Есть простой и увлекательный способ получить знания по истории — читать добротные исторические романы.
Сегодня мы говорим о князе Ярославе Мудром, прославленном Церковью в чине благоверного, и романе Антонина Ладинского «Анна Ярославна — королева Франции».
Место действия — город Киев. Время действия — 11 век по Рождестве Христовом.
После смерти отца, великого Владимира Крестителя, князю Ярославу пришлось побороться с братом Святополком Окаянным за право занять престол в Киеве. Ярослав вышел победителем. Огромной его заслугой стала победа над печенегами в 1036 году, после чего на Руси наконец-то наступил мир. Оживилась торговля, повсюду закипело строительство.
Князь Ярослав женился на Ингигерде, дочери короля Швеции, получившей после крещения имя Ирина. Одну из своих дочерей киевский князь выдал за норвежского короля, другую — за венгерского, связав себя с ближними и дальними соседями узами родства.
Действие романа Ладинского «Анна Ярославна — королева Франции» начинается с прибытия в Киев посольства от короля Франции Генриха Первого, который просит руки княжны Анны Ярославны. Ярослав Владимирович старался не ударить перед послами в грязь лицом.
Плащ князя сверкал серебряной парчой, и на голове поблёскивала драгоценными каменьями царская диадема. Все знали, что великий князь не любитель подобных выходов и пышности, и непривычная диадема не очень величественно покоилась на его голове, но сегодня князь решил, что франков надо встретить во всём торжестве, чтобы они рассказывали потом своему королю о великолепном приёме.
Продолжая дело своего отца, Владимира Крестителя, князь Ярослав старался искоренить на Руси языческую веру. Именно при нём в Киеве началось строительство величественного Софийского собора, возводились и другие церкви, был создан свод законов, позже названный «Русской правдой».
При князе Ярославе Владимировиче впервые Русскую церковь возглавил не греческий митрополит, присланный из далёкого Константинополя, а свой, русский.
В романе Антонина Ладинского показано, что именно митрополит Иларион был советником князя во многих делах и внушал ему мысли об ответственности правителя за народное благо.
Эту мысли князь Ярослав озвучивает в доверительном разговоре со своей супругой Ириной.
— Бог поручил мне Русскую землю, чтобы я и мои сыновья хранили всё, что на ней. Её процветание и нам с тобой на пользу.
Князь Ярослав собрал у себя во дворце огромную библиотеку, он и сам очень любил читать. За любовь к просвещению и образованность народ прозвал его Мудрым, что хорошо показано в романе Ладинского «Анна Ярославна — королева Франции».
Ярослав страдал бессонницей и, чтобы скоротать ночные часы, читал книги, лёжа в постели, и это вошло у него в привычку. Ведь столько хотелось узнать повестей, что на это не хватило бы времени днём... Так он полюбил книжное чтение паче жизни и часто говорил детям:
— Книжные словеса суть реки, напояющие вселенную...
Автор романа «Анна Ярославна — королева Франции» Антонин Петрович Ладинский принадлежит к числу писателей-эмигрантов первой волны. В гражданскую войну он сражался в рядах Белой армии, потом жил в Париже.
И как же отрадно было автору мысленно воссоздавать на страницах своей книги домонгольскую, ещё не разорённую Русь под началом умного, просвещённого правителя — благоверного князя Ярослава Мудрого.
Жены-мироносицы
О Воскресении Иисуса Христа первыми узнали не Его ученики-апостолы, которые после распятия Учителя скрывались в страхе перед властями Иерусалима, а женщины, принявшие учение Спасителя. По окончании субботы рано утром они поспешили к гробнице. Их не страшила угроза наткнуться у гробницы на приставленных к ней стражей. Не остановило и понимание того, что им не по силам отвалить от входа в гробницу огромный камень. Они пошли – движимые любовью. Самые известные из них: Мария Магдалина, Иоанна, Мария Клеопова, сёстры Марфа и Мария, Саломия.
Мария Магдалина была первой, кому явился воскресший Христос. После Воскресения Христа она сама стала проповедницей и пошла по свету с Благой Вестью. И дошла до Рима, до самого императора Тиберия, которому рассказала о Воскресении.
Святая Иоанна – супруга домоправителя царя Ирода. Можно только догадываться, каких усилий стоило ей скрывать свою веру. Об Иоанне известно также, что именно она сберегла главу Иоанна Предтечи, казненного прямо во время пира во дворце Ирода.
Мария Клеопова приходилась Иисусу Христу родственницей. Как известно, Дева Мария, посвящённая с рождения Богу, опекалась вдовцом праведным Иосифом Обручником. Мария Клеопова – дочь праведного Иосифа от первого брака. Она, как и Дева Мария, была совсем юной, когда они встретились и подружились. Клеоповой Мария стала именоваться по своему мужу, Клеопе.
Пришедшие к гробнице сёстры – возвышенная, не от мира сего Мария и рачительная, хозяйственная Марфа – много помогали Христу при Его жизни. Их братом был Лазарь, которого Христос воскресил на четвёртый день после смерти.
А ещё одна мироносица, Саломия, была женой галилейского рыбака и матерью двух верных апостолов Христа – Иакова и Иоанна Богослова.
И вот, как свидетельствует апостол и евангелист Матфей, когда женщины пришли к гробнице, сделалось землетрясение, Ангел Господень сошёл на землю и отвалил камень. И вид Ангела «был, как молния, и одежда его бела, как снег». Стражники так устрашились его, что пали без чувств.
Ангел же возвестил пришедшим женщинам радостную весть о том, что Господь воскрес из мёртвых и в гробнице Его уже нет.
Память о женщинах, бесстрашно пришедших к гробнице Христа, осталась в веках. Православная Церковь празднует день святых жён-мироносиц в третье воскресенье после Пасхи.
19 мая. О добродетелях святого Михея
Сегодня 19 мая. День памяти Преподобного Михея Радонежского, жившего в 14 веке.
О добродетелях святого Михея, — протоиерей Константин Харитонов.
19 мая. Об отношении к страданиям
Сегодня 19 мая. День памяти Праведного Иова Многострадального, жившего за 2000 лет до Рождества Христова.
Об отношении к страданиям, — священник Алексей Дудин.