После Исхода из египетского плена израильский народ получил от Бога через пророка Моисея закон, полностью регламентирующий все сферы жизни. Ядром этого законодательства стал Декалог — десять заповедей, определивших основу нравственности. Но если заповеди понятны большинству современных людей, то некоторые иные предписания Моисеева закона в наши дни часто вызывают недоумение. Как объяснить, к примеру, изложенный в библейских книгах Левит и Второзаконие запрет смешивать при изготовлении тканей нити шерсти и льна? Современные американские учёные — профессор древнееврейского языка из Чикаго Джон Уолтон, религовед из штата Миссури Виктор Мэтьюз и профессор истории университета штата Висконсин Марк Чавалес нашли ответ на этот вопрос в одной из Кумранских рукописей — древнем манускрипте, обнаруженном в 1947 году в полутора километрах от побережья Мёртвого моря.
Комментарий (английский, мужской голос):
Кумранские рукописи — свитки из пергамента, папируса и меди, датированные с третьего столетия до Рождества Христова по первый век по Рождению Спасителя. Манускрипты представляют собой отрывки из Священного писания и небиблейские тексты на древнееврейском, арамейском и греческом языках. Считается, что эти книги составляли библиотеку, принадлежавшую некой иудейской общине. Одна из кумранских рукописей, так называемое «галахическое письмо», от слова «галаха» — то есть, закон, содержит трактовки некоторых библейских предписаний, в том числе и запрета на смешение разнородных нитей. Неизвестный иудейский законоучитель первого века до Рождества Христова разъясняет, что ткани из смешанных волокон возбраняется использовать в повседневной жизни. А вот священники, совершающие богослужение в храме, не только освобождены от этого запрета — закон Моисея, напротив, предписывает изготовлять одежды для них «из крученой нити из шерсти и виссона» — то есть, шерсти и льна, что недопустимо для прочих иудеев.
Но с чем связаны такие двойные стандарты? Почему же адресованные иудеям повеления Левита и Второзакония не использовать в быту смешанных тканей противоречат указаниям по изготовлению одежды для священников из библейской книги Исход? Американские историки утверждают, что противоречия здесь нет, опять же ссылаясь при этом на «галахическое письмо» из Кумранских рукописей.
Комментарий (английский, мужской голос):
Двадцать восьмая глава книги Исход, действительно, содержит подробную инструкцию изготовления священнических одежд «из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и кручёного виссона» и никак не объясняет, почему изложенная технология не соответствует запрету двух других библейских книг. Однако, автор «галахического письма» из Кумрана утверждает, что свет на этот парадокс проливает тридцатая глава Исхода. В ней Господь, подробно объясняя устами пророка Моисея, как и из чего следует варить священный благовонный елей и фимиам, строго запрещает использовать эти вещества в повседневности, поскольку они предназначены исключительно для богослужения. Таким образом Бог воспитывает в людях навык различения сакрального и обыденного. По всей вероятности, и завет носить одежду из однородных материалов — это призыв к аскезе во славу Бога, к проявлению благоговения ко всему, что посвящено Ему.
Священное писание полно тайн. И часто бывает так, что, постигнув смысл той или иной библейской загадки, удивляешься ее мудрой простоте и кажущейся очевидности. Но поиск ответов на вопросы Вечной книги всегда непрост — он требует дерзновения и упорства, сосредоточения на деталях и умения охватить умным взором большой объём информации. Он требует подлинно научного подхода!
Все выпуски программы Тайны Библии
Иваново (обзор)
Иваново стоит на реке Уводь, левом притоке Клязьмы, между Владимиром и Ярославлем. История города уходит корнями в шестнадцатый век — именно тогда его название впервые упоминается в летописях. Там сказано, что царь Иван Грозный пожаловал село Иваново своей супруге Марии. В семнадцатом столетии здесь появились первые в России полотняные фабрики. Местная текстильная продукция стала популярна не только в Отечестве, но и за рубежом. Славился холщовыми тканями и соседний Вознесенский посад. В середине девятнадцатого века он был присоединён к селу Иваново указом императора Александра Второго. Так образовался город Иваново-Вознесенск, в дальнейшем просто Иваново. Его называли текстильной столицей России, ситцевым краем. И городом невест — ведь ткачихами работали женщины. Им были свойственны трудолюбие и набожность. До революции 1917 года в небольшом городке действовало два десятка храмов. Часть их уцелела в безбожное время и поныне украшает городской ландшафт. Недаром Иваново входит в уникальный туристический маршрут Золотое кольцо России.
Радио ВЕРА в Иваново можно слушать на частоте 99,7 FM
Все выпуски программы География ВЕРЫ
Иркутск. Спасский храм
На набережной Ангары в историческом центре Иркутска стоит храм Нерукотворного образа Спасителя. Он был построен в 1710 году. Под старинными сводами служил первый иркутский епископ Иннокентий (Кульчицкий), прославленный Церковью в лике святых. Совершённый святителем подвиг просвещения северных народов был отображён на фасаде Спасского храма в начале девятнадцатого века. То, что эти уникальные росписи сохранились до наших дней — настоящее чудо. Ведь на протяжении столетий Спасская церковь не раз страдала от стихийных бедствий. Так, в 1861 году значительный урон ей причинило землетрясение, а ещё через несколько лет — сильнейший пожар. Серьёзная угроза нависла над храмом и в советское время. В середине двадцатого века власти всерьёз рассуждали о сносе здания. Но благодаря энтузиастам в 1960 году Спасскую церковь признали памятником архитектуры. А в 2006-ом её вернули верующим. С тех пор в старейшем Иркутском храме ежедневно совершаются богослужения.
Радио ВЕРА в Иркутске можно слушать на частоте 88,5 FM
Преподобный Кирилл Астраханский
В августе 1558 года воевода Иван Черемисинов начал строительство крепости на острове Заячий бугор в дельте Волги. Так был основан русский город Астрахань. Царь Иван Грозный прислал в новое селение монаха для просвещения народа светом Христовой веры. Тем монахом был игумен Кирилл, человек образованный и глубоко верующий. Благочестием и добротой он стяжал любовь не только православных, но и мусульман, проживавших в городе. Иноверцы принимали крещение, вдохновлённые проповедями игумена. Паства преподобного Кирилла умножалась, и он построил в Астрахани несколько церквей. После кончины подвижника его могила стала местом паломничества. В 2002 году Церковь прославила Кирилла Астраханского в лике преподобных.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
Все выпуски программы География ВЕРЫ