Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Часть 1.
Преображение Господне входит в число двунадесятых праздников, то есть двенадцати самых значимых событий из земной жизни Христа и Богородицы. Его описание содержится в трех Евангелиях. В них говорится, что однажды Христос сказал ученикам, что некоторые из них еще при жизни увидят Царство Божие. Наступил день, когда Спаситель взял с собой апостолов Петра, Иакова и Иоанна и поднялся с ними на высокую гору. Внезапно Христос преобразился, его одежды и лицо стали сияющими, как снег. Явились два ветхозаветных праведника – пророки Илия и Моисей. Они беседовали с Христом о том, что вскоре ему предстоит отойти к Небесному Отцу. Вдруг гору окутало блистающее светлое облако. Апостолы ощутили такую невыразимую радость и счастье, что Петр, не в силах сдержать чувства, воскликнул: «Господи! хорошо нам здесь быть!» А из облака послышался глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте». Изумленные апостолы пали на землю. Спаситель запретил ученикам говорить об увиденном до Его крестной смерти и Воскресения. Он словно готовил их к страданиям и унижениям Голгофы. Ведь многие апостолы видели в Христе в первую очередь вождя и будущего царя, который освободит страну от римского владычества. Спаситель же показал, что, несмотря на Божественную природу, он добровольно пошел на Крестные муки за все человечество.
Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Часть 2.
Праздник Преображения – один из двенадцати самых важных праздников православной Церкви. Глубинное содержание этого события – это явление Царства Божьего на земле. В Евангелиях рассказывается, как Спаситель взял на гору трех своих учеников Петра, Иакова и Иоанна и преобразился перед ними. У учеников открылось иное, духовное зрение и они увидели, как от Христа стал исходить блистающий свет. Апостолы почувствовали невыразимое счастье и радость. Гору окутало облако, из которого раздался голос: “Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте”. Так Спаситель явил ученикам свою Божественную природу. Христос перестал быть Освободителем одного Израиля, он показал, что пришел освободить целый мир. Кроме того, в Преображении раскрылся истинный духовный смысл и цель веры – приобщение к этому нетварному Божественному Свету, то есть обожение человеческой природы.
Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Часть 3.
Праздник Преображение в народе еще называют “Яблочным Спасом”. Одна из давних традиций, связанная с этим днем – освящение плодов нового урожая. Это не только благочестивый обычай, но и глубокое по смыслу событие. Природа была сотворена для того, чтобы создавать человеку все условия для его блаженства – питать и радовать его. Но из-за проступка человека, из-за грехопадения, была нарушена чистота всего живого. Церковь своим благословением снимает эту печать проклятия. Она придает еде новый смысл, освящает тело и молит, чтобы Господь так же освятил душу. Чтобы он сохранил людей, их мир и быт в покое и радости. Поэтому в праздник Преображения Церковь вспоминает и о преображении природы. Она освящает плоды нового урожая и благословляет труды земледельцев. В Средиземноморье традиционно в этот день освящали новый урожай винограда. В нашей местности принято освящать яблоки. Издавна на Руси в этот день раздавали бедным фрукты и овощи нового урожая.
Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Часть 4.
Одно из чудесных событий земного пути Спасителя – это Преображение Господне. В этот день Христос дал прикоснуться трем своим близким ученикам к Царству Божию. Петр, Иоанн и Иаков увидели Спасителя не как мудрого Учителя, не как освободителя Израиля от власти Рима, но как Сына Божия. В этот день апостолам явилась вся Пресвятая Троица. На горе Фавор, куда Христос привел апостолов, он открылся им как Бог Сын, излучающий свет. Гору накрыло белое сияющее облако Духа Святого. И раздался голос Бога Отца, произнесший: “Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте”. Апостолам было заповедано скрывать увиденное. Но после Вознесения Христова они рассказали о тайне Преображения. В сущности, оно продемонстрировало естественный финал развития личности верующего. Вера не сводится к созерцанию собственных грехов и покаянию. Вера – еще и дерзкое стремление к личной святости. Финал трудов покаяния, молитвы, помощи ближнему — это личное преображение человека. Оно невозможно без участия Бога. Но своим Преображением на горе Фавор Спаситель показал, как он стремится и к нашему преображению.
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 200 зач., I, 11-19.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Человек — существо социальное. Мы не терпим одиночества. Однако порой нам необходимо побыть в уединении. О той духовной пользе, которую мы можем получить, отстранившись на время от шума этой жизни, рассказывает отрывок из 1-й главы послания апостола Павла к Галатам. Именно он звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
11 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,
12 ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.
13 Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее,
14 и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.
15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил
16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью,
17 и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.
18 Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.
19 Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.
До своего обращения в христианство апостол Павел был одержим идеей уничтожения Церкви Христовой. Он фанатично преследовал учеников Спасителя и предавал их на смерть. Павел был уверен, что так он исполняет волю Бога, охраняет чистоту веры от пагубной ереси и хранит традицию отцов. Поэтому и называет он себя «неумеренным ревнителем отеческих преданий». Однажды по пути в Дамаск, куда Павел ехал, чтобы найти и уничтожить местную христианскую общину, ему явился Бог. В Нём Павел узнает Того Самого распятого Иисуса, против учеников Которого он враждовал. Это явление потрясает Павла настолько, что он кардинально меняет свои убеждения и образ жизни. Из жестокого гонителя он превращается в ревностного проповедника Евангелия и со временем становится одним из самым выдающихся апостолов Христовой веры.
Сегодня Павел возвращается к тем событиям. Он вспоминает, какие были его первые действия после чудесного переворота. По его словам, он «не стал советоваться с плотью и кровью, и не пошёл в Иерусалим к другим Апостолам». Это очень примечательный момент. До своего обращения апостол полностью доверял своему опыту, своим мыслям, чувствам и темпераменту. Кроме того, он доверял окружающим его авторитетам иудейской веры. Всё это подсказывало ему, что он на правильном пути. Что он исполняет дело Божие. Что его ведёт Сам Господь. Однако в итоге оказалось, что он воюет против Своего Творца. Что всё это время он разговаривал сам с собой. Советовался с плотью и кровью.
Поэтому Павел и не спешит делать первое, что приходит на ум. Он не спешит броситься на шею другим апостолам, заявить о своём изменении и готовности служить Церкви. Павел берёт паузу. На три года уходит в Аравию. Скорее всего в пустыню. Зачем? Он ощутил в своём сердце глубокую реальность присутствия Христа. И теперь ему необходимо научиться жить в этом присутствии. Научиться согласовывать свои чувства и мысли с тем голосом, который исходит из глубины его существа. Для этого он и удаляется от шума. Здесь Павел может побыть наедине с собой, перезагрузиться. Научиться заново общаться с Богом. Чтобы потом, с новой ясностью в уме и сердце, исполнять волю Творца. И чтобы отныне не плоть и кровь управляли им, но Дух Божий.
Плоть и кровь, о которых говорит Павел, не обязательно подталкивают нас к чему-то аморальному и противозаконному. Нет. Это естественный ход мысли, который подсказывает нам, как найти в этой жизни комфорт и стабильность. Как их не потерять и приумножить. Печально, когда в своей повседневной деятельности, мы слышим только голос плоти и крови. Даже будучи церковными людьми мы нередко поступаем так, как сами считаем нужным и правильным. При этом с лёгкостью находим обоснование такого поведения в Писании и других авторитетных вероучительных текстах. Сегодня Церковь напоминает, что подлинное служение Богу начинается с того, что я отказываюсь слепо доверять себе. Я ставлю под сомнение свои мотивы. Я не бросаюсь что-то делать или говорить по первому импульсу. Каждый свой шаг и поступок я стараюсь сверить с Евангелием, каждое своё слово, мысль и чувство — с тем опытом, которым обладают святые Церкви. Но самое главное, я учусь слышать и вступать в диалог с тем голосом, который звучит в глубине моего сердца. А он становится явственным и ощутимым, когда я хотя бы на краткое время понуждаю себя ради общения с Богом удаляться от суеты этой жизни.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«29-е воскресенье по Пятидесятнице. Рождество Христово». Священник Стахий Колотвин
В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Гал.1:11—19) и Евангельского (Мф.2:13—23) чтений в 29-е воскресенье по Пятидесятнице (Неделя по Рождестве Христовом), о празднике обрезания по плоти Иисуса Христа, о Крещенском сочельнике, а также о днях памяти святителя Василия Великого, 70-ти апостолов.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица
«Семья и церковная община». Священник Алексей и Ольга Дудины
У нас в гостях были настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в городе Коммунар Ленинградской области священник Алексей Дудин и его супруга Ольга.
Мы говорили о том, как люди объединяются в общины при храмах, как это помогает семьям вести церковную жизнь, раскрывать свои таланты и помогать ближним.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Семейный час