В 1927-м году парижский литературный журнал русской эмиграции «Современные записки» опубликовал роман Ивана Шмелёва «История любовная». Отправляя рукопись издателю, автор характеризовал своё произведение как «лёгкую вещь», «психологически-бытовую, и с юмором». Не слишком похоже на Шмелёва — так вполне могут подумать современные читатели, знакомые с творчеством писателя, в основном, по одному из его главных романов «Лето Господне». Шмелёв, ностальгический певец старой, патриархальной, православной Москвы с её святынями и храмами — и вдруг «История любовная»! Между тем, литературоведы и биографы Ивана Шмелёва называют этот роман глубоко христианским произведением.
Это становится понятно, конечно, не сразу. С первых строчек, и даже глав, книга, действительно, кажется лёгким романтическим чтением. Пятнадцатилетний гимназист Тоня, начитавшись Тургенева, испытывает муки первой юношеской любви. Ему кажется, что он питает чувства к своей горничной Паше, девушке, на год старше. Паша — простая и добрая, она звонко смеётся и тайком ставит в комнату Тони вазочку с подснежниками. И, кажется, тоже симпатизирует молодому человеку. Тоня видит в Паше идеал. Он посвящает ей стихи, в которых называет прекраснейшей из муз, а в мыслях она представляется юноше античной девой, усыпанной цветами. Но вдруг в жизни Тони появляется Серафима — барышня, живущая по соседству. У неё длинные каштановые кудри, она носит соломенную шляпку и пенсне с синими стёклами. Однажды Тоне случается поговорить с нею, и он понимает, что пропал. Вот он — истинный идеал! Метания, муки выбора, тайная переписка, встречи украдкой — вот уж, поистине, «История любовная».
Однако Иван Шмелёв тончайшей нитью вплетает в роман переживания не только эмоционального, но и духовного плана. В действительности герою предстоит сделать выбор не между «простушкой» Пашей и роковой красавицей Серафимой. А между грехом и чистотой. Здесь-то и открывается подлинно шмелёвская проблематика. Герой проходит через самую настоящую духовную борьбу. Сердечные переживания отступают на второй план, а сюжет принимает такой оборот, что речь идёт уже, ни много ни мало, о духовной участи Тони.
Роман Ивана Шмелёва «История любовная» начинается с беспокойной влюблённости, а заканчивается любовью апостольской — которая не ищет своего, не бесчинствует, и никогда не перестаёт. Может быть, не случайно автор написал это своё произведение от первого лица — в нём остро ощущается исповедальная интонация. Впрочем, писатель подчёркивал, что автобиографического в его романе искать не стоит. Действительно — то, что случилось с литературным героем, может, пожалуй, произойти с каждым. Поэтому Иван Шмелёв и написал эту книгу — чтобы помочь нам отличить «Историю любовную» от истинной любви. И сделать правильный выбор.
Все выпуски программы Литературный навигатор
«Главное в жизни — всегда делать людям добро. Если не можешь делать добро большое, постарайся совершить хотя бы малое»
В 1946 году святителя Луку Войно-Ясенецкого перевели на Крымскую кафедру. Поселился архиепископ на втором этаже ветхого дома. Здесь же располагалась епархиальная канцелярия и жило несколько семей. В доме была теснота, у единственного водопроводного крана выстраивалась очередь. Владыка многим помогал. На архиерейской кухне готовился обед на большое количество человек. По свидетельству очевидцев, приходило много голодных детей, одиноких старых женщин, бедняков и всех здесь кормили досыта. Сам владыка питался очень просто. Одевался тоже более чем скромно — всегда ходил в чинёных рясах. Секретарь епархии вел списки нуждающихся, и в конце каждого месяца по ним рассылались денежные переводы. Святитель учил свою паству тому, в чём сам был примером:
«Главное в жизни — всегда делать людям добро. Если не можешь делать добро большое, постарайся совершить хотя бы малое».
Все выпуски программы Слова Святых
Санитарный автомобиль для Благотворительной больницы в Санкт-Петербурге
«Скорее всего вы мне ничем не поможете, но на всякий случай я решила прийти...» — сказала Наталья, оказавшись на пороге Благотворительной больницы в Санкт-Петербурге. «У меня давно болят и немеют пальцы на руках. Я уже не способна делать вещи, которые требуют мелкой моторики. Даже пишу с трудом...» — рассказала пациентка врачу травматологу-ортопеду Нике Булавиновой. Наталья — беженка, у неё проблемы с документами и деньгами, поэтому получить медицинскую помощь в обычных клиниках у неё возможности нет. Но в Благотворительной больнице бесплатно помогают всем, кто попал в беду.
Травматолог Ника, внимательно выслушав и осмотрев пациентку, поняла — вернуть подвижность рукам — можно! Во время обучения в медицинском вузе, ей посчастливилось познакомиться с одним из лучших кистевых хирургов России — Николаем Карпинским. С ним на практике студенты подробно разбирали такой же случай, как у Натальи: немеют все пальцы рук, кроме мизинца. Поэтому у Ники не возникло сомнений — сдавлен один из нервов, который необходимо освободить.
Врач успешно прооперировала женщину. И спустя 7 дней радостная пациентка буквально вбежала в больницу со словами: «Доктор! Мои пальцы! Я всё чувствую, они снова меня слушаются и совсем не болят!»
Эта счастливая история случилась благодаря тому, что 6 месяцев назад с помощью отзывчивых людей в Санкт-Петербурге открылась Благотворительная больница. Здесь принимают тех, кто лишился дома, людей без документов и гражданства.
Сейчас больнице нужен санитарный автомобиль для маломобильных пациентов. Сбор на транспорт открыт на странице: https://planeta.ru/campaigns/ambulance
Больше узнать о работе Благотворительной больницы в Санкт-Петербурге charityhospital.ru и о том, чем помочь, можно на сайте проекта или в социальных сетях.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Неделя о Жен-мироносиц». Свящ. Павел Усачев
В нашей студии был клирик храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами в Москве священник Павел Усачёв.
Разговор шел о смыслах богослужения в ближайшее воскресение в которое совершается память Жен-мироносиц, Иосифа Аримофейского и Никодима, а также о памяти апостола Иоанна Богослова и равноапостальных Кирилла и Мефодия.