Нередко можно услышать рассуждения о том, что первая любовь мимолётна, быстро проходит и оставляет лишь приятные воспоминания. Однако история знает примеры, когда первая любовь становится длиною во всю жизнь и никогда не прекращается.
Грузинская княжна Нина Чавчавадзе была совсем юной – ей не исполнилось и шестнадцати лет, однако по меркам девятнадцатого века она уже считалась невестой. Её нежная красота сводила с ума многих русских офицеров, которые посещали отца Нины, генерала и общественного деятеля. Один из военных писал о ней своему другу: «Видел ли я что-нибудь подобное? Нет, в мире не может существовать такого совершенства! Красота, сердце, чувства, неизъяснимая доброта! Как умна-то! Божусь, никто с ней не сравнится!» Пылкие признания в любви девушка игнорировала – мужчины её пока не интересовали. Все изменилось, когда к князю Чавчавадзе приехал его друг – Александр Грибоедов.
Нина хорошо помнила его – в детстве он дарил ей куклы и учил играть на фортепиано. Грибоедов, ожидавший увидеть всё ту же маленькую весёлую девочку, был ошеломлён произошедшими в Нине изменениями – перед ним предстала не девочка, а очаровательная и умная женщина. Знаменитый в России поэт и дипломат прекрасный пол немного недолюбливал – считал, что светские дамы уж слишком поверхностны. Но на этот раз всей его неприязни как будто не бывало. Грибоедов, у которого сентиментальность всегда вызывала ядовитую усмешку, без памяти влюбился.
Вскоре он решил признаться Нине. Её ответное чувство было для него неожиданностью – и великим счастьем. Позже подруга спрашивала у Нины, что она ощущала в тот момент. С трудом найдя слова, девушка сказала, что для неё все было как во сне – «Как солнечным лучом обожгло!»
В тот же день влюблённые получили благословение родственников и решили венчаться. Спешка была связана с тем, что Грибоедову в ближайшее время следовало поехать в Персию – его назначили туда российским послом.
Уже через два месяца пара обвенчалась в главном соборе Тифлиса. Перед отъездом к месту службы Грибоедов предложил молодой жене остаться у родителей – путь через горы всегда тяжёл, а с Персией у России тогда были напряжённые отношения. Но Нина категорически отказалась покидать мужа – разве для этого она выходила за него замуж?
Юная княжна выдержала долгое путешествие без жалоб, наоборот, с удовольствием, и Грибоедов восхищался терпением Нины. Однако в дороге стало понятно, что она беременна. Зная, что персы враждебно к нему относятся, Александр не рискнул везти жену до Тегерана и оставил её в Тебризе.
Мучаясь от разлуки, Грибоедов каждый день писал Нине письма. Ещё на полпути до столицы Персии он послал ей такие строчки: «Бесценный друг мой, жаль мне тебя, грустно без тебя, как нельзя больше. Теперь я истинно испытываю, что значит любить. Прежде расставался со многими, к которым был кровно привязан, но день, два, неделя, и тоска исчезала, теперь - чем далее от тебя, тем хуже. Потерпи ещё несколько, ангел мой, и будем молиться Богу, чтобы нам после того никогда более не разлучаться». Приехав в Тегеран, дипломат стремился как можно быстрее закончить свои дела, чтобы скорее соединиться с Ниной. Но этому не суждено было случиться. За несколько дней до его отъезда толпа разъярённых персов разгромила посольство, убив всех, кто в нём находился. Не избежал этой участи и Александр Грибоедов.
От Нины долгое время скрывали страшное известие. Но шли месяцы, и больше притворяться было нельзя. Когда Нина узнала о смерти мужа, у неё начались преждевременные роды. Ребенок, окрещённый Александром, не выжил.
Через несколько месяцев, придя в себя после двух жестоких ударов судьбы, шестнадцатилетняя Нина надела вдовье платье и уже никогда его не снимала. На могиле мужа она попросила вырезать ставшие знаменитыми слова: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»
Вернувшись на родину, Нина начала заниматься благотворительностью. За красоту, доброту и неизменный чёрный наряд её прозвали Черной розой Тифлиса. Несмотря на привлекательность, Нина больше не вышла замуж. Первая любовь стала для неё единственной и неугасающей. Она умерла спустя двадцать восемь лет после гибели мужа, отказавшись покидать заболевших холерой родных. Чувствуя приближение смерти, Нина не печалилась – она ждала скорого воссоединения с любимым мужем, который все время жил в её сердце.
Соборное послание святого апостола Иакова
Иак., 50 зач., I, 1-18.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Церковь в лице своих святых, оставивших по себе письменное наследие, непрестанно напоминает нам, что если мы хотим быть в полной мере христианами, то мы должны стараться как можно чаще читать Священное Писание. Конечно, простого чтения как восприятия суммы информации недостаточно, чтение должно быть осмысленным, читая Писание, стоит соотносить прочитанное с нашей жизнью. Такое соотнесение редко вызывает радость и ликование, чаще же всего библейский текст нас обличает, и это хорошо, ведь принимая таковое обличение, мы потихоньку меняемся, меняется и наше отношение к миру, и ко всему в нём происходящему. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 1-й главы Соборного послания апостола Иакова, в этом отрывке немало тех мыслей, мимо которых невозможно пройти, и которые представляют собой вызов для привычного нам взгляда на жизнь.
Глава 1.
1 Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, радоваться.
2 С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения,
3 зная, что испытание вашей веры производит терпение;
4 терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.
5 Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, и дастся ему.
6 Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой.
7 Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа.
8 Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих.
9 Да хвалится брат униженный высотою своею,
10 а богатый — унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве.
11 Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее; так увядает и богатый в путях своих.
12 Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его.
13 В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого,
14 но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью;
15 похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.
16 Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные.
17 Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.
18 Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий.
Людям свойственно стремиться к жизни спокойной, мирной, размеренной и предсказуемой. Собственно, об этом мы молимся за каждым богослужением, произнося слова из 2-й главы Первого послания апостола Павла к Тимофею: «Ещё молимся... дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1Тим. 2:2). Однако вошедший с момента грехопадения Адама и Евы грех так или иначе оказывает влияние на нашу жизнь, а потому она далеко не всегда бывает тихой и безмятежной, большей же частью мы вынуждены проживать различного рода непростые времена, к которым можно относиться как к чему-то досадному и крайне неприятному, а можно и так, как то предлагает делать апостол Иаков в прозвучавшем только что отрывке его Соборного послания.
Напомню слова святого апостола: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения» (Иак. 1:2). Далее он объяснил и причину для радости, оказывается, что искушения, или, иначе, неприятности, это не что иное, как испытание нашей веры, которое должно привести к стяжанию терпения, ну а терпение способно привести христианина к совершенству. Получается, что конечный смысл выпадающих на долю человека испытаний состоит в том, чтобы человек стал совершенным. Конечно, когда мы читаем о совершенстве в Священном Писании, нам стоит помнить, что речь здесь идёт вовсе не о том совершенстве, о котором мечтают впечатлённые фитнес-моделями юные девушки, в библейском понимании совершенство — это, с одной стороны, та совокупность приобретённых качеств человека, которая делает его по-настоящему взрослым и ответственным, а с другой, это приближающая к Богу степень духовного развития. Оказывается, что и первое, и второе невозможно без испытания веры через различного рода нестроения.
Думается, что эти слова святого апостола чрезвычайно актуальны в наше довольно беспокойное время. Нам важно помнить, что апостол Иаков писал своё Послание не в ситуации финансовой и политической стабильности, его слова — это не плод теоретизирования, это выражение собственного непростого опыта, того опыта, который в конечном итоге привёл апостола к казни от рук его соплеменников иудеев. Выраженный апостолом опыт помог ему остаться до конца верным Христу, а это и есть высшая степень совершенства, и её можно приобрести. Дай Бог, чтобы именно к такому совершенству все мы стремились, и чтобы данная апостолом Иаковом инструкция по приобретению истинного совершенства не осталась без нашего внимания.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Евангелие от Матфея». Анастасия Медведева
У нас в студии была кандидат философских наук, старший преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, библеист Анастасия Медведева.
Разговор шел о Евангелии от Матфея, как появился этот текст, в чем его особенности, что известно о евангелисте Матфее и почему это евангелие стало одним из четырех, включенных в состав книг Нового Завета.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Жизнь как задача». Игумен Владимир (Маслов)
У нас в гостях был клирик Екатерининского мужского монастыря города Видное Московской области игумен Владимир (Маслов).
Мы говорили о том, какие задачи стоят перед человеком в его земной жизни и что об этом сказано в Священном Писании.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер