У нас в гостях были клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыно священник Роман Федотов и его супруга Алёна.
Разговор шел о роли жены и о «рецептах» семейного счастья в многодетной семье.
Ведущие: Александр Ананьев, Алла Митрофанова
А. Ананьев:
— Добрый вечер, дорогие друзья. Как обычно, в субботу за семейным столом собираются ведущие программы «Семейный час»: Алла Митрофанова —
А. Митрофанова:
— Александр Ананьев —
А. Ананьев:
— И говорят о вещах удивительных. Но, что случается реже, встречаются с удивительными людьми. И сегодня, вот буквально за мгновение до того, как включился микрофон в студии Радио ВЕРА, Алечка, с восхищением посмотрев на свою сегодняшнюю собеседницу, сказала шёпотом: «Так не бывает». Бывает, друзья мои, и мы готовы познакомить вас с этими удивительными людьми. Сегодня у нас в гостях клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыно, наш частый гость на Радио ВЕРА священник Роман Федотов. Добрый вечер, отец Роман.
Свящ. Роман Федотов:
— Добрый вечер, Александр, Алла, дорогие радиослушатели.
А. Ананьев:
— И вот сейчас начинается необычное. Мы также рады приветствовать в студии его супругу — матушку Алёну, красавицу, маму девяти детей. Мы обещаем вам сделать фотографию в конце программы, чтобы вы убедились в истинности моих слов и неподдельности Алечкиного удивления. Матушка Алёна, добрый вечер.
А. Федотова:
— Добрый вечер.
А. Ананьев:
— Я не могу не начать разговор пусть с банального, пусть плоского вопроса, от которого вы, конечно же, уже давно устали. У вас, наверное, подготовлено 8-10 шаблонов ответов на этот вопрос: как вам удаётся сохранять свежесть, красоту женщины, которая регулярно высыпается и 5-6 раз в неделю посещает спа? При том, что вы — мамы девятерых детей, и учитывая то, что ваш супруг священник и его служение занимает огромное количество времени, большая доля всех житейских трудностей валится на ваши плечи. Как вы умудряетесь сохранять вот эту свежесть, юность и красоту?
А. Федотова:
— Благодарю вас за комплимент! Честно скажу, что это, наверное, как бы сошлись здесь и гены, и какие-то, наверное, немножечко и мои старания чуть-чуть. Я помню, как-то слышала, как один батюшка сказал, что хорошая жена должна обладать где-то 15 профессиями: быть парикмахером, косметологом...
А. Ананьев:
— Учительницей, медсестрой, врачом, психотерапевтом...
А. Федотова:
— Психологом как минимум — это точно. Поэтому здесь, конечно, какие-то, я думаю, всем известные женские хитрости и не хитрости.
А. Ананьев:
— Я уверен, что Алечка ещё сто раз задаст вопрос о том, что вы вкладываете... Следить за собой или ухаживать за собой — вы сказали?
А. Федотова:
— Ну, наверное, ухаживать. Как-то время посвящать, по крайней мере, себе.
А. Ананьев:
— Да, это безумно интересно, но как-то некорректно мне, мужчине, задавать этот вопрос. Это вот у нас есть моя супруга, которая обязательно задаст вам этот вопрос. А я вот хочу обратиться к отцу Роману. Отец Роман, верно ли утверждение, что небо сверху, земля снизу, а миссия женщины — в чадорождении?
Свящ. Роман Федотов:
— Я думаю, что верная. Потому что, во-первых, об этом говорится даже в Священном Писании, чтобы действительно род человеческий умножался. И Ева действительно мать жизни. И, конечно, сейчас очень много идёт всяких споров, диалогов о роли женщины. И ей как-то более свободное какое-то пространство здесь выделяется, что она может заниматься и бизнесом. Ну а в какой-то мере мы сейчас видим вообще в этом секулярном мире, даже, может быть, в агрессивном некотором, таком европейском представлении, что это, в общем, не главное, это не важно, не нужно лишать себя от этого времени молодости. Но на самом деле это какая-то, наверное, тайна, особая глубокая тайна, потому что женщина в этом, наверное, полностью раскрывается. Потому что она становится соработницей Бога, она творит, творит детей, творит их воспитание. Она преображается сама в этой стихии чадородия, потому что она становится действительно красивее и прекраснее. Вы знаете, вот вы говорили сейчас об особенностях женской красоты, вы так издалека начали к этому подходить. Мне так кажется, что... по крайней мере, я так вот смотрю на свою матушку из года в год, из раза в раз — после каждого ребёнка для меня она становится всё прекраснее и прекраснее. То есть чадородие действительно дарует красоту, красоту небесную и, конечно, я думаю, земную тоже. Поэтому однозначно, что прямое назначение, наверное одно из самых важных, самых главных, не беря, конечно, некоторые исключения, наверное, особенности жизненной ситуации, но всё-таки для женщины это, если хотите, молитва к Богу о чадородии.
А. Ананьев:
— Рожай столько, сколько можешь — это правило?
Свящ. Роман Федотов:
— Понимаете, если ты живёшь по-настоящему с Богом, вот в немощах как раз, наверное, твоих и совершается сила. Здесь говорится, да, действительно о Промысле Божием, что Господь всегда заботится о нас, всегда помогает нам, укрепляет нас и вразумляет в каких-то определённых жизненных ситуациях. И в нашей жизни мы никогда не сталкивались с тем, что мы начинали такие вести диалоги, что, знаешь, наверное, хватит, давай остановимся, потому что мы не можем, потому что какие-то возникли такие непреодолимого характера обстоятельства. Нас Господь миловал от этого. Но это было как-то естественно всегда, что исполнялся год, проходило два года, и мы могли, Господь благословлял. Более того, всегда появлялись какие-то новые ощущения, семья разрасталась и появлялись новые какие-то взаимоотношения между её членами, между детьми. Мы начинали уже понимать, что дети могут помогать нам, помогать друг другу. Что касается каких-то материальных вещей, то я просто свято в этом уверен, для меня это такая жизненная позиция, что Господь всегда даёт на деток всё самое необходимое. Это происходит действительно до мелочей, каким-то таинственным образом, иногда и неожиданным образом. Поэтому и можешь, и хочешь — вот так, по крайней мере, происходит у нас.
А. Митрофанова:
— Сейчас, вы знаете, вступлюсь. Вступлюсь как бездетная женщина за тех бездетных женщин, которых очень много и которых на самом деле очень глубоко ранит, когда они слышат от священников... например, на исповедь они приходят: «Сколько детей?» — «У меня нет детей». — «Почему?! Иди рожай!» — понимаете? А это бывает так больно — если женщине не даёт Господь, в силу разных причин, это не нам судить, это бывает по-разному. И тут ещё говорят, что главная задача женщины это чадородие, она спасается чадородием. Её назначение рожать — это главное. И вот женщина, которая без детей, сидит и это всё слушает и... Это я сейчас даже не про себя говорю, потому что я-то в этом смысле уже железобетонная такая, но сколько женщин, которые вот это всё слышат. Господи, это так больно бывает.
А. Федотова:
— Это тоже подвиг, мне кажется, подвиг бездетности. Это такое благословение от Господа, так же, как чадородие — это благословение от Господа. А здесь такой вот подвиг бездетности.
А. Ананьев:
— Что значит «подвиг бездетности»? Погодите, у меня большие планы!
А. Федотова:
— На данном этапе человек несёт... не просто человек, а семья несёт такой крест. Если, мне кажется, как-то люди духовно к этому относятся, то...
Свящ. Роман Федотов:
— Смотрите, в древнем мире, как раз в Ветхом Завете, это же было такое поношение безчадства. Более того, святым и праведным Иоакиму и Анне, Захарии и Елизавете вменялось в особую праведность, что они такой долгий период времени испытывали на себе вот это недопонимание, иногда оскорбления — то, что вы сказали, изречения священника на исповеди. Это, наверное, очень неаккуратно, некорректно так вот сказать, не выяснив причин, каких-то обстоятельств. Потому что у нас очень много каких-то сложных вопросов. Даже, кстати, например, вопросы биоэтики, которые мы сейчас обсуждаем. Вопросы по изменению каких-то положений, связанных, например, с экстракорпоральным оплодотворением? Потому что учёные говорят о том, что они сейчас могут, например, чтобы одна была клеточка женская и мужское семя, чтобы без криоконсервации, убийства этих лишних эмбрионов всё происходило, то есть они могут сейчас это, например, сделать. То есть много всяких путей... не то что решения этой проблемы. Человеку, вообще, свойственно отдавать себя, и он может это сделать во многих сферах. Как мы всегда часто говорим о том, чтобы усыновить ребёночка, прийти помогать людям, участвовать в каких-то проектах, рождать любовь, свидетельствовать о Боге. Это не значит какой-то приговор. Но, конечно, одно из важных таких служений женщины это, безусловно, чадородие. Но всегда Господь, знаете, даёт утешение нам. Если вот болезнь какая-то или какие-то обстоятельства — это одно дело. А когда человек выбирает для себя жизненный принцип какой-то, целое направление, когда свобода от детей, вот здесь уже больше будет возникать вопросов: почему это происходит, почему он хочет жить вне общения с детишками?
А. Ананьев:
— «Семейный час» на Радио ВЕРА. У нас в гостях клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыно священник Роман Федотов, его супруга матушка Алёна сегодня у нас в гостях. Девять детей воспитываются в этой удивительной семье. Этим восхищаются Алла Митрофанова и Александр Ананьев.
А. Митрофанова:
— Абсолютно неприкрыто восхищаются, искренне, всем сердцем, глядя на вас.
А. Ананьев:
— Давайте договоримся, что если вдруг я, отец Роман, буду задавать какие-то некорректные вопросы, то вы стукнете меня ногой и скажете: «Александр, это некорректный вопрос. Не задавайте таких вопросов!» А я заранее извиняюсь, если я вдруг буду переходить какие-то границы. Тема нашей сегодняшней программы — роль жены в многодетной семье. Матушка Алёна, тяжело ли сохранять роль жены, когда у тебя девять детей и ты девятижды мама? Понимаете, о чём я говорю? Когда в семье рождается ребёнок, жена неуловимо превращается из жены в маму — так, что уже и муж говорит: «Мамочка пришла», — когда один ребёнок. У вас девять детей — тяжело ли беречь роль жены в этой ситуации?
А. Федотова:
— Я думаю, что это какая-то действительно задача со звёздочкой, скажем так, потому что, чем больше детей, тем больше умножается трудность.
А. Ананьев:
— Тем больше ты мама и меньше жена, соответственно.
А. Федотова:
— Да. Но вы знаете, я думаю, что даже мы, женщины, не всегда правильно оцениваем свой потенциал, который в нас заложен Богом. Потому что женское сердце настолько велико и может вместить столько любви. Просто как бы, наверное, нужно немножечко расставить приоритеты, наверное, хотя это такое немножко заезженное выражение. То есть на первом месте всё-таки должен быть Бог, если в семейной иерархии, а потом уже всё-таки не дети, а муж. Потому что здесь ошибка мам, особенно молодых, и, наверное, я по молодости какие-то тоже совершала такие подобные ошибки: когда рождается ребёнок, и ты полностью переключаешься как бы. Потому что физически ты в такие условия становишься, что тебе нужно ухаживать за ребёнком, вставать ночью, не высыпаешься. И что-то ещё, как-то мужу угодить, уже сложнее. И поэтому здесь, конечно, нужно и понимание своего супруга...
Свящ. Роман Федотов:
— Потому что муж говорит: почему ты меня не обнимаешь, а где мой ужин?
А. Ананьев:
— Отец Роман, неужели вы позволяете себе такие выпады?
Свящ. Роман Федотов:
— Нет, я вообще на самом деле, конечно, с каждым ребёнком понимаю, вот как Алёна сказала, что потенциал женский — это действительно какое-то таинство любви, потому что я уже снисходительно начинаю относиться. Ведь, действительно, человек сидит, иногда бывает, в четырёх стенах, света белого не видит. И ты тоже приходишь, как собака усталый, и хочешь, чтобы тебе что-то дали, а сам отдавать, бывает, не хочешь. И поэтому, когда с годами мы начинаем внимательно друг к другу относиться, когда мы, даже несмотря на множество послушаний семейных, а ведь действительно семья — это такой очень тяжёлый крест, поэтому не секрет, что в Таинстве брака, в венчании, например, мы просим помощи у Бога, чтобы донести до конца эту тяжесть — битый небитого везёт. И поэтому, когда с годами понимаешь, что человек преображается, что он не забывает себя, что ты с ним уже прошёл огонь, воду и медные трубы, что мы начинаем решать какие-то проблемы, опять же связанные с нашими детьми, вместе, и для этого иногда нужно посидеть вместе и потолковать, и куда-то съездить. И тут уже, по сути дела, нет разделения. Это, знаете, как журчание ручейка, как рокот моря, как дуновение ветра, это становится единым каким-то порывом, мы уже вместе. Мы можем немножко разделяться — брать младших детей и с ними куда-то поехать отдохнуть летом на море. И в этом можно найти утешение и радость, когда ты с детьми, даже когда ты устал. И главное — вовремя переключиться.
А. Федотова:
— Это такая школа любви. Вот когда с любовью относишься к тому, что ты делаешь, мне кажется, как раз всё, как Господь говорит: иго Моё благо, и бремя Моё легко есть.
А. Ананьев:
— Матушка Алёна, я не понимаю. Смотрите, я просто расскажу: за три дня у нас накапливается шесть моих грязных носков, и они отправляются в стиральную машину. А потом мы их достаём, как правило, Алечка этим занимается, но иногда мне приходится. И я так тяжело вздыхаю, потому что развешивать носки на сушилке это такая мелкая моторика и тоска. Я не люблю развешивать носки на сушилке, полотенца — люблю, даже ничего против брюк не имею. И я сейчас посчитал, что за три дня в вашей семье накапливается 33 носка.
А. Федотова:
— Вы знаете, мы решили эту проблему — у нас есть сушильная машина.
А. Ананьев:
— Но их же потом всё равно складывать надо.
А. Федотова:
— Конечно, и эту проблему мы решили. Один из сыновей средних, достаточно маленький ещё, семи лет, подошёл ко мне и сказал: «Мама, я понял, зачем ты столько детей родила». Я говорю: «Да, правда? И зачем же?» Он говорит: «Чтобы тебе все помогали, а ты царствовала». Знаете, у меня папа называл мою маму «царица» — её Тамара звали: ты — моя царица, царица Тамара. И в определённый момент я поняла, что я тоже могу быть царицей своего дома. Царицей в том плане, что царствовать, но при этом всё равно приходится служить другим. То есть такое сочетание несочетаемого.
А. Ананьев:
— Царствовать — это не только миловать, но ещё иногда и казнить. Приходится ли казнить?
А. Федотова:
— Казнить — нет, но наказывать приходится, конечно. А как же без этого?
А. Ананьев:
— Расскажите, как это получается.
А. Федотова:
— Вы знаете, так как всё-таки детей у нас много, они настолько разные, что для каждого, конечно, приходится выбирать такое по силам наказание. Потому что кого-то можно немножко посильнее так, как говорится, но не то чтобы...
Свящ. Роман Федотов:
— Для меня точно находится иногда наказание. Я тоже себя чувствую иногда царём. Особенно когда батюшка приходит, конечно, на приход, там и под благословение все подойдут и совета спросят. И вот он приезжает, бывает, куда-то к светским людям, и там хорошо встречают — ну, чем не царь? И подарочек принесут какой-то, и на канун что-то положат. А тут ещё и царица появляется. Царица тебя, действительно, не только милует, но и казнит. У тебя не хватает на царицу иногда, бывает, любви уже и сил, и ты начинаешь иногда раздражаться, повышать голос. И тогда, действительно, тебе царица говорит: «Слушай, если ты так ещё будешь делать, ко мне не подходи больше. Или, например: «Я с тобой не поеду на передачу Радио ВЕРА, если ты сейчас еще ругнёшься так». И, конечно, это такое серьёзное наказание. Но на самом деле, действительно, жена, наверное, облагораживает мужчину своего. Для военного, например, это тыл. Вот он идёт в бой и не думает о том, что у него тылы открыты. Для художника, для писателя это муза. Для священника она, наверное, даже сослужительница, такая соработница на ниве Христовой. И поэтому, конечно, уже бывает просто что-то и страшно сделать. Потому что кто ко мне ещё посмеет так подойти — батюшке залещину или что-то сказать вот так? Вряд ли кто-то. А матушка может, так сказать, и вразумить. Нет, конечно, всё без рукоприкладства, слава Богу, пока ещё.
А. Митрофанова:
— Слушайте, вот это идея, Алёна, как вы сказали, я царица, но при этом, чтобы и послужить.
А. Федотова:
— Как Христос умывал ноги ученикам.
А. Митрофанова:
— Да, вот я тоже как раз об этом подумала.
А. Федотова:
— Может быть, это слишком высокопарное сравнение.
А. Митрофанова:
— Почему? А, может быть, в этом вообще одна из граней семейной жизни? Если мы стремимся уподобится всё-таки вот этой модели — Церковь и Христос, Христос и Церковь. Христос действительно ведь пришёл послужить в первую очередь, и Себя отдаёт, будучи царём. И при этом у нас часто бывает такой перекос, особенно, наверное, у нас, женщин, что: да, я буду служить, я буду служить. И вот женщина всю себя как раз отдаёт, забывая о том, что если она подобна Церкви, которая за Христом, то у неё тоже есть вот это царское достоинство. А вот это сочетание царственности, ощущения вот этой царственности в себе, и при этом служения постоянного, постоянного отдавания себя, это вообще уникальное состояние. Это далеко не каждый к этому готов, исходя из тех вводных, в которых человек, может быть, формировался. Алёна, в вас это есть, и вы об этом сказали, и это круто. Это просто очень круто. А вот про царское достоинство можно ещё несколько слов, как вы это в себе чувствуете?
Свящ. Роман Федотов:
— Я просто вот никогда не думал, что на самом деле Адам говорил, когда Господь уже творит Еву, что «ты плоть от плоти моей и кость от костей моих». То есть это он сам говорит, что ты со мной единое целое. И вот это какое-то вселенское величие того, что мы действительно ведь царственного рода. Мы, кстати, к сожалению, об этом всегда забываем, что человек, вообще, гражданин Отечества Небесного. Или какая-нибудь сказка, предположим: утащили красавицу, посадили в мешок какой-нибудь и не кормили. Она такая грязная замарашка, говорили ей, что у тебя папа не король, мама не королева, ты просто Золушка. А на самом деле вот это достоинство есть в каждом из нас.
А. Федотова:
— Это, наверное, как раз образ Божий — вот о чём мы говорим.
Свящ. Роман Федотов:
— И, соответственно, нельзя об этом говорить — о царственном нашем достоинстве в семье: муж как царь, жена как царица. Не говоря о том, что это есть царские чертоги — сама семья. Это то таинство, в котором мы призваны стать наилучшим образом наисовершеннейшими. Потому что Господь говорит, что нехорошо нам быть...
А. Федотова:
— Семья как малая Церковь — здесь как раз вот её можно царством назвать, где царь, царица и дети.
Свящ. Роман Федотов:
— Я на самом деле замечаю, что, когда ты меня вразумляешь, очень так иногда дипломатично, очень так величественно, мне действительно становится иногда стыдно, не то что как на официальном приёме, но как вот, наверное, перед царицей, так вести себя распущенно. Я понимаю, что я за тебя в ответе. Потому что я из тебя, ну, не то что время там твоей жизни, твою красоту, как вампир, высосал, а теперь надо как-то, действительно...
А. Федотова:
— Я добровольно.
Свящ. Роман Федотов:
— Ты мне всегда говоришь, что если бы ты на Востоке была, — у нас семь мальчишек, — там вообще меня всю в золото бы одели. И, конечно, хочется, чтобы всегда так к тебе относились твои дети и я. Я очень молюсь об этом Богу. Мне тяжело, но я с каждым разом понимаю, что это очень важно и ответственно — вот так вот на «вы» иногда, я бы сказал, обращаться.
А. Ананьев:
— Практически выстрел наугад, хотя я процентов на 98 уверен в точности попадания. И судя по тому, что говорит отец Роман, и судя по тому, что, и самое главное как, говорите вы, матушка Алёна, и как вы выглядите, как вы себя чувствуете, я могу предположить, что у вас есть очень сильное психологическое образование.
А. Федотова:
— Нет, у меня педагогическое образование.
А. Ананьев:
— Промазал.
А. Федотова:
— Но я хотела его получить.
А. Ананьев:
— Но вы же сильнейший психолог — вы понимаете это? У вас настолько правильные установки, практически академические, о роли мужчины, о роли женщины, о роли детей, о значимости собственных границ. То есть у вас всё это есть, это очень правильно.
А. Митрофанова:
— Это может из семьи идти, Алёна, может быть, от ваших родителей.
А. Федотова:
— Наверное, скорее всего, да.
А. Митрофанова:
— Потому что психологи потом, понимаешь, изучают как феномен таких людей, как Алёна — вот как оно должно быть. Говорят, что таких людей, как вы, три процента, а остальные с теми или иными какими-то девиациями и нуждаются в поддержке так или иначе. Но это неважно. Смысл в том, что, значит, это из семьи передаётся.
А. Ананьев:
— Сейчас мы прервёмся на минуту — у нас полезная информация. Мне надо было выяснить, есть у вас диплом психолога или нет, потому что я был уверен, что он есть.
А. Федотова:
— У меня была такая мысль, и я уже практически подала документы. Но потом меня что-то остановило. И вот сейчас вы мне напомнили об этом. Я буквально накануне тоже вспоминала об этом. Наверное, это всё тоже неспроста.
А. Ананьев:
— Всё неспроста. И у вас всё-таки много дипломов. Вот давайте сейчас мы прервёмся на минуту — у нас полезная информация. А через минуту выясним, пересчитаем все дипломы матушки Алёны, ещё раз проговорим с отцом Романом о том, как живётся им в семье с девятью детьми, и вообще продолжим программу «Семейный час». Не переключайтесь.
А. Ананьев:
— Невозможное возможно, нереальное реально, фантастическое не такое уж фантастическое, если рядом с нами в студии на Радио ВЕРА такие удивительные люди: клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыно священник Роман Федотов, его супруга матушка Алёна. Напомню, что отец Роман и матушка Алёна родители девятерых детей. И при этом видели бы вы, друзья, как они выглядят, как они смотрят друг на друга. А что они говорят, я думаю, вы и без того слышите. И самое интересное у нас по-прежнему впереди. Буквально несколько минут назад я предположил, что у матушки Алёны крепкое психологическое образование. По крайней мере, в том, что и как она говорит, это чувствуется. Ну вот выяснили, что среди 48 дипломов, полученных ею, диплома о психологическом образовании нет. А какие есть?
А. Федотова:
— На самом деле их всего два. Это просто батюшке кажется, что у меня их много, потому что я педагог, и мне приходится проходить курсы повышения квалификации, разные площадки...
Свящ. Роман Федотов:
— Но ты ещё переводчик с французского и английского языка.
А. Митрофанова:
— Начинается. И далее со всеми остановками.
А. Федотова:
— Батюшке кажется, что их много, потому что мне приходится всё время учиться.
Свящ. Роман Федотов:
— А мне кажется, что у меня их мало. И поэтому я, когда смотрю на тебя, я начинаю понимать, что мне надо что-то делать со своими мозгами. Что мне надо, особенно после 40 лет, учиться, куда-то поступать. Матушка меня, вообще, мотивирует. Она с большим таким трудом, с большой историей закончила свой вуз — там просто такая детективная история была. И после этого я думаю, что нельзя же мне так в грязь лицом ударить. И я, несмотря на то, что многие люди мне говорили: ну что ты после 40 лет, у тебя столько детей, и ты пойдёшь в академи учиться? Зачем тебе это нужно? У тебя вот свои какие-то послушания по храму, в семье. А я думаю: нет, но она же закончила, значит, я не могу, я же муж, я должен как бы... И у нас такое соревнование идёт вот уже много-много лет.
А. Ананьев:
— Я вас очень понимаю. У меня жена тоже МГИМО закончила, там преподаёт. А учитывая то, сколько она читала, читает и будет читать, а я читал только «Му-му» и могу за плечо укусить. Вот вспоминается то выражение — это не имеет отношения, безусловно, к вам, это имеет отношение только ко мне, — но муж перед женой должен иметь вид лихой и придурковатый немножко. А потому что чем ещё козырять-то? Больше нечем, кроме как лихостью и придурковатостью.
А. Митрофанова:
— Как всегда кокетничает Александр Ананьев.
А. Ананьев:
— Ничуть не кокетничаю — по сравнению с тобой я абсолютно необразованный неуч и невежда. Вопрос к вам, матушка. Вы сказали по сути правильную вещь — непроста я завёл разговор о психологии, — на первом месте у женщины, тем более у матери девятерых детей, Бог; на втором месте муж, на третьем месте дети. Получается, на 14-м собака.
А. Федотова:
— Получается, что мы сюда себя не поставили.
А. Митрофанова:
— А вот куда мы включаем себя?
А. Федотова:
— Нет, наверное, всё-таки после Бога себя надо оставить.
А. Митрофанова:
— Вот совсем прям ход конём.
А. Ананьев:
— Вы вообще сбили мою мысль окончательно, я шокирован вашей мыслью ещё больше.
А. Федотова:
— Да? Во-первых, человек должен наладить как-то отношения с Богом и внутреннее в себе. То есть то, что в нас, тот мир, который мы создадим внутри себя, он будет уже распространяться на то, что вокруг нас. И потом, наверное, уже отношения с мужем и с детьми.
А. Митрофанова:
— Мне очень нравится эта мысль: сначала обеспечь маской себя, потом ребёнка. Это же принцип «возлюби ближнего, как себя». Это значит, что, вообще-то, с собой очень важно разобраться. Потому что если у тебя внутри какой-то хлам, если у тебя внутри мрак или какая-то деформация, связанная с разными формами зависимости или созависимости и прочее, это же всё будет рикошетить по семье: по мужу, по детям, по всем. Мы будем всех, как самурайскими мечами, уродовать.
А. Федотова:
— С самой собой всё-таки жить до конца дней своих, поэтому надо в мире жить с собой.
Свящ. Роман Федотов:
— Знаете, приходишь иногда в монастырь, общаешься с каким-то там уже стареньким монахом и чувствуешь это тепло Божественной славы, которая от него излучается, оно передаётся тебе также. Мне кажется, мы действительно транслируем вот эту теплоту сердца своего, которую мы приобретаем в результате общения с Богом, своим мужьям, своим жёнам, своим детям. И вот этот кусочек вкусного пирога действительно достаётся нам. Поэтому, знаете, иногда говорят, что вот муж похож на жену, или жена похожа на мужа, вот они прожили очень много времени вместе. Это действительно так. Или детки похожи: мамины глазки, папины ушки, носик. А ведь они и внутренне похожи. Поэтому я с этим полностью согласен, что мы не должны забывать себя прежде всего и ставить, наверное, всё-таки на первое место в общении с Богом.
А. Ананьев:
— Я с ужасом думаю, что мне сегодня три человека написали, что «ах, вы со своей собакой — одно лицо!» — моя жизнь куда-то не туда покатилась. Так, матушка Алёна, всё, я окончательно перестал что-то понимать. Мне нужны факты и конкретные примеры. Мы так много говорим о том, что надо беречь себя, надо сохранить себя на своём месте, надо ухаживать за собой. Как вы это делаете? Я ещё раз напомню, друзья, все, кто слушают Радио ВЕРА, мы говорим с очень красивой, тонкой, светлой, юной женщиной, матерью девятерых детей. И вот что конкретно вы делаете? Я не понимаю.
А. Федотова:
— Что конкретно я делаю? Я до этого говорила о том, что чем человек себя наполнит, то и будет транслироваться вокруг. Даже не транслироваться, а просто вот эта атмосфера вокруг человека, когда мы общаемся...
А. Ананьев:
— Вы говорите, не про сосиски?
А. Федотова:
— Нет, но про сосиски, возможно, будет дальше. А вот эта атмосфера распространяется — хотя бы возьмём то место, где мы живём, на наш дом. И поэтому то, чем мы себя наполняем, то и будет в нашем доме, то настроение, та атмосфера и будет царить в этом доме. Поэтому все наши мысли какие-то, все... даже, возможно, музыка какая-то. Вот я встаю с утра, у меня плохое настроение, предположим, солнышко не светит, серость.
А. Ананьев:
— Муж ушёл служить. Перед тобой 33 носка.
А. Федотова:
— Да, муж служит. И думаешь, что так не хочется готовить завтрак, эти сосиски, кстати говоря.
Свящ. Роман Федотов:
— И тогда Алёна говорит: а пойду-ка я попью кофе в соседний супермаркет, чтобы не забыть уже себя иногда. Но это, кстати, мне кажется, тоже очень нужно.
А. Ананьев:
— Супермаркет, кофе?
А. Митрофанова:
— Ну да, например, если там кофейня хорошая.
А. Федотова:
— Иногда я хожу, пью кофе.
А. Митрофанова:
— Так правильно, конечно.
А. Федотова:
— Вот меня просили конкретики. Я включаю свою любимую музыку, начинаю готовить завтрак, красиво накрываю стол для себя и для детей. И у меня как-то сразу меняется настроение. Конечно, могу даже иногда одна позавтракать, отдельно от детей, то есть им что-то приготовить, а потом сама посидеть, музыку включить.
А. Ананьев:
— Раз уж мы заговорили о том, что «накрыла стол» — красиво, я понял. Салфетки немножко фиолетовые, наверное...
А. Федотова:
— Вот вы прям угадали.
А. Ананьев:
— Я чувствую, я тоже без пяти минут психолог.
А. Федотова:
— Сервиз достаю под настроение.
А. Ананьев:
— С лавандовыми цветами какими-то?
А. Федотова:
— Да-да.
А. Ананьев:
— Что ест женщина, чтобы выглядеть так хорошо, учитывая нагрузку? Я не спрашиваю конкретное меню вашего вчерашнего дня. Но есть ли какие-то правила и принципы, которыми вы руководствуетесь? У Алечки, например, есть, но это не как бы её блажь. Она знает, что углеводы — это мимо, особенно быстрые, а вот белок — ровным счётом то, что надо, но как бы не бобовые. Но это вот её принципы, а ваши какие?
А. Федотова:
— Я тоже это знаю, но, к сожалению, мне очень трудно...
А. Митрофанова:
— Мне кажется, что это не то чтобы там знаю... просто организм... условно говоря, если у меня нет белка, у меня начинается тремор. Это, кстати, очень большая проблема во время Великого поста — если нет именно не растительного, а животного белка, то начинается просто тремор, будут руки трястись, что то ещё. Поэтому я уже знаю какие-то свои вот эти особенности, и Саша их знает, причём я-то могу забыть, а он-то не забудет. Вот у нас такая сонастройка происходит. То есть это не про то, что какое-то правило, это про то, что пытаешься прислушаться: чего тебе сейчас, в данный момент хочется, чего требует твой организм?
А. Ананьев:
— Ой, это опасное правило.
А. Федотова:
— Опасное, потому что иногда хочется тортика какого-нибудь, пирожного.
А. Ананьев:
— Эклера, да. Причём Алечка знает, что я безумно люблю эклеры, но у нас вот правило эклеры не покупать. Эклеры, торты — это всё мимо. Потому что съешь всё. Она опять заснёт в полночь, а я в три ночи обнаружу себя у холодильника, запивающим эклеры борщом.
А. Федотова:
— После эклеров приходится покрутиться по дому с носками и со всеми вытекающими последствиями, чтобы всё это сгорело.
А. Ананьев:
— Так, вы позволяете себе или нет?
А. Федотова:
— Позволяю. И мне кажется, что и себе и другим.
А. Митрофанова:
— И это правильно. Ну что ж такое, ну должны же быть какие-то и вкусовые тоже радости, если есть такая возможность. Опять же сейчас думаешь: сколько людей, у которых сейчас нет такой возможности — чем-то порадовать друг друга, себя. И от этого, конечно, очень больно. Поэтому, если Господь даёт такую возможность, ну надо же радовать. Она, может быть, не всегда у нас будет. Но главное, естественно, знать меру, потому что тогда это уже не про радость.
А. Ананьев:
— Хорошо. Отец Роман, вы подключайтесь как бы. Мы сейчас раскрываем тайны и секреты, потому что это практически ноу-хау такое.
Свящ. Роман Федотов:
— Я, вообще, про радость, потому что я замечаю, что сейчас на исповедь в храм приходит всё больше и больше таких хмурых, таких грустных, унылых лиц. И я, между прочим, всегда говорю, что нужно, во-первых, например, сразу не кричать, не раздражаться, а, может, действительно пойти и выпить чашечку кофе или просто чай с той же конфеткой и, может быть, отойдёт. Вот сразу не бросаться в разборки, а просто, может, выйти на балкон, если мы живём в городе, и посмотреть на звёзды. И, может быть, действительно, так сказать, бесёнок этот как-то отскочит. Но, конечно, помолиться, вспомнить о Боге. Ну а то, что радовать друг друга, дарить друг другу положительные эмоции, когда мы сейчас находимся в мире таких страшных новостей, когда мы кошмарим друг друга. Потому что иногда приходишь и начинаешь рассказывать матушке: слушай, я сегодня такое видел, я отпевал, а там такая история страшная, жуткая.
А. Ананьев:
— Не рассказываете?
Свящ. Роман Федотов:
— Ну, не сдерживаюсь иногда, потому что тяжело священнику на самом деле всё это удержать в себе, это, наверное, ненормально. Поэтому у нас иногда сброс такой резкий памяти происходит. Иногда люди даже обижаются, спрашивают: батюшка, вы меня не помните, что ли? — я же вам то-то рассказывал. Ну, нельзя такое количество кошмара запомнить. Поэтому мы действительно стараемся, очень стараемся побыть в мире прекрасного со своей супругой, невзирая на свои заботы. Я иногда даже могу отпроситься и попросить, может быть, несколько выходных. Или я готов неделю, например, или две недели без выходных трудиться для того, чтобы взять потом шесть дней и куда-то поехать. У нас такая страсть, у нас такой микроавтобус, 9 детей — мы садимся в него и едем по трассе, бывает, М-4, пусть даже на 2-3 дня, аккуратненько так. Мы знаем, что если выехать в три утра, то к восьми вечера мы уже будем где-нибудь ближе к Черноморскому побережью, чтобы просто посмотреть на море. Вот пусть даже это будет февраль или декабрь.
А. Ананьев:
— Слушайте, февраль, микроавтобус, девять детей, море зимой на три дня, и, учитывая всю вашу вот эту нагрузку, вы едете?
Свящ. Роман Федотов:
— Да, мы едем.
А. Ананьев:
— Фантастика какая-то.
А. Федотова:
— Батюшка — это просто какой-то «energizer». Я иногда удивляюсь его...
А. Ананьев:
— Слушайте, мы вдвоём, не считая собаки, 240 километров — мы ещё три раза подумаем: ехать нам на три или не ехать.
А. Федотова:
— А у нас, наверное, такая жизнь просто, что мы пытаемся ухватить кусочек хотя бы какого-то отдыха.
А. Митрофанова:
— Это очень круто, очень правильно, что вы так делаете.
А. Ананьев:
— Слушайте, может, в этом тайна, в этом секрет? Вот вы говорите, что живёте так, чтобы стараться не упускать возможности ухватить кусочек радости здесь, здесь, здесь.
А. Митрофанова:
— Принести её друг другу, побыть друг с другом — это тоже очень важно.
А. Федотова:
— Кстати, это очень важный лайфхак для родителей, особенно для молодых. Вот когда вы говорите, что мама переключается на ребёнка и мужу не хватает внимания.
Свящ. Роман Федотов:
— И даже уже для немолодых, а для многодетных тем более. Просто отложить всё, купить себе билеты, предположим — это не реклама — мы в «Ленком» любим ходить, у нас там тоже друзья есть музыканты, и просто пообщаться, посмотреть на прекрасное, сходить в Третьяковскую галерею.
А. Ананьев:
— Вы в последний раз куда ходили, из запомнившегося?
Свящ. Роман Федотов:
— В последний раз мы ходили, наверное, как раз в «Ленком».
А. Федотова:
— А до этого ты меня в Третьяковку привёз, сделал мне сюрприз. Когда мы обошли всё и спустились уже на этаж, где иконопись, и тут я просто рыдала. Думаю, что это, конечно, верх, просто вершина.
А. Митрофанова:
— Конечно, это точно. Говорю вам как — профессиональной травматизм — преподаватель, который периодически слышит от студентов, что они... «Троица?» — «Нет, не видел, нет, не знаю». Понимаете? Думаешь: «Ёлки, как это возможно, как это возможно?» Приходится делать детям внушение очень серьёзное: но как же так? Вы понимаете, мы с вами читаем такие тексты — Толстого, Достоевского, Чехова. Так вот, все они ступенью ниже, чем «Троица» Рублёва, её знают во всём мире, она ориентир. И вот дети говорят, что да, надо будет сходить. Я не знаю, доходят они или нет — пока ещё не спрашивала. Вот вы сказали сейчас, и у меня прям аж болью внутри отозвалось. Как это просто — взять друг друга под руки и пойти вместе в Третьяковскую галерею, или вместе с детьми. И таким образом будет огромный пласт культуры открыт, и дети это всё увидят. И как это здорово. Родители, помогите нам, преподам, пожалуйста, отведите детей в Третьяковку.
А. Федотова:
— Мне кажется, для родителей это такая серьёзная задача — научить детей видеть красоту: красоту вокруг, красоту мира, который Господь сотворил, красоту творений художников, культурные какие-то вещи.
Свящ. Роман Федотов:
— И даже красоту друг друга. Потому что если папа будет говорить плохо о маме, это будет не очень красиво. А если он будет говорить, что мама царица... или: «Это же папа пришёл!» — и не только первой собака тебя побежит встречать, но, может быть, кто-то подойдёт и обнимет папу: «Папа что-то вкусненькое принёс». А папа скажет своим дочкам: «Какая же у вас мама красавица, смотрите на неё», — это тоже очень важно, чтобы мы действительно видели красоту друг в друге. С годами человек, бывает, начинает привыкать, ему кажется, как сейчас распространено мнение такое, что, так сказать, ушла любовь, завяли помидоры. А на самом деле, как один батюшка говорил, что вот мы с матушкой 50 лет уже вместе, у нас пятеро детей, но я только сейчас начинаю понимать, что такое любовь. Когда ты из года в год открываешь для себя красоту другого человека, его духовную красоту, прежде всего. И я думаю, что и телесная красота, когда мы вместе, когда мы дорожим друг другом, обнимаем друг друга, она тоже важной такой составляющей становится. Это, кстати, такой, наверное, отдельный вопрос, но тоже очень важный.
А. Ананьев:
— «Семейный час» на Радио ВЕРА. У нас в гостях клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыно священник Роман Федотов, его супруга матушка Алёна. Они родители девятерых детей. С вами Александр Ананьев и ведущая программы, жена его, Алла Митрофанова.
А. Митрофанова:
— Алёна, если позволите, уточнить хотела бы. Вы педагог по образованию, у вас, я так понимаю, масса знаний, полученных не только из университета, но и из курсов разных дополнительных. И вы работаете как педагог.
А. Федотова:
— Да, у меня семейный детский сад сейчас. Вот есть такая программа государственная.
А. Ананьев
— Чего?
А. Митрофанова:
— Понимаешь, да? Ведь я и заподозрила, что есть ещё у Алёны работа.
А. Ананьев:
— Как это вообще возможно?
А. Митрофанова:
— Да, как это возможно?
А. Ананьев:
— Подождите, в какой-то момент вы, родив восьмого ребёнка, посмотрели на часы и сказали: «У меня остаётся порядка 12-15 минут в день свободных. Не открыть ли мне свой собственный детский сад?»
А. Федотова:
— Нет, это было с рождением пятого ребёнка, не восьмого.
А. Ананьев:
— То есть было времени свободного много?
А. Федотова:
— Семейный детский сад у меня уже 13 лет, в течение 13 лет. На самом деле это такая известная программа государственная. У меня как бы дома подразделение детского сада, в котором мои дети и — ну, там по-разному бывало за 13 лет. То есть там должно быть минимум трое детей. Либо моих трое, либо ещё я кого-то приглашаю — вот ко мне ходили наши друзья, соседи.
Свящ. Роман Федотов:
— Другими словами, ты используешь потенциал. Если есть дети, почему бы их не использовать? Можно заставить мыть посуду, но и вот также можно сделать, чтобы, например, тебе засчитывали твой стаж, что ты работаешь мамой, как в фильме «20 лет спустя».
А. Митрофанова:
— Так это же потрясающе, это очень правильно.
Свящ. Роман Федотов:
— Да. И за это платят деньги — на питание, маме как педагогу. Это очень классная программа. И вот, конечно, спасибо нашим властям московским, что они такое придумали. И поэтому мама чувствует себя занятой, приходится сдавать... она так волновалась.
А. Федотова:
— Да, я совсем недавно аттестацию проходила.
А. Ананьев:
— С чужими детьми намного сложнее, чем со своими?
А. Федотова:
— Нет, наверное, потому что мы попали в такой оазис многодетности в своё время, когда мы покупали квартиру, тоже по программе молодой семье. Это была программа мэра Москвы, по-моему, и давали квартиры молодым семьям. В общем, создались такие благоприятные условия, что в нашем окружении просто огромное количество семей многодетных, причём супермногодетных.
Свящ. Роман Федотов:
— У нас просто капустные поля там были раньше, поэтому, наверное, таких создались условия. Но мы переехали туда уже многодетными.
А. Федотова:
— Поэтому мы настолько близко, тесно общаемся, что у меня там есть крестницы и крестники, и в один храм мы ходим. Поэтому здесь не возникает каких-то... я не знаю, насколько это вот как-то разделять. Не могу сказать, что мне сложнее с чужими детьми.
А. Ананьев:
— Любая сфера жизни вызывает какой-то дикий интерес, потому что я никогда с этим не сталкивался вот в таком масштабе. Я ещё понимаю, когда трое детей. К нам однажды приезжал в наш дом батюшка, у которого пятеро детей. И я, в общем, сошёл с ума довольно быстро. У него пятеро детей, они с супругой приехали. Мне там надо было элементарно приготовить, положить к каждой тарелке немножко по-разному, потому что одному вот это надо, а вот этого не надо, вот этого надо больше, а этого надо меньше. Тут главное не перепутать, кому чего, ещё кому-то ложку, кому-то вилку, потом ещё всё успеть собрать, пока не разбили, потом помыть. Ну, я сошёл с ума. Я сижу потом рядом и говорю: «Слушайте, я не понимаю вообще, как вы справляетесь?»
А. Федотова:
— Конечно, такое на вас сразу свалилось одномоментно.
А. Ананьев:
— А он так спокойно-спокойно говорит: «Александр, вы понимаете, да, это в вашей жизни они появились сразу, а в нашей жизни они появлялись постепенно и мы как-то привыкли».
Свящ. Роман Федотов:
— Но когда разбивают посуду — опять же о чувстве красивого и прекрасного, — ты покупаешь всё новую и новую посуду, и всё более красивую каждый раз. Это часто бывает.
А. Ананьев:
— Так вот, мне интересна каждая сфера. В храм вы вместе со всеми детьми приходите?
А. Федотова:
— Да, вместе со всеми детьми. Просто когда мы жили рядом с храмом, где служит батюшка, мы ходили в тот храм. А когда мы переехали, у нас настолько удалённый район был на тот момент, что нам приходилось ездить в подмосковный город Люберцы, туда в храм. Потом открылся храм ещё в деревне — мы пешком ходили туда, где-то километра полтора, наверное. Я сейчас вспоминаю, тоже смотрю на себя, на ту, думаю: сколько же у меня было сил.
А. Ананьев:
— А вы сами водите?
А. Федотова:
— Нет, я на санках их возила. В общем, с этими колясками...
Свящ. Роман Федотов:
— Она водит, у неё есть права. И она мне всё время говорит: «Когда ты мне купишь машину?»
А. Федотова:
— А сейчас у нас очень много храмов вокруг. И буквально в 15 минутах ходьбы от нас огромный собор Троицкий, мы ходим туда вместе все. И мы так планируем, что, допустим, старшие дети могут со средними пойти пораньше, а я с малышами попозже.
А. Митрофанова:
— А, вот как вы выходите из положения.
А. Федотова:
— Я сейчас благодарю Бога, что у нас всё настолько...
Свящ. Роман Федотов:
— Я не знаю, программа «Двести», она на самом деле... вот проехать теперь две остановки, пройти вот так с детишками. То есть, конечно, благодарим Господа и Святейшего, многих людей, которые помогли вот эту программу реализовать. Это, конечно, сейчас очень здорово и классно.
А. Митрофанова:
— А старшим сколько у вас детям?
А. Федотова:
— Старшие у нас уже взрослые: 23 года, 20 лет, а дочке 18.
А. Ананьев:
— Нет, современная психология, матушка Алёна, утверждает, что взрослыми люди сейчас становятся не раньше 27 лет. А иные и до 45-и остаются форменными infante terrible.
А. Митрофанова:
— Ну ладно, это просто действительно порог инфантильности сейчас такой — 27-29 лет, в силу того, дети росли и формировались в гораздо менее стрессовых условиях, чем дети поколениями раньше.
А. Ананьев:
— Ну, кстати, я предполагаю — это всего лишь гипотеза, — что дети, выросшие в многодетной семье, такой вот как ваша, у них больше возможностей, больше вероятность того, что они повзрослеют к 22-23 годам, потому что выхода другого нет.
А. Федотова:
— Вы знаете, их видно — детей из многодетных семей. Мы как-то вызвали такси, когда куда-то мы ехали, в аэропорт или на вокзал, и водитель меня так поразил. Он эти кресла у детей... дал игрушки, и настолько органично. Там был микроавтобус, и достаточно много, может быть, детей пятеро ехала. Я говорю, что надо же, как вы умеете с детьми обращаться — вот он как бы предупреждает даже их уже желания. А он потом говорит, что он старший в семье, где было шестеро детей. Я говорю: а, ну тогда понятно.
А. Ананьев:
— У нас осталось буквально пять минут, даже меньше — четыре. Я хочу попросить вас, отбросив какие-то очевидные, всем понятные вещи, например, никогда не ложиться спать во гневе, поссорившись друг с другом, никогда не спорить при детях, не ругаться, не говорить дурно о муже при детях или о жене — это понятно, это всё прописные истины. Но у вас наверняка есть ваши собственные, выработанные вашим опытом такие правила, которые начинались бы: «никогда не делайте вот этого». И у отца Романа и у вас, матушка Алёна, обязательно есть какие-то такие правила.
А. Федотова:
— На самом деле одна вещь вот такая прописная — действительно не ложиться в гневе, не примирившись, — это нам ещё благословил наш духовник, когда мы только...
Свящ. Роман Федотов:
— Да, духовник Новоспасского монастыря отец Гурий. И это действительно работает, потому что гнев переходит и на следующий день.
А. Ананьев:
— А как вы миритесь?
Свящ. Роман Федотов:
— Ну как? Конечно, я подхожу, низко опустив голову. А мне говорят: ну ты понимаешь, за что ты просишь прощения? Я говорю, что да. «А ты больше не будешь так делать?» — «Нет, больше никогда не буду». Мне кажется, надо никогда не думать, что ты, наверное, самый крутой.
А. Ананьев:
— Первое правило для мужа: ты никогда не прав.
Свящ. Роман Федотов:
— Да. Но не дай Бог, если сосуд немощный разобьётся. Ладно, как действительно некоторые батюшки говорят, что муж — это такой сосуд, который ещё можно склеить, глиняный. А вот если разобьётся хрустальный сосуд, то его очень тяжело собрать. Поэтому вот моё правило — наверное, никогда стараться не обижать, не доводить до слёз, хотя это часто бывало, случалось. Потому что эта любимая женщина мне столько дала, она родила мне столько детей, она является моей музой, моей соработницей, я даже хочу сказать сослужительницей. Если, конечно, вот этот мой тыл как-то ослабнет, я не смогу. Поэтому надо беречь своих жён, их любить и не бояться отдавать всё, что есть у тебя, им.
А. Федотова:
— Мне так понравилось с тобой на передачи ходить — ты сегодня мне столько всего хорошего сказал.
А. Митрофанова:
— Все слушательницы Радио ВЕРА, отец Роман, в этот момент, я думаю, растаяли.
А. Ананьев:
— Матушка, ваши правила.
А. Федотова:
— А можно я начну не с «никогда», а «всегда»? Всегда молиться вместе. Вот хотя бы вечером, когда мы собираемся.
А. Ананьев:
— Почему это важно?
А. Федотова:
— Потому что во главе всего Бог стоит и наши отношения с Богом. Поэтому, когда вся семья собирается, понятно, что за общим столом, но вот обязательно всем молиться. Хотя бы коротко, но чтобы была общая молитва соборная.
Свящ. Роман Федотов:
— Да. Потому что тогда, если что-то у нас не так и мы не понимаем, что делать, тут начинает действовать Божественная благодать, и Господь устраивает этот вопрос самым чудесным образом.
А. Федотова:
— И потом мы уже миримся в любом случае.
А. Ананьев:
— То есть, если я правильно понимаю, в какой-то момент ссора может зайти в тупик — так, что дальше либо уже драка, либо совместно помолиться.
А. Федотова:
— Драк у нас, слава Богу, не было. И я надеюсь, что и не произойдёт — надо решать всё молитвой.
Свящ. Роман Федотов:
— Да, потому что семья — это домашняя церковь. Если мы сорвём иконы в храме, например, то это будет дом, где гуляет сквозняк.
А. Ананьев:
— Хорошо, я буду с вами откровенен до конца: я всё равно не понимаю, как это работает. Мне мало с вами одного часа. Поскольку у вас 9 детей, предлагаю нам провести 9 программ «Семейный час». Мы с Алечкой вас приглашаем, потому что огромное удовольствие пообщаться с вами. И я думаю, что наши слушатели разделяют это моё мнение. Спасибо вам большое за то, что вы провели этот час с нами.
А. Федотова:
— Спасибо вам.
Свящ. Роман Федотов:
— Всего доброго.
А. Ананьев:
— У нас гостях был клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыно священник Роман Федотов, его супруга матушка Алёна, родители девятерых детей, доказавшие нам и всему миру, что невозможное, в общем-то, вполне возможно. Главное — не ложиться спать в ссоре, позволять себе чашку кофе в супермаркете и совместно молиться. Поняла, Алла Митрофанова?
А. Митрофанова:
— Поняла, Александр Ананьев.
А. Ананьев:
— Всего доброго.
А. Митрофанова:
— До свидания.
Все выпуски программы Семейный час
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 178 зач., V, 1-10.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что является главной целью жизни христианина? На чём крещёный человек должен сосредоточить своё внимание в первую очередь? Движению к чему должен посвятить все свои силы? Ответ на этот вопрос находим в том отрывке из 5-й главы 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня в православных храмах за богослужением. Давайте послушаем.
Глава 5.
1 Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный.
2 Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище;
3 только бы нам и одетым не оказаться нагими.
4 Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью.
5 На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа.
6 Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа,
7 ибо мы ходим верою, а не видением,
8 то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа.
9 И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными;
10 ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел, рассуждая о конечной участи человека, довольно чётко указывает, к чему стремится каждый ученик Христов. Сейчас мы живём в смертных телах. Но желаем, по словам апостола Павла, облечься, то есть одеться, в небесное жилище, то есть в небесное, бессмертное, тело. Сейчас в нашей человеческой природе царствует закон смерти. Мы болеем, получаем раны, страдаем и, наконец, умираем. Поэтому мы хотим, чтобы смертное было поглощено жизнью. Именно на это направлены все наши усилия. Итак, в глобальном смысле цель жизни христианина — это преодоление смерти. Для этого, по словам апостола, необходимо приблизиться к источнику жизни, к Богу.
Что для этого надо сделать? Павел предлагает во всех своих делах полагаться на веру. Поэтому он и говорит: «мы ходим верою, а не ви́дением». И здесь вполне уместно задать апостолу вопрос: легко идти к цели, когда видишь её. Когда её можно осязать хотя бы одним из органов чувств. Но как можно двигаться к цели, когда её не видишь? И когда она недоступна нашему телесному восприятию? Ведь сам же апостол говорит в другом своём послании, что вера эта — «уверенность в невидимом». Но подобное утверждение противоречит здравому смыслу. Это всё равно, что пытаться идти по воздуху, как по асфальту. Попробовать можно, но толку-то?
Предчувствуя такие недоумения, апостол делает очень важное пояснение. Господь, по словам Павла, дал нам «залог Духа». Что это такое? Говоря простым языком — это духовная интуиция. Врождённая чувствительность к духовной реальности, которая есть у каждого человека в силу того, что каждый из нас — образ Божий. В каждого из нас Господь вдохнул дыхание жизни. Как инстинкты помогают животным выжить в мире дикой природы, так и духовная интуиция подсказывает нам, как необходимо действовать, чтобы не потерять связь с Творцом. Она позволяет нам ощущать и осознавать Его присутствие. Она делает нас чуткими и проницательным в тех вопросах, которые связаны с духовным миром.
Так в чём же тогда проблема? Проблема в том, что мы не пользуемся этим чувством. Оно у нас атрофировано. В этом мы чем-то похожи на животных, у которых отбит нюх. Зубы есть, когти есть, сила и ловкость есть, но без нюха животное обречено. А потому наша задача распознать эту важную часть своего существа, а потом всячески её разрабатывать. Именно для этого Христос дал нам Церковь с её таинствами, именно для этого Он дал нам Евангелие с его заповедями. Тот, кто понуждает себя организовать свою повседневную жизнь так, чтобы самоотверженно служить ближним и во всём искать волю Бога, создаёт в своей душе пространство, которое Господь через церковные таинства наполняет Своей благодатью. Присутствие Бога в жизни становится для такого человека ощутимой и осознаваемой реальностью. Духовное измерение получает плотность. А это и означает, что наше смертное тело уже здесь на земле превращается в небесное жилище и наполняется вечной жизнью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помогать Благотворительной клинике и бездомным людям
Григорий из Санкт-Петербурга в прошлом бизнесмен. Восемь лет назад под Новый год его жизнь круто изменилась. Мужчина потерял работу, деньги, дом и оказался на улице.
«Моя история про то, как резко всё может поменяться, — рассказывает Григорий. — Однажды летом я выходил из ресторана и, проходя мимо бездомного человека, пнул его ногой. И ещё добавил: „Что тут расселся? Иди работай!“. И когда спустя пару лет я замерзал у метро и просил у прохожих деньги на проезд, а все шли мимо, я очень отчетливо вспомнил эту историю».
В один из дней, между поисками жилья и заработка, Григорий набрёл на маленький храм под Петербургом. Там он встретил женщину, которая рекомендовала ему поехать в посёлок Вырица, в Ленинградской области. Так мужчина оказался в Серафимо-Вырицком монастыре, где обрёл кров и поддержку. То, что с ним произошло, полностью изменило его взгляды на жизнь. Теперь дни Григория наполнены смыслом, верой и помощью ближним.
Сегодня он трудится в монастыре, выполняя разные послушания, работает в строительной сфере и помогает Благотворительной больнице. Это место, где бесплатно принимают пациентов, у которых нет дома, денег или документов. Им перевязывают раны, проводят обследования, выдают лекарства и в целом помогают выбраться из трудной ситуации.
Григорий всегда готов здесь что-то починить или решить другие важные задачи. Кроме этого, он не оставляет без внимания и людей, оказавшихся на улице — при случае накормит и направит за поддержкой в Благотворительную больницу.
Если вы тоже, как и Григорий, хотите помогать проекту и людям, попавшим в беду, переходите на сайт Благотворительной больницы — заполните анкету волонтёра или сделайте любой денежный перевод: https://charityhospital.ru/donate/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Послания апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам». Прот. Андрей Рахновский
У нас в студии был настоятель храма Ризоположения в Леонове протоиерей Андрей Рахновский.
Разговор шел о посланиях апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам: как они были написаны и как в них формулируется учение о Христе и Церкви.
Все выпуски программы Светлый вечер