Оленя и оставил на кассе в магазине! Радости не было предела. Тогда мне вспомнились слова Владыки Василия Родзянко: «Когда я перестаю молиться, совпадения прекращаются». С тех пор у Арины с Боженькой особые отношения.
Ариша спрашивала «Когда мы пойдем к Боженьке?». И мы ехали в храм. С вечера мы выбирали наряд для похода на литургию. Вешали на стульчик платье и косынку. Мы приезжали за час до причастия, чтобы она понимала, где она, и что будет происходить на службе.
В храме девочка крестилась иногда правой иногда левой рукой, пела церковные песни на свой лад, но с чистым сердцем. Я не дергала, не заставляла поменять руки или петь чуть тише во время службы. В те минуты, когда она своим чистым детским сердечком молилась, я тихо умилялась со стороны. Перед сном вместе с Ариной мы пели короткие «Господи помилуй».
Пройдет еще несколько лет, и мы отпустим Аришу во взрослую, такую прекрасную, непредсказуемую жизнь. И главными людьми в ее жизни будут уже не папа с мамой, а друг Саша или верная подруга Аня. А мы будем надеяться, что Арина не забудет дорогу к храму и с Божьей помощью сохранит, ту чистую, искреннюю веру в Бога.
Автор: Дарья Кравченко
Все выпуски программы Частное мнение
17 мая. О значении Акта о каноническом общении
Сегодня 17 мая. В этот день в 2007 году в Москве патриарх Московский и всея Руси Алексий II и первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей митрополит Лавр подписали «Акт о каноническом общении».
О значении этого события, — протоиерей Артемий Владимиров.
17 мая. О подвиге Мученицы Пелагии Тарсийской
Сегодня 17 мая. День памяти Мученицы Пелагии Тарсийской, пострадавшей за Христа на рубеже II-III (2-3-го) веков.
О её подвиге, — священник Августин Соколовски.