Внезапно умер одноклассник моей дочери Андрей. Закончил школу, сдал ЕГЭ и за два дня до выпускного умер. Пошёл в ванную, упал и всё. Врач скорой сказала, что это тромб; диагноз подтвердился. Тромб в семнадцать лет...
Его мама написала в общий чат, что Андрей нечаянно попал в больницу и на выпускном его не будет. Не стала портить ребятам праздник. Мы посочувствовали в ответ, пожелали Андрею здоровья. Я всё представляю, каково ей было читать наши сообщения, и испытываю стыд за своё «надеюсь, ничего серьезного».
Наутро после выпускного узнали правду.
На отпевание пришли почти все одноклассники и ребята из параллельных классов. Многие из них были в храме впервые и впервые столкнулись со смертью, такой близкой, реальной, осязаемой. Андрей, лежащий в гробу с очень серьезным лицом, был свидетелем и доказательством — смерть есть, она прошла совсем близко и выбрала его.
Было очень важно найти для родных Андрея, для матери и отца, для его братьев, для всех этих мальчиков и девочек, пришедших проститься с ним, верные, нужные слова.
После отпевания священник говорил проповедь, но её слова всё ускользали от меня. Я не мог сосредоточиться, стоял и думал, а что вообще можно сказать при таком горе, какие слова будут уместны, не фальшивы, не пусты и равнодушны?
Может быть, такие...
«Почему именно Андрей? Почему так рано? За что?.. Эти вопросы невозможно не задать. Они сейчас у каждого здесь стоящего крутятся в голове. И с особой силой и отчаянием у родных: у братьев, у отца, у матери. Почему так рано? За что?
Можно сказать, что Господь забирает самых лучших. Или что Господь забирает человека, когда тот готов к вечности, в лучшее для него время, именно с точки зрения жизни вечной, а не жизни земной. Но, наверное, самый честный ответ — мы не знаем. Мы не знаем почему. Почему именно Андрей. Почему так рано. У этих вопросов нет ответа. Во всяком случае, здесь, на земле.
То, что происходит — неправильно. И неестественно. И очень больно. Когда умер друг Иисуса — Лазарь, Господь прослезился. Человек создан для жизни, а не для смерти. И Бог не есть Бог мертвых, но живых. Смерти не было изначально. Смерть вошла в жизнь человека после вселенской катастрофы, которую мы знаем как грехопадение. И чтобы смерти снова не стало, Бог не пожалел и отдал Своего Сына.
Господь воплотился, принял нашу плоть и кровь, страдал и умер. Тоже очень рано, Ему было всего тридцать три года. У Его гроба стояла и плакала Его Мать, братья, друзья. Так же, как сегодня у гроба Андрея стоите и плачете вы. Они были так же растеряны, как и вы. Им было так же больно, как вам. Жизнь остановилась для них так же, как она остановилась для вас сейчас. Но Господь воскрес! Господь победил смерть, и печаль Его друзей и родных превратилась в великую радость, как вода в вино при первом чуде Спасителя на браке в Кане Галилейской.
Все мы умрём, как Андрей. Но и все мы воскреснем, как Господь. И Андрей воскреснет. Ваше расставание, как бы тяжело оно ни было, не навсегда. Смерти нет. Есть жизнь временная и жизнь вечная. И смерть всего лишь подземный переход с одной стороны бытия на другую, переход из жизни в Жизнь.
Мы снова встретимся со всеми, кого потеряли. Но нам стоит прожить жизнь так, чтобы потом, после смерти, в воскресении и жизни вечной, мы оказались в одном месте с теми, кого любили в этом мире. Сохранить свою душу. Будем молиться, просить Бога о милости, и делать всё, чтобы это было так».
Очень хотелось обнять родных Андрея, всех этих растерянных мальчиков и девочек, утешить. И я думаю, Господь каждого из них обнял в тот день, коснулся. Каждого по-своему. Бывает так, что Господь касается тебя, а ты чувствуешь это только спустя время.
Автор: Евгений Сулес
Все выпуски программы Частное мнение
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 178 зач., V, 1-10.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что является главной целью жизни христианина? На чём крещёный человек должен сосредоточить своё внимание в первую очередь? Движению к чему должен посвятить все свои силы? Ответ на этот вопрос находим в том отрывке из 5-й главы 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня в православных храмах за богослужением. Давайте послушаем.
Глава 5.
1 Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный.
2 Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище;
3 только бы нам и одетым не оказаться нагими.
4 Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью.
5 На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа.
6 Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа,
7 ибо мы ходим верою, а не видением,
8 то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа.
9 И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными;
10 ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел, рассуждая о конечной участи человека, довольно чётко указывает, к чему стремится каждый ученик Христов. Сейчас мы живём в смертных телах. Но желаем, по словам апостола Павла, облечься, то есть одеться, в небесное жилище, то есть в небесное, бессмертное, тело. Сейчас в нашей человеческой природе царствует закон смерти. Мы болеем, получаем раны, страдаем и, наконец, умираем. Поэтому мы хотим, чтобы смертное было поглощено жизнью. Именно на это направлены все наши усилия. Итак, в глобальном смысле цель жизни христианина — это преодоление смерти. Для этого, по словам апостола, необходимо приблизиться к источнику жизни, к Богу.
Что для этого надо сделать? Павел предлагает во всех своих делах полагаться на веру. Поэтому он и говорит: «мы ходим верою, а не ви́дением». И здесь вполне уместно задать апостолу вопрос: легко идти к цели, когда видишь её. Когда её можно осязать хотя бы одним из органов чувств. Но как можно двигаться к цели, когда её не видишь? И когда она недоступна нашему телесному восприятию? Ведь сам же апостол говорит в другом своём послании, что вера эта — «уверенность в невидимом». Но подобное утверждение противоречит здравому смыслу. Это всё равно, что пытаться идти по воздуху, как по асфальту. Попробовать можно, но толку-то?
Предчувствуя такие недоумения, апостол делает очень важное пояснение. Господь, по словам Павла, дал нам «залог Духа». Что это такое? Говоря простым языком — это духовная интуиция. Врождённая чувствительность к духовной реальности, которая есть у каждого человека в силу того, что каждый из нас — образ Божий. В каждого из нас Господь вдохнул дыхание жизни. Как инстинкты помогают животным выжить в мире дикой природы, так и духовная интуиция подсказывает нам, как необходимо действовать, чтобы не потерять связь с Творцом. Она позволяет нам ощущать и осознавать Его присутствие. Она делает нас чуткими и проницательным в тех вопросах, которые связаны с духовным миром.
Так в чём же тогда проблема? Проблема в том, что мы не пользуемся этим чувством. Оно у нас атрофировано. В этом мы чем-то похожи на животных, у которых отбит нюх. Зубы есть, когти есть, сила и ловкость есть, но без нюха животное обречено. А потому наша задача распознать эту важную часть своего существа, а потом всячески её разрабатывать. Именно для этого Христос дал нам Церковь с её таинствами, именно для этого Он дал нам Евангелие с его заповедями. Тот, кто понуждает себя организовать свою повседневную жизнь так, чтобы самоотверженно служить ближним и во всём искать волю Бога, создаёт в своей душе пространство, которое Господь через церковные таинства наполняет Своей благодатью. Присутствие Бога в жизни становится для такого человека ощутимой и осознаваемой реальностью. Духовное измерение получает плотность. А это и означает, что наше смертное тело уже здесь на земле превращается в небесное жилище и наполняется вечной жизнью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помогать Благотворительной клинике и бездомным людям
Григорий из Санкт-Петербурга в прошлом бизнесмен. Восемь лет назад под Новый год его жизнь круто изменилась. Мужчина потерял работу, деньги, дом и оказался на улице.
«Моя история про то, как резко всё может поменяться, — рассказывает Григорий. — Однажды летом я выходил из ресторана и, проходя мимо бездомного человека, пнул его ногой. И ещё добавил: „Что тут расселся? Иди работай!“. И когда спустя пару лет я замерзал у метро и просил у прохожих деньги на проезд, а все шли мимо, я очень отчетливо вспомнил эту историю».
В один из дней, между поисками жилья и заработка, Григорий набрёл на маленький храм под Петербургом. Там он встретил женщину, которая рекомендовала ему поехать в посёлок Вырица, в Ленинградской области. Так мужчина оказался в Серафимо-Вырицком монастыре, где обрёл кров и поддержку. То, что с ним произошло, полностью изменило его взгляды на жизнь. Теперь дни Григория наполнены смыслом, верой и помощью ближним.
Сегодня он трудится в монастыре, выполняя разные послушания, работает в строительной сфере и помогает Благотворительной больнице. Это место, где бесплатно принимают пациентов, у которых нет дома, денег или документов. Им перевязывают раны, проводят обследования, выдают лекарства и в целом помогают выбраться из трудной ситуации.
Григорий всегда готов здесь что-то починить или решить другие важные задачи. Кроме этого, он не оставляет без внимания и людей, оказавшихся на улице — при случае накормит и направит за поддержкой в Благотворительную больницу.
Если вы тоже, как и Григорий, хотите помогать проекту и людям, попавшим в беду, переходите на сайт Благотворительной больницы — заполните анкету волонтёра или сделайте любой денежный перевод: https://charityhospital.ru/donate/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Послания апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам». Прот. Андрей Рахновский
У нас в студии был настоятель храма Ризоположения в Леонове протоиерей Андрей Рахновский.
Разговор шел о посланиях апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам: как они были написаны и как в них формулируется учение о Христе и Церкви.
Все выпуски программы Светлый вечер