Прошло долгих сорок лет, прежде чем покинувшие Египет израильтяне достигли пределов Земли Обетованной. И тут на пути странников встали пять могущественных Царств. Иудеи попытались миром получить разрешение пройти по чужим территориям, однако, хозяева воспротивились вторжению. Израильтяне вступили в битву сначала с одним противником, затем со вторым, с третьими — и всякий раз выходили победителями!
Моавитский царь Валак был чрезвычайно напуган победным шествием иудеев. Узнав о военных успехах пришельцев, он не надеялся одолеть их силой. Правитель Моава решил, что остановить израильтян ему поможет колдовство. Он отправил послов к месопотамскому волхву Валааму — считалось, что одно слово этого чародея может лишить жизни. Валак потребовал, чтобы волхв проклял израильтян! Но план моавитского царя не удался. Валаам неожиданно для себя самого открыл истинного Бога и по Его откровению произнёс в адрес иудеев не проклятия, а благословения.
Этот рассказ библейской книги Чисел многие исследователи Священного писания считали не более, чем мифом, подвергая сомнению историчность пророка Валаама. Открытие, совершённое голландской археологической экспедицией под руководством профессора Хенка Фрэнкена в 1967 году, поколебало скептицизм ученых.
Комментарий эксперта:
В марте 1967 года голландская экспедиция во время раскопок древнего холма Дейр Алла на востоке Иорданской долины обнаружила древнее языческое святилище. Внимание ученых привлек кусок штукатурки, упавший со стены капища во время землетрясения. На окаменевшей поверхности явственно была видна надпись на арамейском языке. И первое, что удалось разобрать специалистам — это имя «Валаам, сын Веоров». Именно так на страницах Библии именуется волхв, к которому обратился моавитский царь Валак!
Ученые провели кропотливую работу по расшифровке древней надписи. К 1972 году археологи очистили отвалившийся от стены святилища кусок штукатурки от вековых наслоений. Спустя еще четыре года лингвисты восстановили утраченные части текста, и он был опубликован.
Комментарий эксперта:
Надпись на штукатурке свидетельствовала о том, что Валаам, сын Веоров, почитался в святилище Дэйр Алла как прорицатель. В доказательство этого утверждения древние авторы привели рассказ о том, как волхв смог предотвратить великое бедствие, упросив языческих богов не обрушивать гнев на людей. Культурный слой, в котором обнаружили штукатурку с надписью, учёные датировали девятым веком до Рождества Христова. Однако, лингвистические особенности рассказа о волхве указали на то, что он был составлен на несколько столетий раньше — предположительно в тринадцатом веке до Рождения Спасителя, то есть, приблизительно в то время, когда евреи совершали Исход из Египта.
Надпись, найденная археологами в святилище Дэйр Алла, не описывает событий, произошедших с израильтянами в тринадцатом веке до Рождества Христова в царстве Моав и зафиксированных в библейской книге Чисел. Но древний текст неопровержимо свидетельствует, что жители земель, по которым иудеи проходили на последнем этапе Исхода, действительно почитали упомянутого в Священном писании «волхва Валаама, сына Веорова».
Комната, где дети не плачут. Дарья Кравченко
Помню, как сейчас. Вечер. Я смотрю на недоклеенные обои в коридоре нашей квартиры и говорю мужу, что необходимо срочно доделать ремонт до рождения нашего малыша. Он попросил успокоиться и забыть о ремонте. Я еще раз спрашиваю про некупленные шторы, но Илья только улыбается в ответ. Все будет хорошо.
Ночью мне на самом деле стало не до ремонта. Меня на восьмом месяце беременности забрала скорая помощь в роддом. Я смутно помню, что было дальше. Помню долгую дорогу и тусклый свет в карете скорой. Все время в дороге я молилась Богородице, чтобы у меня родился здоровый малыш. Молилась, потому что вероятность родить здорового ребенка на таком сроке невелика.
На следующий день, в 14:40 на свет появился мой недоношенный богатырь. Да, именно так назвали реаниматологи нашего Луку, ведь родился он весом 3 кг, а это для восьмимесячного малыша — чудо. Только я, вытирая слезы на усталом лице, знала, что материнская молитва может и не такое! Тем не менее нас положили в отделение патологии для новорожденных. Формально ребенок считался недоношенным.
Вечером я стояла в больничном коридоре патологии в очереди за порцией рыбного супа. И мой взгляд случайно скользнул в палату с множеством кувезов, разной медицинской аппаратуры трубок, проводов и маленьких иконок. Я шагнула в эту комнату и оцепенела. В кувезах лежали новорожденные недоношенные дети, точнее, что-то очень похожее на детей. Ведь вес тех деток — от 300 грамм до 1 кг.
Дети не плакали, лишь изредка раздавался звук сирены, если у кого-то из малышей заканчивался кислород. Тогда медсестры быстро бежали налаживать процесс подачи воздуха.
Мой случай для мам, которые находились в этой патологии, был мечтой. Ведь я лежала рядом со своим здоровым малышом, а их детки не могли не дышать, не согреваться без помощи аппаратуры.
Тем не менее в этой палате для недоношенных малышей было спокойно и благодатно. Там было много икон и какого-то тепла. Тогда мне казалось, что деток греют не аппараты, а маленькие затертые иконки, висевшие над кувезами. Позже я познакомилась с заведующей отделением. Она оказалась верующим человеком. «Конечно, молюсь за этих крошек — рассказала она — Бог милостив!»
Те пару недель, проведенные в детской патологии, мне многое показали: например, как сильна материнская молитва. Не преувеличу, если скажу, что нашего Луку Бог спас по Своей Милости, по моим молитвами и заступничеству Пресвятой Богородицы. Мы вымолили его той ночью.
Это чудо — держать на руках недоношенного, но здорового ребенка.
Я больше не ропщу, когда что-то не ладится, не расстраиваюсь, когда не получаю просимого. Когда кажется, что в моей жизни все совсем плохо, я вспоминаю ту комнату, в которой дети не плачут и тихо шепчу Богу: «Слава Тебе, Господи, за все!».
Автор: Дарья Кравченко
Все выпуски программы Частное мнение
«Послушание»
Выхожу ранним утром на улицу и слышу привычный звук — это дворник Петрович метёт дорогу вдоль дома. У меня звук метлы — соприкосновение берёзовых прутьев с асфальтом — часто вызывает воспоминания из прошлого. Когда-то в юности я приехал потрудиться в мужской монастырь. Монахи обители, взглянув на мою худощавую фигуру, не стали направлять меня на тяжёлые работы. Поручили поддерживать монастырскую площадь и дорожки в порядке.
Так я и проходил две недели с метлой в руках. Как сейчас помню длинную дорожку от братского корпуса, в котором жили монахи, к главному храму. За долгую осеннюю ночь её покрывали опавшие листья, и мне предстояло их убирать. Час-полтора работы и дорожка вновь чистая. Очень нравилось мне это послушание, так в монастыре называют определённые виды работ. С тех пор я неравнодушен к звукам метлы и при случае помогаю нашему дворнику.
Вот и сейчас я подхожу к нему и говорю: «Петрович, здорово! Возьми, подержи». Передаю ему свою сумку, беру метлу и начинаю мести дорожку. Петрович улыбается, он рад перекинуться со мной парой слов. Я тоже рад с ним поговорить и вспомнить своё монастырское послушание.
Все выпуски программы Утро в прозе
18 мая. О подвигах и чудесах Великомученицы Ирины
Сегодня 18 мая. День памяти Великомученицы Ирины, жившей в первые века христианства.
О её подвигах и чудесах, — священник Августин Соколовски.