2 Кор., 172 зач., II, 14 - III, 3.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Многим людям кажется, что Евангелие — это лишь один из множества памятников древней литературы, и вовсе необязательно воспринимать то, что в нём сказано, всерьёз. Однако и Священное Писание Нового Завета, и сама жизнь показывают, что Евангелие больше похоже на острый нож, с которым крайне опасно играть, а не на литературный памятник. Если не относиться к словам Христа с максимальной степенью внимания, то велик шанс оказаться в крайне непростой ситуации, из которой, увы, не будет выхода. Именно об этом написал апостол Павел во 2-й и 3-й главах Второго послания к Коринфянам, отрывок из которого звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 2.
14 Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте.
15 Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих:
16 для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему?
17 Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе.
Глава 3.
1 Неужели нам снова знакомиться с вами? Неужели нужны для нас, как для некоторых, одобрительные письма к вам или от вас?
2 Вы — наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками;
3 вы показываете собою, что вы — письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца.
Только что прозвучавший отрывок апостольского послания начинался с кажущихся простыми слов, за которыми, однако, скрываются неочевидные для современных христиан образы: апостол Павел написал о некоем торжестве во Христе и о благоухании познания Христа. Используемые в оригинальном греческом тексте слова отсылают нас к истории римских военных побед, которые заканчивались триумфальным входом победителей в Рим с пленными неприятелями, обречёнными на казнь. Такие шествия сопровождались, среди прочего, воскурением ароматных смол, для римлян запах этого благоухания свидетельствовал о торжестве победы, а для врагов империи — о скорой казни. Апостол Павел использовал этот образ весьма неожиданным способом: он написал о себе и о других апостолах как о благоухании, которое для одних свидетельствует о жизни, а для других — о смерти. Здесь, конечно, возникает вопрос: каким образом апостолы и возвещаемая ими весть о Христе — об Источнике и Подателе жизни — может быть для кого-то запахом «смертоносным на смерть»?
Как ни странно, но Евангелие Христово действительно может стать таким «запахом». Ярчайший пример человека, которого слова Спасителя привели к вечной погибели — это бывший апостол Иуда. Он, наряду с другими Христовыми учениками, всё видел и слышал, всё знал, но отказался принять, отказался до конца последовать за Христом, и в итоге погиб. Иуде, и подобным ему людям, лучше было бы и вовсе никогда не слышать о Христе и Евангелии.
Впрочем, мысль апостола Павла, несмотря на своё несколько неожиданное выражение, отнюдь не нова, её мы можем найти в словах Симеона Богоприимца, зафиксированных во 2-й главе Евангелия от Луки. Говоря о Христе, старец Симеон произнёс такие пророческие слова: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» (Лк. 2:34). Совершенно очевидно, что важнейший смысл слова Симеона состоит как раз в том, что Христос послужит причиной окончательного падения тех, кто не уверует в Него, кто окажет сознательное сопротивление словам Воплощённого Бога.
Все это должно побудить нас как можно серьёзнее относиться к Евангелию, ну а если по какой-то причине у нас это не получается, то стоит искать молитвенную поддержку у Самого Спасителя, а также у всех от века просиявших святых.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
16 сентября. О помощи христиан друг другу
В 8-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но, чтобы была равномерность».
О помощи христиан друг другу, — священник Роман Федотов.
Тысячелетие Руси. Открытие памятника в Великом Новгороде
В «Повести временных лет» есть рассказ о том, как в 862-м году славяне пригласили к себе варяжских князей и доверили им власть над своими племенами: «приходите княжить и владеть нами». Эту дату многие учёные считают точкой отсчёта русской государственности. Спустя тысячу лет, в 1862-м, в Новгороде Великом был торжественно открыт грандиозный монумент в честь исторического события — памятник «Тысячелетие Руси».
Новгород выбрали не случайно. Именно в этом древнем русском городе, по преданию, сел на княжение варяг Рюрик, давший начало династии первых русских правителей — Рюриковичей. В 1857-м году Комитет министров принял решение объявить конкурс на лучший проект будущего монумента. Претендентам нужно было отразить в своих работах важнейшие вехи в истории России — от основания государства до преобразования его в империю. Из 53-х представленных эскизов лучшим был признан рисунок молодого художника Михаила Микешина. Этот проект одобрил сам император Александр II.
Государь посчитал, что Микешин лучше всех сумел отразить в проекте будущего памятника государственную идею «самодержавие, православие и народность». По своей форме монумент воспроизводил «шапку Мономаха» — символ самодержавной власти. Верх его венчал большой крест, перед которым стояла коленопреклонённая женская фигура — олицетворение Руси — и благословляющий её ангел. По кругу, в несколько ярусов, располагались скульптурные изображения видных деятелей разных эпох истории Российского государства. Князь Рюрик, Владимир — креститель Руси, Дмитрий Донской — освободитель от татаро-монгольского ига, первый царь династии Романовых — Михаил Фёдорович, первый русский император — Пётр Великий. Правители, военачальники, государственные деятели, патриархи, учёные, художники, писатели и поэты — монумент должны были украсить 128 скульптур.
На строительство памятника был объявлен сбор средств. Люди жертвовали охотно, таким образом, удалось собрать около трети необходимой суммы. Остальные средства выделила государственная казна. Работой над монументом, помимо Михаила Микешина, занялись скульптор Иван Шрёдер и архитектор Виктор Гартман. Частым гостем огромной мастерской, которую специально оборудовали в петербургской Академии художеств, стал император Александр Второй. Он внимательно следил за ходом работ. К июлю 1862 года бронзовые группы и горельефы были готовы. Царь осмотрел их и выразил своё одобрение. Памятник по частям переправили по Неве и Волхову в Новгород. Несколько месяцев длился сложный монтаж монумента высотой около 16-ти метров и весом 65 с половиной тонн. Наконец, 8-го сентября 1862 года, на Софийской площади Великого Новгорода состоялось торжественное открытие памятника «Тысячелетие Руси».
Монумент многое пережил. В конце 1943-го года фашистские оккупанты разобрали его и вывезли некоторые его части в Германию. Однако после освобождения Новгорода советскими войсками, памятник был полностью восстановлен. И в ноябре 1944 года состоялось второе торжественное открытие «Тысячелетия Руси» — монумента, который возвещает потомкам о героическом прошлом России.
Все выпуски программы Открываем историю
16 сентября. О помощи ранних христианских общин друг другу
В 8-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но, чтобы была равномерность».
О помощи ранних христианских общин друг другу, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.