В нашей студии был клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников протоиерей Максим Первозванский.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения в ближайшее воскресенье, в которое празднуется Собор Пресвятой Богородицы, о праздниках Отдания Рождества Христова и Обрезания Господня, о памяти святых 20 000 мучеников Никомедийских; 14 000 младенцев, в Вифлееме избиенных; мученицы Анисии Солунской и святителя Василия Великого, а также о Субботе перед Богоявлением.
Ведущая: Марина Борисова
Марина Борисова:
— Добрый вечер, дорогие друзья. С праздником вас! С великим праздником Рождества Христова! В эфире программа «Седмица», в которой мы каждую неделю по субботам говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. В студии Марина Борисова и наш сегодняшний гость, клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской Слободе протоиерей Максим Первозванский. С его помощью мы постараемся разобраться, что ждет нас в церкви завтра, в воскресенье, которое называется неделя по Рождестве Христовом. Она же сочетается с праздником, который празднуется 8 января, это праздник — Собор Пресвятой Богородицы. И на наступающей неделе, которая открывает святочные праздники.
Протоиерей Максим Первозванский:
— С праздником, Марина. С праздником, здравствуйте, дорогие братья и сестры.
Марина Борисова:
— Как всегда мы стараемся понять, что ждет нас завтра на воскресной службе, исходя из тех отрывков из апостольских посланий и Евангелия, которые прозвучат за Божественной литургией в храме. Я не знаю, какое количество наших радиослушателей так предано нашей программе, что сегодня в праздничный вечер решили ее послушать. Но я думаю, что она будет небесполезна тем, у кого хватит физических и духовных сил, подъема завтра все-таки пойти на литургию, несмотря на то, что сегодняшний день был насыщен и богослужениями, и радостными семейными событиями, и вечер тоже достаточно насыщен. Будем надеяться, что кто-то все-таки соберется завра в храм и что же он услышит во время Божественной литургии?
Протоиерей Максим Первозванский:
— Еще как соберется. Все-таки воскресную литургию прогуливать не нужно.
Марина Борисова:
— Мы услышим отрывок из послания апостола Павла к галатам из 1-й главы, стихи с 11-го по 19-й. Это достаточно пространный отрывок, но если суммировать, о чем собственно содержательно он, апостол Павел несколько раз акцентирует внимание своих читателей на следующем. Он пишет: «Я принял его (имеется в виду Евангелие) и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа». И он несколько раз подчеркивает, что его учителем было непосредственно благодатное озарение, что он не принял это учение от апостолов, от первых учеников, это несколько раз подчеркивается. И в конце этого отрывка апостол пишет, что он «не стал тогда же советоваться с плотью и кровью», то есть с апостолами, а: «потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня». Мне всегда было интересно, почему для апостола Павла так важно несколько раз подчеркнуть, что не входит он в когорту двенадцати учеников.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Мне кажется, он не это хочет подчеркнуть своими словами, а ему важно подчеркнуть, как вы прочитали его слова, Евангелие, которое он благовествует — слово «евангелие» есть благовествование — благовестие, которое я благовествую, не есть человеческое, что я, говорит апостол Павел, ни от какого, от людей его услышал, даже самых авторитетных. Условно говоря, «я» это не вторые руки, говорит апостол Павел, а «я» это первые руки, это то, что мне лично, говорит апостол Павел, открыл Господь наш Иисус Христос. И что еще важно, что здесь не это отмежевание, как вы это назвали, или выделение себя, для апостола Павла это мысль очень важна, она во многих случаях встречается еще. Например, когда он пишет о себе: «Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью своей, благоволил открыть во мне сына своего». Это важные слова, что Господь не просто что-то ему сказал, не просто какую-то информацию ему сообщил для передачи. Как мы это представляем себе иногда? Что вот Господь является кому-то и говорит: пойди, отцу Максиму или Марине скажи, или Иван Ивановичу, чтобы он лук сегодня не сажал, или чтобы он на Машке не женился, или чтобы он обязательно сходил куда-то. Некая передача какой-то информации, но апостол Павел говорит не об этом. Он говорит, что Бог открыл в нем сына Своего. Он это подчеркивает в других местах, в разных посланиях. Например, он говорит: «Уже не я живу, но живет во мне Христос». Вы умерли, и жизнь ваша погребена со Христом в Боге. «Елицы во Христа крестистися, во Христа облекостеся» — самые знаменитые слова. Это очень важно, что он утверждает, что Бог действует в нем, что уже не он живет, но живет в нем Христос. Поэтому его Евангелие не человеческое, а Божие, не просто потому что Бог ему что-то наговорил, написал, нашептал, а что Он продолжает в нем жить здесь и сейчас и через него действовать. «Не я живу, но живет во мне Христос» — говорит апостол Павел, и к этому он призывает каждого из нас. И это лучшее доказательство. Простите за такое отступление, но существует множество разных текстов, подписанных авторитетными именами. Евангелие от Фомы, Евангелие от Петра, Евангелие от Иакова, Евангелие от Никодима — это только самые известные до нас дошедшие. Часть информации, содержащейся в них, даже вошла в богослужения, в Предание церковное. Мы относимся к этому, это что? Это текст. Когда мы говорим о Евангелии не человеческом, мы говорим о том, что Сам Бог говорит через этот текст или говорит через этого человека. Кстати, удивительная разность в рассуждениях о святости, например. Как определить, святой человек или не святой? Есть какие-то рациональные критерии, он так-то жил, так-то писал. А ведь на самом деле главный критерий... Даже я, встречаясь в этой жизни, не очень маленькой и короткой, с людьми, которые, как мне казалось, приблизились к святости, я не утверждаю, что они прям точно были святыми, но приблизились к святости, ты, находясь рядом с ними, ощущаешь в них действие Духа Божия. Бог в них живет, они живут в Нем, я Твой, Ты мой, они Божьи — вот о чем говорит апостол Павел. Ему же все время ставили в укор: ты не ходил со Христом, ты не можешь о Нем свидетельствовать, ты вообще кто такой? То есть это не он отмежевывается, его отмежевывали. Помните в другом послании: «Я Аполосов, я Павлов, я Кифин, я Христов». Вот это ты чей, ты откуда вообще взялся?
Марина Борисова:
— Чьих будешь?
Протоиерей Максим Первозванский:
— Чьих будешь, да. От супостат наших или?.. Как в Ветхом Завете. Поэтому для него важно не отмежеваться, а наоборот соединиться. И когда мы сейчас, у нас же этого тоже много, когда прихожане меряются: а я духовное чадо отца Кирилла, а я духовное чадо отца Илия, а я отца Наума или отца Николая. Какое-то это вот... Мы Христовы или не Христовы? Бог в нас действует? Тогда мы, да, что-то может быть. А если мы нет, а просто что-то от кого-то услышали — то так себе.
Марина Борисова:
— Обратимся теперь к отрывку из Евангелия от Матфея из 2-й главы, стихи с 13-го по 23-й. Здесь изложение хорошо известных, я думаю, всем нашим радиослушателям Рождественских событий. Начинается с того, что ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе». Потому что Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев Вифлеема во всех пределах его от двух лет и ниже. Заканчивается тем, что тот ангел является родителям новорожденного Христа.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Во сне Иосифу, да.
Марина Борисова:
— И опять говорит: «Возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие душу Младенца». И «получив во сне откровение, пошел он в пределы Галилейские (...) да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется». Вот все эти вполне известные хрестоматийные события...
Протоиерей Максим Первозванский:
— Иконописные, я бы даже сказал.
Марина Борисова:
— Иконописные, да. Есть все-таки вещи, которые всегда вызывают желание уточнить. Во-первых, мы люди достаточно невежественные в реалиях Ветхого Завета, поэтому когда мы читаем: «Глас в Раме слышен и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» — надо лезть в справочники или в интернет, чтобы уточнить, кто такая Рахиль и почему она плачет?
Протоиерей Максим Первозванский:
— Это действительно пророчество Иеремии, которое сказано было им во дни Вавилонского пленения, когда оно только-только начиналось, когда в той самой Раме — некоторые кстати утверждают, что это был впоследствии город Аримофей, из которого был тот самый Иосиф Аримофейский — в нем были собраны иудеи перед отправкой в Вавилон, тот самый концентрационный лагерь, где их сконцентрировали и потом всех вывезли в Вавилон. А Рама буквально в переводе с еврейского значит возвышенное место. Место это, городок на севере от Иерусалима, принадлежал колену Вениаминову, а Вениамин был сыном Рахили. Так пророк сначала даже не прочески, а просто оплакивал, что мать Рахиль, видя как ее чад собрали и уводят неизвестно куда...
Марина Борисова:
— В плен.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Уводят в плен. Это потом мы уже знаем задним числом, что там они прожили 70 лет, и их потомки вернулись. Но тогда людей с земли обетованной, это же страшный образ, если земля обетованная, то, что нам Господь дал в дар, и тут нас всех собрали и из этой земли нас всех насильно выселили.
Марина Борисова:
— Выгнали.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Нас отсюда уводят и с неизвестными перспективами, что нас там ждет. Рахиль плачет о чадах своих, потому что их нет теперь здесь. Этот образ пророка Иеремии, на то он и был пророк, евангелист Матфей отнес к избиению Вифлеемских младенцев. Проматерь Рахиль, которая не только тем иудеям колена Вениаминова была проматерью, но и всем, смотрит, как Ирод избивает младенцев, как они погибают, и она плачет о них, как тогда плакала о тех самых людях, которых уводили в Вавилон. А еще интересно поговорить в этой связи о хронологии евангельских событий. Когда там были волхвы, когда пастухи, когда бегство в Египет, когда обрезание, когда Сретение? В общем, посмотрите тот самый Синопсис, если не в книгах, то хотя бы в интернете, чтобы понять, какие события следовали за какими. Мы сейчас в дни празднования Рождества Христова помещаем их все вместе как бы на одной иконе: вот волхвы, вот пастухи, вот Иосиф, вот Мария, вот праведный Симеон. А на самом деле они были несколько разнесены во времени, конечно.
Марина Борисова:
— Напоминаю нашим радиослушателям, сегодня, как всегда по субботам, в эфире Радио ВЕРА программа «Седмица». В студии Марина Борисова и наш сегодняшний гость, клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской Слободе протоиерей Максим Первозванский. Мы стараемся вместе с ним и вместе с вами провести с пользой для души...
Протоиерей Максим Первозванский:
— Этот Рождественский вечер.
Марина Борисова:
— Этот Рождественский вечер. На этой неделе начинаются Святки, но начинаются они в церкви как-то очень интересно. Мы вспоминаем мучеников, причем в огромном количестве. Казалось бы, где? Тут раздолье, разгулье, сплошной праздник, все прыгают вокруг елки, веселятся, дарят друг другу подарки. А в церкви мы вспоминаем мучеников, двадцать тысяч мучеников Никомидийских 10 января, четырнадцать тысяч младенцев в Вифлееме избиенных 11 января, мученицу Анастасию Солунскую 12 января. У нас такой мощный удар по памяти. С одной стороны, такое разгульное веселие, а с другой стороны, такая история.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Во-первых, веселие все-таки не должно быть разгульным, а во-вторых, надо сказать, что не стоим мы в эти дни в храмах, рыдая о мучениках. Это просто напоминание нам, что вообще-то за нашу возможность праздновать многие люди заплатили своей жизнью и засвидетельствовали свою веру во Иисуса Христа своей мученической кровью. Но именно в такие праздничные святочные дни мы гораздо лучше понимаем, что мы можем праздновать кончину мучеников, не просто ужасаться. Есть такая, скорее, западная, католическая практика, когда мы должны, условно говоря, созерцать, погружаясь в реалии каких-то мучений. Подчеркиваю, это не совсем наша практика, она восходит к средневековым католическим практикам, когда, читая житие какого-нибудь благочестивого западного христианина, призывали остановиться и представить, остановиться и поразмыслить. Представить себе раны, представить себе кровь, мучения, услышать стон. У нас нет этой практики. Но когда мы переживаем, мы специально этого в себе не делаем, как предписывают иезуитские какие-нибудь практики последователей Игнатия Лойолы, который, говорят, мог в мгновение своим желанием полностью погрузить себя в райское блаженство или в адские мучения, такая медитация своего рода с полным погружением. У нас такого нет, но мы не можем не ощущать. Вот мы читаем мучения или страничку пролистываем, как кому-то там языки вырывали, груди вырезали, каленым железом жгли, гашеной известью засыпали, как-то страшно-страшно-страшно.
Марина Борисова:
— Хоррор, однако.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Да, но мы это имеем в виду, а акцент в православии в прославлении мучеников делается на их победе, их свидетельстве и том, что Христос принял их, обнял, поцеловал, посадил рядом с Собой, облек в белые одежды. Не на самом акте мучений мы сосредотачиваемся, а на конечной победе. А те же мученики Никомидийские, это Диоклетиановы гонения. Откуда их там взялось двадцать тысяч-то? Откуда? Дело в том, что к началу четвертого века уже несколько десятилетий перед самыми гонениями Диоклетиана христиане в церкви жили достаточно свободно. Известны каменные храмы, они по сути дела были на почти легальном положении. Если почитать некоторые воспоминания, то мы увидим, что они уже совсем спокойно жили, и даже наблюдалось падение нравов и какие-то нелицеприятные процессы. Ну, представьте себе, несколько десятилетий нет никаких гонений. Родившиеся дети, ставшие христианами — это где-то в прошлом, это что-то нас и не касается. И тут вдруг, как снег на голову, жесточайшее, одно из самых страшных гонений в истории Церкви. И оказалось, что, по воспоминаниям, многие и многие не готовы были к ним, многие и многие отрекались, многие устрашились, кто-то не дождался мучений, а сам первый прибежал, испугавшись. Но тем удивительней, что нашлись десятки тысяч христиан, которые явили не просто какую-то твердость. Вообще для Церкви почему так важны были мученики? Это мы употребляем мученики, от слова мучения. Я понимаю, что я сейчас говорю уже совершенно хрестоматийные вещи, но слово мученик, значит, свидетель — человек, который с радостью идет чтобы засвидетельствовать, что Христос Воскрес. Не просто героически погибнуть, доказав своей твердостью, а именно радостно идет, потому что для него это путь ко Христу, а не просто какая-то необходимость потерпеть, как тот самый Поликарп Смирнский, который говорил: не надо меня защищать, пожалуйста, не надо меня избавлять, я сам хочу стать пищей зверей, чтобы как можно скорей соединиться с возлюбленным мной Христом. Или как апостол Павел говорит: я хотел бы уже разрешиться, то есть умереть, разрешиться от тела, но оставаться в теле полезнее для вас. Это засвидетельствовали мученики, которых мы вспоминаем. И не лишне было бы и на Святках не то, чтобы отменить праздник Рождества Христова и сосредоточиться на мучениках, а вспомнить параллельно и о них тоже. Что они заплатили своей жизнью, и сейчас вместе с нами... Мы же празднуем вместе с ними, это церковная литургия, когда вместе с прославляемыми святыми празднуем, и это важно.
Марина Борисова:
— И не случайно первые литургии совершались на гробах мучеников.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Да, на гробах мучеников, это для Церкви торжество, это не отмена праздника и скорбь о погибших. Это даже не праздник со слезами на глазах.
Марина Борисова:
— Там собственно без всяких слез.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Там, да, это просто праздник и наше соучастие в их торжестве.
Марина Борисова:
— Мне кажется, тут еще важно обратить внимание, что есть достаточное количество условностей. Вот мы читаем о сорока тысячах мучеников, о четырнадцати тысячах младенцев в Вифлееме, понятно, что в маленьком городке Вифлееме в первом веке вряд ли можно было набрать такое количество жителей даже, не только младенцев до двух лет. Но отношение к цифрам, которые мы встречаем в Священном Писании, не интернетовское, не из Википедии.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Даже не средневековое, когда рациональный четкий подсчет. Когда мы действительно считаем по головам, это одна история. Совсем другая история символической цифры — сто сорок четыре тысячи спасенных, о которых говорит Апокалипсис. Даже сейчас из совсем другой истории пример приведу. Девять героев, которые штурмуют Трою и не могут ее штурмовать. Девять старцев-мудрецов, которые не могут дать совет Приаму для того, чтобы эту Трою защитить. Для греков цифра десять была священной, девять это недостаток. Когда Ахилл отпал, их вообще осталось восемь, и шансов и у них не стало. В библейском дискурсе свои цифры, там идет цифра двенадцать, там идет цифра четырнадцать. Четырнадцать родов от Давида до... здесь же в Евангелии от Матфея эта цифра четырнадцать.
Марина Борисова:
— Как раз полнота.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Присутствует как действительно символ полноты. Об этом нельзя забывать, что мышление древнего человека было символическим, оно было не про подсчет по головам.
Марина Борисова:
— Мне кажется, об этом все знают, но всегда бывает не лишне напомнить и самому себе и окружающим, потому что наше буквальное восприятие многих текстов мешает нам понять, о чем эти тексты, собственно говоря, написаны.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Да, это, кстати, любопытно, как периоды исторические сменяются один другим. Даже в самой новейшей истории — 28 панфиловцев. В 90-е годы, когда надо было разрушить тот самый миф с большой буквы, в хорошем смысле этого слова, о Великой Отечественной войне, стали поднимать документы, выяснили, что где-то что-то было не так, и не было их двадцать восемь, и все, нас обманули. Потом оказалось, что этот текст был сочинен корреспондентом газеты «Правда». А потом уже в десятые тот же самый историк Исаев поднял материалы, оказалось, нет, было, пусть чуть не так, пусть немножко не совсем здесь, но было остановлено, все это происходило. Когда мы воспеваем то, во что мы верим, то, что мы знаем, это становится не исторической хроникой, а это становится песней, это становится поэмой, это становится житием. Там возможны какие-то округления, там возможны какие-то литературные приемы, но это не отменяет сути происходящего, это не становится выдумкой. Это наоборот помогает нам всей полнотой своей души что-то такое прочувствовать.
Марина Борисова:
— Ну, это же естественно, восприятие истории, если оно не из учебника, который нам раздали в школе, и мы считаем, что нам надо прочитать его, и мы будем что-то знать. Как передавалось знание о чем-то историческом? Через былины, через песни, через саги. В любом народе эпос всегда был помимо всего прочего...
Протоиерей Максим Первозванский:
— Удивительно современное определение мифа. Миф — это выдуманная или не выдуманная история, которая становится для народа основанием для принятия решений, нравственных выборов, осознания себя. Действительно, народ, в том числе и народ Божий, себя понимает и познает сам себя и Бога через мифы. Но миф, это не значит, что это выдуманная история, подчеркиваю. Даже современный, абсолютно светский словарь говорит, что это или выдуманная или не выдуманная история. Не выдуманная история, но она является мифом в том смысле, что в ней много символики, в ней возможны какие-то округления, возможны какие-то гиперболы, возможно еще что-то. Но через нее мы сами себя осознаем, и поэтому оказываемся уязвимыми перед рациональной критикой.
Марина Борисова:
— Я могу напомнить людям моего поколения и тем, кто еще помнит, что такое было в советские времена найти какую-то духовную литературу. У нас на наше счастье был выпущен Энциклопедический словарь под названием «Мифы народов мира», из которого мы черпали достаточное количество информации о Евангелии и Библии, поскольку эти статьи писали такие люди как Аверинцев и иже с ним. Поэтому с мифом всегда нужно очень осторожно. Потому как он бывает очень даже полезен.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Да, конечно. Это иллюзия, что мы можем жить без этого. Мы все равно, наше сознание, громадное количество, чем мы живем, как раз вот такое.
Марина Борисова:
— В эфире Радио ВЕРА программа «Седмица». С вами Марина Борисова и клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской Слободе протоиерей Максим Первозванский. Мы ненадолго прервемся и вернемся к вам буквально через минуту. Не переключайтесь.
Марина Борисова:
— Еще раз здравствуйте, дорогие друзья. С Рождеством Христовым. В эфире наша еженедельная субботняя программа «Седмица». С вами Марина Борисова и наш сегодняшний гость, клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской Слободе протоиерей Максим Первозванский. И как всегда по субботам, мы и в этот праздничный вечер говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. Раз уж начали праздновать, так и продолжим.
Протоиерей Максим Первозванский:
— «Христос рождается, славите; Христос с небес, срящите; Христос на земли возноситеся. Пойте Господеви вся земля».
Марина Борисова:
— Вот. Собственно мы постараемся именно этим заняться на наступающей неделе, тем более что нас ждет 13 января Отдание праздника Рождества Христова и Старый Новый год, который в народе еще очень долго назывался Щедрым вечером. Этот вечер накануне Нового года в нашем постсоветском восприятии назывался Щедрым вечером, это канун празднования памяти Василия Великого 14 января.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Не встречал я такого названия Щедрый вечер в отношении этого праздника, но верю.
Марина Борисова:
— Это даже в этнографии оставило отпечаток, есть колядки, которые поются в Рождественский сочельник, а есть щедривки, которые поются накануне дня Василия Великого.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Слышать я об этом слышал, а вот застать.
Марина Борисова:
— Щедривки это от Щедрого вечера. Начнем с праздника Обрезания Господня. Праздник немножко странный для нас, поскольку мы не древние иудеи, и для нас понять смысл, почему Православная Церковь так трепетно сохраняет память именно об этом, казалось бы, ушедшем. После того, как для нас естественным стало Крещение, Обрезание ушло вглубь веков в историю. Почему Церковь наша все время подчеркивает важность этого праздника и возвращает нас к нему?
Протоиерей Максим Первозванский:
— Народное сознание тоже стыдливо отворачивается от этой темы, потому что самая известная колядка «А другий же праздник святаго Василия, а третий же праздник святое Крещение или Свято Водохрестие». А Обрезание колядка тоже так... Хотя на самом деле Церковь праздник Обрезания Господня причисляет к пяти великим праздникам. Напомню, что у нас есть праздник праздников Пасха, двенадцать двунадесятых праздников и еще пять великих. Обрезание Господне относится к великим, самым красным праздникам календаря. Для нас важно, что Христос полностью прошел весь человеческий путь в том смысле, в котором он был положен пройти человеку. Он был рожден, Он был обрезан, Он был принесен впоследствии в храм, Он ел, пил, спал и так далее. Это важно было подчеркнуть. Вспомним, где Он Сам об этом говорит, когда Иоанн Креститель говорит Ему: «Мне должно креститься от Тебя, и ты ли приходишь ко мне?» А ему уже взрослый Иисус отвечает: «Оставь, ибо так нам надлежит ныне исполнить всякую правду». То есть Он исполняет правду Закона. Даже в отношении к современным Ему иудеям он последовательно, помните, когда Он призывает двенадцать апостолов, Он их отправляет и говорит: «На путь язычников не ходите, во град самарянский не внидите, идите паче к овцам погибшим дому Израилеву». Сначала отправляет апостолов в рамках Закона. И лишь потом лично, в беседе с самарянкой и так далее, расширяет эти пределы избранного народа. Было бы по меньшей мере странно, если бы Он этого не сделал. А для нас было бы тоже странно, если бы мы этого не вспомнили. Обрезание было важнейшим сакральным признаком принадлежности к народу, это не было технической операцией, как в современной Америке. Америка странная страна, у них обрезание практикуется из медицинских соображений, не по религиозным, не мусульмане или иудеи, а просто по медицинским соображениям. Такие у них странные медицинские соображения, в 20-м веке вдруг именно такая, увлеклись они, как герболайфом, этой темой. А для религиозных людей, для Ближнего Востока в особенности, и для иудеев конкретно, это был Завет, который был установлен Богом с Авраамом, непосредственно прямое повеление Божие, которое неукоснительно соблюдалось и для младенцев, и для взрослых людей. Если человек уже во взрослом состоянии сам хотел приобщиться к этому народу, то для него была необходима техническая операция обрезания, когда крайняя плоть, то есть кожа обрезалась. Если даже сейчас убрать какой-то символизм, которого очень много в церковных толкованиях, то подчеркиваю, это было важным этапом в жизни Иисуса Христа, таким же важным, как, например, момент Его рождения или момент принесения Его в храм на сороковой день.
Марина Борисова:
— Мне в свое время очень понравилось в проповедях протоиерея Вячеслава Резникова его формулировка. Он писал, что если праздник Рождества — это праздник воплощения, то праздник Обрезания — это праздник Его вочеловечения. Казалось бы, это синонимы, но есть смысловые нюансы, которые богатый русский язык все-таки передает, если вдумаемся. Мы тоже иногда можем сделать некоторое внутреннее усилие и сосредоточиться на этих тонких нюансах смыслов, которые зачастую при прочитывании знакомого текста ускользают. Бывает очень жалко, когда с одной стороны нам советуют, и святые отцы советовали, читать Евангелие постоянно в течение всей жизни. Но когда ты в течение всей жизни читаешь текст, даже неисчерпаемый по глубине, восприятие его замыливается, тонкие нюансы смыслов начинают ускользать от твоего внимания. Мне кажется, тут нужно все время себя встряхивать.
Протоиерей Максим Первозванский:
— И слушать программу «Седмица», в которой вам обязательно объяснят, какие смыслы нельзя упускать.
Марина Борисова:
— Давайте теперь вспомним, что у нас 14 января Старый Новый год, это день памяти святого Василия Великого. Почему он стоит особняком? У нас святителей очень много в святцах, великих среди них тоже немало, но Василий Великий стоит абсолютно особняком, в смысле память о нем.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Почему?
Марина Борисова:
— Хотя бы потому, что с него начинается год.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Ну, так совпало. Простите, что я дерзаю спорить, но это примерно то же самое, как мы скажем: поскольку церковный индиктион, настоящий церковный год, это не Новый год для Церкви 14-го сентября или 1 сентября по Юлианскому календарю. Там стоит Симеон Столпник. Какой особый святой Симеон Столпник, с него начинается церковный год, мы бы так не сказали.
Марина Борисова:
— Я про столпников очень много читала, меня всегда интересовал этот странный подвиг. Но не будем отклоняться от Василия Великого, в свое время вспомним и про столпников. Что касается Василия Великого, хотя бы то, что у нас есть литургия Василия Великого. У нас есть три литургии, одна из них, самая праздничная и торжественная — литургия Василия Великого, это дает мне основание говорить, что он выделяется из сонма других святых отцов. Почему для нас он так важен, почему он важен для Церкви?
Протоиерей Максим Первозванский:
— Конечно, Василий Великий был тем самым правилом веры, о котором поется в тропаре любому святителю, потому что за свою короткую жизнь — я уже прожил дольше, чем он, а еще совсем не старый — он успел совершить почти невозможное. Почему так важно для Церкви его имя, как и имя его друга, Григория Богослова? Вспомним историю 4-го века, Первый Вселенский Собор, Символ веры, утверждение Православия и формальная победа над арианством. Но эта победа оказалась только формальной, и в ближайшие десятилетия продолжало арианство торжествовать, если не в реальной жизни, то в умах. И Василий Великий, на то он и Великий, что он совершил удивительное дело. То самое странное слово, которое вдруг возникло в недрах рабочей группы, подготовившей Символ веры к Вселенскому Собору — «Единосущный». Он его объяснял бесконечно, он объяснял, в чем не прав Арий и его последователи. Столько было всяких попыток употребить другие слова: подобный, подобосущный, как-то согласовать. Были моменты, когда на всех архиерейских кафедрах, по крайней мере на Востоке, находились полуариане или ариане. Арианство казалось удивительно правильным, понятным, философски обоснованным, богословски доказуемым. Именно Василию Великому принадлежит та самая роль — победа над арианством смысловая. Когда не просто принималось решение и выпустили, а когда это стало достоянием Церкви, после чего уже через несколько десятков лет, он не дожил, он не был участником Первого Вселенского Собора и не дожил до Второго Вселенского Собора, но при этом его роль в победе над арианством совершенно уникальна.
Марина Борисова:
— Да и не только в этом, он все время все объяснял. Взять хотя бы толкование на Шестоднев, шестнадцать глав пророка Исаии на псалмы; монашеские правила, которые он составлял; наконец, литургию, которую служим до сих пор. Но мне кажется, что каждый раз, когда сталкиваешься в истории Церкви с такими уникальными личностями, думаешь, ну, вот как? Вопрос на засыпку. Можно стать Пушкиным или можно стать Моцартом?
Протоиерей Максим Первозванский:
— Нет.
Марина Борисова:
— Можно только родиться. Вот Василием Великим можно только родиться. Вы посмотрите, семья. Дед с бабкой во время гонений Диоклетиана семь лет скрывались в лесу, мать была дочерью мученика, в семье было десять детей, из них пятеро были потом причислены к лику святых. Когда читаешь жития, думаешь: почему они такие, а я нет? Почему один апостол Павел? Много святых мужей, а апостол Павел один? Потому что.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Он об этом прямо пишет, апостол Павел. Как раз сегодня мы вспоминали этот текст: «Бог, предизбравший меня от утробы матери моей». Но если мы не можем стать Василием Великим или апостолом Павлом, нам вовсе не нужно опускать руки. Я сейчас не для того, чтобы спорить с вами, но кому больше дано, с того больше спросится. Не будем роптать на то, что Господь не дал нам таланта Моцарта, сколько еще этих моцартов спилось.
Марина Борисова:
— Не смотря на то, что моцартами нам не стать и пушкиными тоже, но никому не помешало умение складывать слова в рифму.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Вот.
Марина Борисова:
— И никому не помешало умение играть на фортепиано.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Не стесняйтесь писать стихи, не стесняйтесь богословствовать. Господь приветствует это все.
Марина Борисова:
— Мне еще хотелось отдельно вспомнить литургическое творчество. У нас осталось из всего многообразия, многие пробовали себя в создании литургических гимнов, история Церкви сохранила только два таких собранных в единое произведение литургий. Это литургия Иоанна Златоуста и литургия Василия Великого.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Я бы по-другому сформулировал, не история Церкви, а в церковном обиходе, в церковной практике у нас действительно имеются всего две литургии.
Марина Борисова:
— Мне всегда было интересно то, чего мы, стоя в храме, не видим. Так сложилось, что внутри за иконостасом происходит то, что делает ее такой продолжительной. Мы не слышим этих молитв, благодаря чему у нас так долго-долго поют Херувимскую во время литургии Василия Великого. Что там происходит в алтаре?
Протоиерей Максим Первозванский:
— Во время Херувимской ничего такого, что бы отличало ее от литургии Иоанна Златоуста. Вообще ничего, то же самое все. Собственно литургия Василия Великого, которая оказалась замененной на литургию Иоанна Златоуста почти повсеместно каждый день года, только где-то в конце первого тысячелетия, может быть в начале второго, когда каждый день стали служить только литургию Иоанна Златоуста. В этот же период и те молитвы, которые читаются священником, та самая анафора, возношение, которые и делают литургию литургией, молитвы совершения евхаристии стали читаться тайно, появились эти закрывающие иконостасы, когда просто что-то поется хором, а священники что священнодействуют, чего мы не видим. Это довольно поздняя история. Есть у меня подозрение, что если Господь продлит бытие этого мира, бытие Церкви, то как-то это постепенно, не нашими человеческими усилиями, Господь будет возвращать. Как я вижу в практике последних двух святейших патриархов, патриарха Алексия и патриарха Кирилла молитвы и анафоры читаются вслух, и даже микрофон там рядом стоит. Я помню, это был, по-моему, 92-й еще год, когда были обретены мощи патриарха Тихона в Донском монастыре. Я стоял там во дворе, я не мог войти в собор, я был мирянином еще тогда, народу было потрясающе много, и литургия транслировалась на весь большой двор Донского монастыря, и причащались мы даже тогда во дворе. Я слышал слова литургии Василия Великого, это было одно из воскресений Великого поста, и это было потрясающе. И сейчас я слышу, как патриарх Кирилл читает эти молитвы в микрофон, и у нас есть возможность эти слова услышать. Она этим и отличается, она по сути дела отличается анафорой или возношением, теми молитвами, которые читаются во время пения «Милости мира», от Достойно до Достойно, как говорят в народе. «Достойно и праведно...» когда хор начинает петь и до «Достойно есть, яко воистину блажите Тя Богородицу...». Совершается преложение Святых Даров, чего-то особенного посмотреть, там нет, а услышать есть. И в нашем храме, например, тоже стоит микрофон, и совершающий анафору священник именно эти молитвы читает так, чтобы народ в храме мог их слышать.
Марина Борисова:
— Напоминаю нашим радиослушателям, сегодня в этот Рождественский вечер, как всегда по субботам, в эфире Радио ВЕРА программа «Седмица». С вами Марина Борисова и наш гость, клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской Слободе протоиерей Максим Первозванский. Как всегда по субботам, мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. Ну, раз уж начали праздновать, так чего ж останавливаться. Суббота называется субботой перед Богоявлением.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Это в смысле следующая.
Марина Борисова:
— Да. Эта-то уже все.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Мы еще празднуем, поэтому еще раз скажу. С праздником, дорогие братья и сестры!
Марина Борисова:
— С праздником, дорогие братья и сестры. Следующая суббота у нас будет суббота перед Богоявлением. Мне кажется, тут важно начать с того отрывка из Евангелия, который прозвучит во время литургии. Это будет отрывок из Евангелия о Матфея, из 3-й главы, стихи с 1-го по 11-й, как раз этот отрывок начинается словами: «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». И заканчивается этот отрывок словами: «Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем». Вроде бы все понятно в этом отрывке.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Ух, как мурашки по спине.
Марина Борисова:
— И много раз мы его слышим в разное время церковного года по разным поводам. Но каждый раз мне кажется очень важным понять значение того, что совершил Иоанн Креститель. Почему к нему пришли? Почему к этому странному человеку, который... пророк должен пророчествовать, а этот живее себе десятилетиями в пустыне. Пускай он святой человек, все относятся к нему с уважением. Но почему к нему пошли, когда он начал проповедовать? Почему эти толпы стали стекаться на Иордан?
Протоиерей Максим Первозванский:
— Он ведь проповедовал о грядущем Мессии: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Мы обычно делаем акцент на проповеди покаяния, но на самом деле это была проповедь приближения Царства Небесного. Что такое Царство Небесное? Давай на секундочку осознаем это для себя. Кстати, Христос вышел на проповедь с теми же самыми словами. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Царство Небесное — синоним Царства Божия. Что такое Царство Божие? Это Царство, в котором царем кто является?
Марина Борисова:
— Бог.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Бог. А как это может быть. На самом деле это прямая теократия, прямое Богоправление. Бог по пророчеству всех пророков, и это было общее понимание народа Израилева, будет пророчествовать через своего помазанника, или через Мессию. Мессия это не царь, Мессия это тот, через кого Бог царствует. Это прямая теократия. Примерно, если условно взять, это период судей Израильских. Помните, когда иудеи просили у Бога поставить им царя, плакал пророк Самуил от того, что они меня отвергли, плакал перед Богом. А Бог утешал и говорил: они не тебя отвергли, Самуил, они меня отвергли. Царская власть это правление не Божье, а правление Божьей милостью. Мы, Божьей милостью, Николай I, например. Это тем более не демократия, когда народ провозглашается источником власти, это прямое правление Божие. Конечно в ожидании этого, когда тебе такой человек, который очевидно пророк, и мы тоже называем его последним пророком Ветхого Завета, хотя он всячески отрицался, говорит о грядущем Мессии, и народ к нему идет. Здесь важны слова, если вы позволите, я скажу пару слов, что для меня является здесь цепляющим. Я никак не мог понять много лет, почему когда к нему шли фарисеи и саддукеи, он говорит им такие удивительные слова. Ну ладно, «порождения ехидновы», но они плохие типа и ладно. А вот почему: «Кто внушил вам бежать от будущего гнева?». Они же вроде идут к нему.
Марина Борисова:
— Покаяться.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Покаяться. И при этом и фарисеи и саддукеи, особенно фарисеи, это люди, которые... Вообще-то это комплимент. У нас сейчас так преломилось, что «фарисеи» это обвинение. На самом деле «фарисеи» это комплимент.
Марина Борисова:
— У нас преломилось и «книжник» тоже, хотя и книжник казалось бы, тоже комплимент.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Да на самом деле тоже комплимент. Фарисей это человек, который попытался исполнить Закон даже в мелочах. Есть удивительные слова, которые читались-то всего за три недели до этого, в Рождественский пост, где нам напоминается буквально в преддверии Рождества Христова о том, что были такие слова в Законе Моисеевом, апостол Павел их повторяет: «Проклят всякий, кто не исполняет всегда и всего написанного в книге Закона». Но это же слова Священного Писания. Дан Закон, и потом в конце его сказано, что «проклят всяк, кто не исполняет всего и всегда», что здесь написано. И фарисеи это люди, которые попытались исполнять всегда и все. И тут вдруг Иоанн Креститель говорит им: ребята, вы, пытаясь исполнить всегда и все, пытаетесь убежать от будущего гнева. Какого будущего гнева? «Проклят всяк, кто не исполняет всегда и все». Все, кто не исполняет всегда и все, должны быть наказаны. Но какой вывод отсюда должен следовать. Фарисеи сделали вывод: давайте напряжемся и попробуем исполнить всегда и все. Естественно у них ничего не получилось. Более того, получалось плохо. Получалось, что они забывали главное, как и Христос им засвидетельствовал: вы забыли главное: любовь, милость, суд, начинаете отцеживать комара, пытаетесь всякие мелочи.
Марина Борисова:
— Про мелочи мы, как правило, через запятую упоминаем. Мне врезалось в сознание одна картина из книги Фаррара об истории библейских раскопок и попытки реконструкции исторического контекста жизни Иисуса Христа. Там он приводит практику фарисейскую. Было положено в день субботний от косяка двери делать какое-то количество шагов, но не больше. а если ему нужно было идти куда-то, он вынимал косяк и шел с ним, чтобы прийти туда, куда надо, но не отступить от буквы Закона.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Ну да. Надо же исполнить, а идти надо. Какой вывод делаем мы? Какой вывод правильный делал Иоанн, и мы должны его делать? Мы не можем исполнить всегда и все. Что же нам делать? Как говорили пираты из замечательного фильма «Марья Искусница»: что же нам делать злодеям несчастненьким? Если мы не можем исполнить всегда и все, и мы прокляты словом Божиим, мы должны надеяться на грядущего Мессию, грядущего для Иоанна Предтечи и уже пришедшего для нас. Не своей праведностью мы спасаемся, но благодатью и милостью Божией, Тем самым Правителем, Мессией, Самим Богом, Который удивительным образом соединяет в себе Иисус Христос. Он с одной стороны Мессия, а с другой стороны, Он Сам Бог, то есть в одном Лице. Он не просто пророк, не просто судья, как были Самуил, Гедеон или кто-то еще, а Он есть Сам Бог, Который будет править и уже правит в своем Царстве. Конечно, если мы не на Мессию надеемся, не на Господа нашего Иисуса Христа, а на свою праведность, то мы пытаемся бежать от будущего гнева. Это нам Господь и напоминает, что, ребята, какой бы праведностью вы ни обладали, всегда и все вы не исполните, это засада такая. Поэтому либо вы превращаетесь в фарисеев, что с нами и происходит регулярно, либо мы всю свою надежду полагаем на Господа нашего Иисуса Христа.
Марина Борисова:
— Все-таки мы надеемся на... Был такой сериал в 90- е годы, назывался он «Возвращение в Эдем». Мы надеемся на возвращение в Эдем, на Царство Божие, которое уготовано всем любящим Бога, но это напоминание, что он будет крестить вас Духом Святым и огнем, не лишнее.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Совсем.
Марина Борисова:
— Иначе у нас разжиженное представление о возвращении в Эдем получается, прямо по сериалу. Хотя на самом деле нужно внутренне собираться потихонечку, собирать себя.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Вообще мы с вами сейчас вступаем в удивительную неделю. Празднуем Рождество Христово прямо здесь и сейчас, а всего-то через несколько дней пройдем на этой неделе и через второй праздник Святочной недели — Василия Великого, Обрезание Господня. И в следующую субботу с утра услышим замечательный призыв пророка и Предтечи Иоанна, будем мысленно идти на Иордан и ожидать всеми очень любимого и переживаемого глубоко праздника Крещения Господня.
Марина Борисова:
— А что такое Святки в жизни? У каждого свое ощущение, наверное, Пасхи. Скорее всего, как, может быть, света, источника — фонарь, факел. А ощущение Рождества и Святок?
Протоиерей Максим Первозванский:
— Для меня ощущение Рождества и Святок, это, конечно... Знаете, говорят, Новый год — домашний праздник для советского человека. Для меня тоже Святки именно домашний праздник. Я страшно переживаю, что у нас сейчас эти Святки опять государством потихонечку отбираются. Я понимаю, что праздновать две недели это тяжело. Но когда в понедельник детям надо идти в школу, я им, честно говорю, да простят меня, что мы в школу не пойдем, а напишем записки, что мы по семейным обстоятельствам прийти в школу не можем. По возможности берем отгулы, по возможности стараемся быть в праздничном настроении. Дай Бог всем нам и хорошей погоды и храмового богослужения, и елки, и колядок. Все-таки Святки это удивительный в ряду всех остальных наших праздников. В них есть колядки. В Пасху колядок нет, там есть стихиры Пасхи, там есть пасхальный канон, есть Крестный ход. А колядок нет, а здесь есть колядки. Поэтому учите колядки, пойте их друг другу.
Марина Борисова:
— Ну и готовьте подарки, наверное.
Протоиерей Максим Первозванский:
— И готовьте подарки, обязательно.
Марина Борисова:
— Не зря же люди колядовать придут.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Именно поэтому только сегодня вечером под елкой будут подарки. Мы ставим елку, запираем комнату, не пускаем туда детей.
Марина Борисова:
— Бедные дети.
Протоиерей Максим Первозванский:
— И только сегодня в Рождество с утра, придя после ночной службы, все эти подарки имели возможность раскрыть.
Марина Борисова:
— Ну что ж, я надеюсь, что наши радиослушатели в приподнятом праздничном настроении вместе с нами в ожидании Святочной недели. Всех наших радиослушателей мы с отцом Максимом еще раз поздравляем с прекрасным, чудесным великим праздником Рождества Христова. Спасибо огромное, что были с нами в этот праздничный вечер. В эфире была программа «Седмица». С вами были Марина Борисова и клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской Слободе протоиерей Максим Первозванский. С праздником. Слушайте нас.
Протоиерей Максим Первозванский:
— С Рождеством Христовым. Храни вас всех Господь.
Марина Борисова:
— До свиданья.
Все выпуски программы Светлый вечер
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
1 Кор., 164 зач., XV, 58 - XVI, 3.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Среди мифов древней Греции можно найти легенду о царе Коринфа — Сизифе. Наказанный за гордость, Сизиф вынужден был вечно поднимать в гору огромный камень. И каждый раз камень неминуемо падал с вершины вниз. В итоге, несчастный царь обязан был постоянно начинать свой труд сначала — в этой тщетности и заключалось наказание. О том, как не превратить жизнь в «сизифов труд» рассуждает в отрывке из 15-й и 16-й глав первого послания к Коринфянам апостол Павел. Этот отрывок читается сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 15.
58 Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом.
Глава 16.
1 При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских.
2 В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду.
3 Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим.
В греческой культуре Сизиф стал символом бесцельного и бессмысленного существования. А выражение «сизифов труд» проникло в иные языки и культуры. Жители Коринфа (города, где когда-то правил легендарный Сизиф) в первом веке по Рождестве Христовом вели образ жизни, напоминавший своей бессмысленностью мифическое существование их древнего правителя. Коринф по всей Римской империи славился тем, что жители его проводили свои дни в распутных развлечениях. На улицах Коринфа человеку предлагались все дозволенные и недозволенные удовольствия. В особенности Коринф в те годы славился как город блудниц — всё из-за знаменитого языческого храма Афродиты, античной покровительницы распутной любви.
Тем не менее, именно Коринф принял в 52 году пришедшего с проповедью апостола Павла, послушал его и стал преображаться. В результате уже через полтора года в Коринфе было множество христиан, а сам город через несколько десятилетий потерял свою былую постыдную репутацию. Преодоление прежнего образа жизни далось коринфянам-христианам нелегко. Для укрепления коринфской общины апостолу Павлу пришлось не только ещё раз посетить город, но и направить коринфским христианам два послания. Отрывок из первого послания мы с вами и услышали сегодня.
Коринфские христиане, в особенности перешедшие из язычества, находились в постоянном искушении вернуться к прежней распутной жизни. Окружавшая их языческая культура убеждала их, что у человека нет бессмертной души, что жизнь человека заканчивается со смертью тела, а значит не нужно будет давать ответа за греховные поступки. Апостол Павел в своём послании прямо пишет коринфянам, что все люди в день Страшного суда воскреснут и дадут ответ за прожитую жизнь. А потому христианин призван внимательно следить за тем, как он живёт, и свидетельствовать о своей вере добрыми делами. В особенности, делами милосердия.
Апостол Павел знал, что наиболее распространённым среди коринфян был грех скупости. Коринфяне, христиане в том числе, активно занимались торговлей. Как известно, именно торговцы часто являются людьми прижимистыми. Чтобы избавить коринфских христиан от присущей им скупости Павел в своём послании призывал их жертвовать часть заработанного на нужды Иерусалимской церкви. Та находилась в бедственном состоянии из-за гонений язычников и иудеев. По замыслу апостола коринфские христиане должны были каждое воскресенье откладывать денег, кто сколько может, на дела милосердия, а затем отправлять собранные средства в Иерусалим. Таким образом, получалось, что коринфяне боролись и с собственным грехом, и помогали нуждавшимся.
Сегодняшний отрывок из Первого послания апостола Павла к Коринфянам может быть применим и к современной жизни. Французский философ Альбер Камю часто сравнивал жизнь человека с бесполезным существованием коринфского царя Сизифа. Якобы ничего кроме тщетности людям не суждено обрести. Однако апостол Павел предлагает иной путь — осмысленной и радостной жизни в любви к Богу и ближним. Её, эту новую жизнь, человек способен почувствовать, совершая дела милосердия, и, как пишет Павел, этот добрый «труд никогда не будет тщетен перед Господом».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем сохранить зрение Светлане Луганской, переводчице трудов св. Николая Сербского и не только
Светлана Алексеевна Луганская — известный переводчик сербской духовной литературы. Благодаря её стараниям некоторые произведения, вы можете услышать и в эфире Радио ВЕРА, например, «Молитвы на озере» святителя Николая Сербского или книгу «Чётки святого Саввы» Милана Милетича.
Сербский язык Светлана Алексеевна полюбила ещё в детстве. Её папа в связи с работой много ездил по миру и привозил из командировок разные детские книги и словари. «Я их старалась читать, изучать. Особенно тёплое чувство у меня возникало при чтении сербских книжек», — вспоминает Светлана. Повзрослев, она окончила университет и связала жизнь с изучением сербского языка, полюбившегося ей с детства. В качестве московского корреспондента она работала на радио Черногорско-Приморской митрополии, занималась переводом книг, фильмов и статей.
С 2005 года Светлана Алексеевна борется с онкологическим заболеванием. На фоне тяжёлого лечения женщина начала стремительно терять зрение. Некоторое время назад ей провели операцию, которая улучшила ситуацию, и Светлана Алексеевна понемногу продолжала работать над переводами. Но сейчас зрение снова оказалось под угрозой, в связи с чем женщине необходима срочная помощь специалистов.
Собрать средства на дорогостоящее лечение Светлане помогает благотворительный фонд «Мои друзья». Если вы хотите стать участником большого доброго дела и поддержать Светлану Алексеевну Луганскую, переходите на сайт: https://my-friends.ru/
Также помогать фонду и его подопечным можно через короткий номер. Отправьте СМС на номер 7715 со словом «Друзья» и любой суммой, например, «Друзья 100».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Иоанн Златоуст». Игумен Дионисий (Шлёнов)
У нас в гостях был профессор Московской духовной академии, наместник Андреевского мужского монастыря в Москве игумен Дионисий (Шлёнов).
Разговор шел о служении и богословских трудах святителя Иоанна Златоуста, о том, как он повлиял на историю Церкви и как его наставления, написанные в четвертом веке, могут быть применимы в современной жизни.
Все выпуски программы Светлый вечер